Решение Приморского краевого суда от 17 ноября 2016 г. по делу N 3а-179/2016
Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 марта 2017 г. N 56-АПГ17-1 настоящее решение было оставлено без изменений, апелляционное представление прокурора Приморского края - без удовлетворения
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего - судьи Шевцовой Т.С.
при секретаре Петровой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приморского края об оспаривании постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета" (в ред. от 11.10.2016 N 477-па),
установил:
2 сентября 2016 г. губернатором Приморского края принято постановление N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета".
Указанное постановление было опубликовано в официальном интернет-портале правовой информации по адресу http://www.pravo.gov.ru, в издании "Приморская газета" 112 (1283) от 06.09.2016.
Абзацем 1 подпункта 1.1 пункта 1 постановления от 02.09.2016 N 413-па (в редакции постановления от 11.10.2016 N 477-па) установлено, что право на получение мер социальной поддержки, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края и Правительства Российской Федерации, имеют граждане Российской Федерации, местом жительства которых в августе - сентябре 2016 года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенные на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK" на территории Приморского края (далее соответственно - пострадавшие граждане, чрезвычайная ситуация);
абзацем 3 подпункта 2.2 пункта 2 постановления предусмотрено, что формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных абзацами третьими, восьмыми-десятыми подпункта 2.1 пункта 2 осуществляется на основании документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации;
абзацем 3 подпункта 2.3 пункта 2 предусмотрено, что формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных абзацем четвертым подпункта 2.1 пункта 2 осуществляется на основании документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, имеющих придомовые земельные участки, поврежденные в результате чрезвычайной ситуации;
абзацем 3 подпункта 2.4 пункта 2 предусмотрено, что формирование списков пострадавших граждан, предусмотренных абзацами пятым и шестым подпункта 2.1 пункта 2 осуществляется на основании документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства в жилых домах, квартирах, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 постановления.
Прокурор Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ, о признании недействующими следующих норм:
- абзаца 1 подпункта 1.1 пункта 1 постановления от 02.09.2016 N 413-па (в редакции постановления от 11.10.2016 N 477-па), в той мере, в какой данное постановление исключает право граждан Российской Федерации,
проживающих по месту пребывания на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK", проживающих по месту пребывания или по месту жительства за пределами территорий указанных муниципальных образований, на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов на восстановление расположенных на территориях указанных муниципальных образований и находящихся у данных лиц на законных основаниях поврежденного жилого дома, квартиры, расположенной на первом этаже многоквартирного дома, а также в связи с утратой урожая (в том числе сельскохозяйственных культур) на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, на придомовом земельном участке, расположенных на территориях указанных муниципальных образований и предоставленных данным гражданам на законных основаниях;
проживающих по месту пребывания на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK", проживающих по месту пребывания или по месту жительства за пределами территорий указанных муниципальных образований и имеющих на законных основаниях на данных территориях имущество первой необходимости, право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110;
- абзаца 3 подпункта 2.2 пункта 2;
- абзаца 3 подпункта 2.3 пункта 2;
- абзаца 3 подпункта 2.4 пункта 2.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на противоречие данных положений части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статье 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Представители Администрации Приморского края и департамента труда и социального развития Приморского края возражали против удовлетворения заявленных требований прокурора.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, Приморский краевой суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Специальным нормативным правовым актом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Действие приведенного закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подпункт "л" пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 68-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
Анализ положений данных норм позволяет сделать вывод о том, что компенсации и социальные гарантии в случае возникновения чрезвычайных ситуаций предоставляются гражданам Российской Федерации; порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; органы власти субъекта Российской Федерации наделены полномочиями по принятию решений об осуществлении единовременных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Из буквального толкования положений статей 10, 11, 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ следует, что данный федеральный закон определяет права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Не определяя конкретный круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ относит соответствующее регулирование к полномочиям Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением губернатора Приморского края от 31 августа 2016 г. N 63-пг в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK", был введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Постановлением губернатора Приморского края"
В целях ликвидации последствий наводнения, произошедшего на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 г., постановлением Администрации Приморского края от 02.09.2016 N 413-па установлены случаи осуществления единовременных денежных выплат, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края и Правительства Российской Федерации, а также круг лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены, а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 N 1860-р, от 21.10.2016 N 2219-р выделены Администрации Приморского края из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетные ассигнования.
Оспариваемый нормативный правовой акт разработан на основании Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила).
В подпунктах "г" и "д" пункта 2 Правил установлены мероприятия, на финансовое обеспечение которых выделяются бюджетные ассигнования из резервного фонда, и размеры единовременных денежных выплат гражданам, которым был причинен ущерб вследствие чрезвычайной ситуации.
Пунктом 11 данных Правил предусмотрен перечень документов для обоснования размеров запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, согласно приложению N 9 (подпункт "г"), список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, согласно приложению N 12 (подпункт "д").
Приложениями N 9 и N 12 к Правилам утверждена форма Списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в соответствии с которой для включения гражданина в данный список необходимо, наряду с другими сведениями, включать данные об адресе места проживания (регистрации).
