Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ЮГ-Моторс" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" при проведении электронного аукциона: "Поставка подвесных лодочных моторов" (извещение N 0318100060323000032) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком составлено описание объекта закупки с нарушениями Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГБУ "Черноморо-Азовская дирекция по техническому обеспечению надзора на море" проводился электронный аукцион: "Поставка подвесных лодочных моторов" (извещение N 0318100060323000032).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 120 000,00 рублей.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
П.1) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Раздела 3 "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке товар с характеристиками:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики, показатели, связанные с определением соответствия товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
|
1. |
Подвесной лодочный мотор |
Максимальная мощность мотора, кВт (л.с.) |
не менее 66,2 (90) |
шт. |
2 |
Тип двигателя |
четырехтактный |
||||
Охлаждение |
водяное |
||||
Диапазон макс. оборотов двигателя, об/мин |
5300 (не менее)6300 (не более) |
||||
Рабочий объем двигателя, см3 |
не менее 1500 |
||||
Количество цилиндров (конфигурация) |
4 (рядный) |
||||
Система зажигания |
Полностью транзисторная |
||||
Генератор |
12V 27A (не более) |
||||
Вес мотора |
не менее 150 кг |
||||
Тип топлива |
Бензин АИ 92 |
||||
Вращение винта |
правое |
||||
Длина дейдвуда |
L (под транец лодки 508 мм) |
||||
Рекомендуемый аккумулятор, Аh |
Не менее 90 |
||||
Задний ход |
есть |
||||
Привод клапанов |
2 распредвала (цепь) |
||||
Запуск |
электростартер |
||||
Подъем мотора |
Электро гидравлический |
||||
Управление мотором |
дистанционное (машинка) |
||||
Передача |
вперед - нейтраль - назад |
||||
Регулировка угла наклона мотора |
наличие |
||||
Аварийный выключатель двигателя |
наличие |
||||
Комплектация |
Инструкция по эксплуатации на русском языке. Инструменты. Крепежные болты. Рулевая тяга. Муфта уплотнительная. Штатный винт Тахометр. |
||||
|
|
|
Трим-указатель. Дистанционное управление (машинка). Топливный шланг с грушей. Техническая документация на русском языке. |
|
|
|
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги, согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014.
ОКПД 2в закупке указано Заказчиком - 28.11.11.000.
Согласно статье 33 Закона о контрактной системе, заказчик самостоятельно формирует объект закупки, позиции каталога, подлежащие применению, определяются заказчиком самостоятельно при формировании конкретного объекта закупки.
Заказчик вправе в необходимой степени детализировать характеристики товара, поскольку потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований к закупке.
В отношении закупаемого товара в позициях КТРУ набор характеристик является недостаточно детализированным, не в полной мере описывает данный товар, ввиду чего Заказчиком при описании закупаемого товара в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе использованы дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ и принято решение об уточнении описания технических характеристик данного товара, имеющих существенное значение для повышения эффективности оказываемых услуг с учетом потребности Заказчика.
В силу п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении, приглашении и документации дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога, в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, за исключением случаев:
- закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень иностранной радиоэлектронной продукции, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 878 (пп. "а" п. 5 Правил использования КТРУ); если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством РФ в соответствии с ч. 5 ст. 33 Закона N 44-ФЗ (шт. "б" п. 5 Правил использования КТРУ). Поясняем, что национальный режим Заказчиком не был установлен в закупке.
Пунктом 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановления N 145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
П. 7 Правил использования КТРУ указывает, что: "в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно".
В справочнике КТРУ присутствует диапазон мощности двигателя подвесного лодочного мотора > 50л.с. и < 100л.с. и более.
При этом, у заказчика имеется потребность в приобретении подвесного лодочного мотора с минимальным пределом: в 90 л.с., так как приобретается мотор на имеющейся в оперативном управлении Заказчика катер "Корвет 600WA".
Согласно техническим характеристикам, на катер "Корвет 600WA" устанавливается мотор с мощностью ПМ 90-150 л.с. согласно характеристикам завода-изготовителя
То есть, возможна поставка моторов с мощностью 50 л.с., что приведет к невозможности управления лодкой в неблагоприятные погодные условия (работники ФГБУ "ЧерАзтехмордирекция" выезжают при возникновении чрезвычайных ситуаций на море для отбора проб, вне зависимости от погодных условий).
Также Заказчиком указанно оснащение ГРМ цепным приводом, что обеспечивает более надежную работу при длительной и беспрерывной эксплуатации двигателя в морских условиях. Цепь не требует особых затрат на обслуживание, нет зависимости от перепада температур; высокий уровень прочностных характеристик, который допускает намного более серьезные нагрузки; при компактных размерах обеспечивается большая эффективность; небольшой уровень радиальной нагрузки на валы; КПД цепной передачи находится на уровне 900/6-9894; отсутствие такого негативного фактора, характерного для ременной передачи, как скольжение; простая и удобная замена цепи, которая дополняется отсутствием необходимости серьезного начального натяжения; небольшой объём работ по техническому обслуживанию.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Аналогичная позиция высказана Верховным Судом РФ - является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
При формировании требований к объекту закупки заказчиком были проанализированы технические характеристики представленного на рынке дезинфицирующих средств. Результаты анализа отражены в сравнительной таблице характеристик аналогичного товара двух производителей (прилагается к пояснениям).
Товар, который предполагается к поставке широко представлен на функционирующем рынке, о чем свидетельствуют коммерческие предложения потенциальных поставщиков, полученные Заказчиком на этапе подготовки аукционной документации.
Установление определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников аукциона. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребности Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничения числа участников закупки. Следует отметить, что предметом торгов является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, поставщиком товара может быть любое лицо, в том числе и не производитель товара.
В составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность данных доводов, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств того обстоятельства, что содержащиеся в "Описании объекта закупки" требования необоснованно создали одним участникам размещения закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников размещения закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников размещения закупки.
В результате проведенного аукциона подано 4 заявки с товарами соответствующими техническому заданию на поставку подвесного лодочного мотора, соответственно Заказчик не ограничил конкуренцию.
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮГ Моторс" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318100060323000032).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 2 июня 2023 г. N 602/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2023