Резолютивная часть решения оглашена 06 июня 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 09 июня 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
в отсутствие представителя заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения надлежащим образом,
в присутствии представителей Заказчика - "_" по доверенности N 1431 от 05.06.2023, "_" по доверенности N 1430 от 05.06.2023,
рассмотрев жалобу ИП Жукова А.А. от 31.05.2023 (вх. N 2492-ЭП/23) на электронный аукцион на поставку катетеров аспирационных трахеальных (извещение N 0357200022823000156), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
24.05.2023 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку катетеров аспирационных трахеальных (извещение N 0357200022823000156).
Извещение N 0357200022823000156 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 24.05.2023 в 14:34.
Начальная (максимальная) цена контракта - 288 074,44 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 01.06.2023 в 08:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
31.05.2023 в 14:10 (вх. N 2492-ЭП/23 от 31.05.2023) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 06 июня 2023 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба вх. N 2492-ЭП/23 от 31.05.2023, в материалах дела).
1. Заказчиком не подготовлено обоснование использования дополнительной информации, не указанной в каталоге товаров, работ, услуг (далее - КТРУ).
2. Заказчик не установил ограничения в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
3. Заказчиком в извещении указано требование о приобретаемых размерах катетеров N 14, 16, 18, что вводит в заблуждение потенциальных участников, поскольку указанных размеров не существует.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
1. Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В силу пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 (далее - Правила использования каталога, Постановление N 145), заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг.
Включение в позицию каталога описания (содержащего характеристики) товара, работ, услуг осуществляется Минфином России путем размещения во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок в случае формирования такого описания в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
В рассматриваемой электронной процедуре использован код КТРУ 32.50.13.110-00005064 "Катетер аспирационный трахеальный".
Указанная позиция каталога содержит код ОКПД2 - 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Учитывая изложенное, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Комиссия Псковского УФАС России установила, что в позиции КТРУ 32.50.13.110-00005064 "Катетер аспирационный трахеальный" отсутствуют сведения о характеристиках товара.
Следовательно, поскольку в указанной позиции КТРУ отсутствуют сведения о характеристиках товара, Заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в соответствии со своей потребностью в товаре.
Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России считает, что Заказчиком не были нарушены положения части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога.
Довод жалобы не нашел подтверждения.
2. В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Комиссией Псковского УФАС России установлено, что объектом рассматриваемой закупки является "Катетер аспирационный трахеальный".
Описанием объекта закупки, размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, установлены требования к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара.
Код позиции по КТРУ/ОКПД2 |
Наименование товара |
Описание по КТРУ |
Характеристики объекта закупки (функциональные, технические и качественные) |
32.50.13.110-00005064 |
Катетер аспирационный трахеальный |
*Гибкая трубка, как правило, изготавливаемая из пластика, разработанная для периодической аспирации жидкостей и/или полутвердых из верхних дыхательных путей пациента. Трубка обычно достигает 40 - 56 см (16 - 22 дюйма) в длину и имеет достаточно небольшой диаметр, что позволяет вводить ее в эндотрахеальную трубку. Изделие обычно гладкое, с закругленным дистальным кончиком с отверстиями на конце и по бокам; большинство изделий имеют управляемый пальцем клапан для регулировки давления при аспирации. Снаружи через удлиняющую трубку большего диаметра данное изделие присоединяется к ваккумной системе и емкости для сбора аспирата; используется для удаления излишков внутренних выделений из легких, бронхов, трахеи и глотки. Это изделие для одноразового использования. |
Зонд аспирационный стерильный однократного применения с вакуум-контролем предназначен для аспирации трахеобронхиального секрета и мокроты из респираторного тракта пациентов, находящихся на ИВЛ, а также дышащих самостоятельно через трахеостомическую или эндотрахеальную трубку. Зонд должен быть изготовлен из прозрачного медицинского ПВХ, должен иметь открытый атравматичный дистальный конец. Поверхность зонда должна быть гладкой, на дистальном конце зонда должны быть два вспомогательных отверстия. Коннектор зонда должен соответствовать размерам элементов любых вакуум-аспираторов. Коннектор зонда тип Вакон прозрачный с цветной маркировкой. Зонд должен быть упакован в индивидуальный герметичный пакет, обеспечивающий сохранение эксплуатационных и медицинских качеств в течение всего срока годности. Длина не менее 50 см. |
| |||
| |||
| |||
| |||
Требуемые размеры: |
|
|
|
N14 |
|
|
|
N16 |
|
|
|
N18 |
|
|
|
В рассматриваемом аукционе Заказчиком использован код КТРУ 32.50.13.110-00005064 "Катетер аспирационный трахеальный".