В соответствии с пунктом 12 Правил Приказом МЧС России от 29.08.2014 N 470 утвержден порядок подготовки, документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, в соответствии с которым подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам мер социальной поддержки, осуществляется, в том числе, в соответствии с приложениями N 9 и N 12 к Правилам.
Анализ оспариваемого постановления во взаимосвязи с приведенными федеральными нормами позволяет сделать вывод о том, что Глава администрации (Губернатор) Приморского края, определяя порядок и условия предоставления социальной выплаты гражданам Российской Федерации, местом жительства которых в августе-сентябре 2016 г. являлись жилые дома, квартиры, находящиеся в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципальных образований Приморского края, указанных в подпункте 1.1. пункта 1 оспариваемого постановления, в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, действовал в рамках компетенции по данному вопросу; критерий установления круга лиц получателей мер социальной поддержки в связи с чрезвычайной ситуацией в регулировании рассматриваемых правоотношений выбран законодателем субъекта сообразно целям правового регулирования, не противоречит регулированию данного круга правоотношений на федеральном уровне; право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренное указанным выше федеральным законом, не отменил и иным образом не ухудшил.
Предусмотренные абзацем 3 подпункта 2.2, абзацем 3 подпункта 2.3, абзацем 3 подпункта 2.4 пункта 2 постановления от 02.09.2016 N 413-па требования о формировании списков пострадавших граждан на основании документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, соответствуют действующему законодательству.
При таких обстоятельствах суда нет оснований для вывода о незаконности оспариваемых положений.
Доводы прокурора о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта Закону Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" являются несостоятельными.
Постановление от 02.09.2016 N 413-па регулирует отношения, связанные с реализацией права граждан на получение мер социальной поддержки в связи с возникновением чрезвычайной ситуации и не регулирует отношения в области регистрационного учета граждан по месту пребывания и месту жительства. Требования абзаца 1 подпункта 1.1 пункта 1 и абзаца 3 подпункта 2.2, абзаца 3 подпункта 2.3, абзаца 3 подпункта 2.4 пункта 2 постановления от 02.09.2016 N 413-па не ограничивают право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Принимая во внимание, что целью социальной поддержки является оказания безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то оспариваемые положения не могут рассматриваться как нарушающие права граждан Российской Федерации, которые не проживали (не зарегистрированы по месту жительства) в зоне наводнения.
Оспариваемые предписания не ограничивают закрепленное федеральным законом право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, и не препятствует этим гражданам в случае отказа в возмещении ущерба на условиях и в размерах, установленных пунктом 1 постановления от 02.09.2016 N 413-па, обратиться за судебной защитой нарушенного права, поскольку согласно главы 2 "Методических рекомендаций по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуаций и последствий стихийных бедствий", утв. МЧС России от 03.10.2014 N 2-4-87-24-7, при отсутствии у гражданина необходимых документов, подтверждающих право на получение мер социальной поддержки (отсутствие регистрации по месту жительства) граждане включаются в списки на получение единовременных денежных выплат на основании принятых судебных решений.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления прокурора Приморского края о признании недействующими абзаца 1 подпункта 1.1 пункта 1 постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 N 413-па "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджета" (в ред. от 11.10.2016 N 477-па) в той части, в которой исключено право граждан Российской Федерации,
проживающих по месту пребывания на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK", проживающих по месту пребывания или по месту жительства за пределами территорий указанных муниципальных образований, на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации Приморского края, в целях частичного покрытия расходов на восстановление расположенных на территориях указанных муниципальных образований и находящихся у данных лиц на законных основаниях поврежденного жилого дома, квартиры, расположенной на первом этаже многоквартирного дома, а также в связи с утратой урожая (в том числе сельскохозяйственных культур) на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, на придомовом земельном участке, расположенных на территориях указанных муниципальных образований и предоставленных данным гражданам на законных основаниях;
проживающих по месту пребывания на территориях Артемовского, Дальнегорского, Дальнереченского, Лесозаводского, Находкинского, Партизанского, Уссурийского городских округов, Анучинского, Дальнереченского, Кавалеровского, Кировского, Красноармейского, Лазовского, Михайловского, Надеждинского, Октябрьского, Ольгинского, Партизанского, Пожарского, Тернейского, Ханкайского, Хасанского, Хорольского, Черниговского, Чугуевского, Шкотовского, Яковлевского муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории Приморского края, вызванными тайфуном "LIONROCK", проживающих по месту пребывания или по месту жительства за пределами территорий указанных муниципальных образований и имеющих на законных основаниях на данных территориях имущество первой необходимости, право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в размерах и в случаях, установленных подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 N 110;
абзаца 3 подпункта 2.2, абзаца 3 подпункта 2.3, абзаца 3 подпункта 2.4 пункта 2, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 17 ноября 2016 г. N 3а-179/2016 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Постановления Администрации Приморского края от 02.09.2016 N 413-па (ред. от 11.10.2016) "О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории Приморского края в августе-сентябре 2016 года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов"
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy-prm.sudrf.ru)