Указанная позиция каталога содержит код ОКПД2 - 32.50.13.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты".
В извещении о проведении рассматриваемой закупки установлены запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
Установлено условие допуска - участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно не применены положения Постановления N 102.
Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что Постановление N 102 принято Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 Постановления N 102 утверждены прилагаемые:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 1);
- перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень N 2).
Перечень N 1 к Постановлению N 102 содержит Примечание: "При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия".
Таким образом, при установлении ограничений и условий допуска в соответствии с Постановлением N 102 заказчик руководствуется наличием совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия, указанных в Перечне.
Перечень N 1 Постановления N 102 содержит код ОКПД2 - 32.50.13.110, наименование - "иглы хирургические; инструменты колющие; шприцы-инъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них".
Несмотря на то, что указанный код ОКПД2 включен в Перечень N 1 Постановления N 102, наименование вида медицинского изделия "катетер аспирационный трахеальный" отсутствует.
Вопреки доводам жалобы, катетер аспирационный трахеальный не отнесен к инструментам зондирующим и бужирующим в соответствии с кодом ОКПД2, указанным в позиции КТРУ.
С учетом изложенного, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком правомерно не установлены условия и ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением N 102, поскольку его действие не распространения предмет рассматриваемой закупки.
Довод жалобы не нашел подтверждения.
3. Согласно требованиям, установленным в извещении о проведении закупки, Заказчику требуется поставка катетера аспирационного трахеального с размерами N 14, 16 ,18.
По мнению Заявителя, данное требование вводит в заблуждение потенциальных участников, поскольку указанных размеров, в том виде, как они прописаны, не существует.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации (далее - документы национальной системы стандартизации), - национальный стандарт Российской Федерации, в том числе основополагающий национальный стандарт Российской Федерации, и предварительный национальный стандарт Российской Федерации, а также правила стандартизации, рекомендации по стандартизации, информационно-технические справочники.
Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 8836-2012 "Катетеры аспирационные для респираторного тракта" введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 декабря 2012 года N 1932-ст. Указанный стандарт устанавливает требования к катетерам аспирационным ля респираторного тракта.
Согласно ГОСТ ISO 8836-2012 таблица 1 приведена для указания цветового кодирования размеров аспирационных катетеров. Соответствие размеров определенным цветам, перечисленным в таблице 1, принято по результатам изучения практики, осуществляемой изготовителями катетеров. Попытки стандартизации цветового кодирования размеров, не вошедших в таблицу 1, не предпринимались. Трубки таких размеров допускаются по усмотрению изготовителя.
Согласно п. 4.1.2 ГОСТ ISO 8836-2012 номинальный наружный диаметр катетера можно определить, пользуясь цветовым кодом на приборном конце. Соответствие цветового кода номинальному наружному диаметру приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Цветовое кодирование аспирационных катетеров
Номинальный наружный диаметр, мм |
Эквивалент по шкале Шарьера |
Цветовой код |
1,67 |
5 |
серый |
2,0 |
6 |
светло-зеленый |
2,5 |
7,5 |
розовый |
2,67 |
8 |
светло-голубой |
3,0 |
9 |
бирюзовый |
3,33 |
10 |
черный |
4,0 |
12 |
белый |
4,67 |
14 |
зеленый |
5,0 |
15 |
коричневый |
5,33 |
16 |
оранжевый |
6,0 |
18 |
красный |
6,67 |
20 |
желтый |
Описанием объекта закупки, размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, указано, что коннектор зонда тип Вакон прозрачный с цветовой маркировкой.
Таким образом, Заказчику требовались катетеры цветовых кодов N 14 - зеленый, N 16 - оранжевый, N 18 - красный, что соответствует таблице N 1 ГОСТ ISO 8836-2012.
Вопреки позиции Заявителя, в описании объекта закупки отсутствует указание на единицы измерения, следовательно, ИП Жуков А.А., как профессиональный участник торгов, должен был знать, что цветовое кодирование аспирационных кататеров соответствует номинальному наружному размеру.
Кроме того, согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 N ИЭА1 на участие в электронном аукционе поступило 3 (три) заявки от участников закупки, все три заявки признаны соответствующими требованиям извещения, следовательно, положения извещения (в том числе описание объекта закупки) не ввели в заблуждение участников данной закупки.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Жукова А.А. необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 9 июня 2023 г. N 060/06/33-207/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023