Резолютивная часть решения оглашена "08" июня 2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме "09" июня 2023 г. г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> - |
Заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> - |
Главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> - |
Ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
При участии посредством ВКС:
- <...> - представителя ООО "Монарх", по доверенности;
- <...> - представителя заказчика - Министерства здравоохранения Кузбасса, по доверенности;
рассмотрев дело N 042/06/33-702/2023, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Министерством здравоохранения Кузбасса требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N 0139200000123007827 "Поставка оборудования для образовательных организаций", с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора
электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
05.06.2023 в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Монарх" (вх. N 5180-ЭП/23) на действия заказчика - Министерства здравоохранения Кузбасса при проведении электронного аукциона N 0139200000123007827 "Поставка оборудования для образовательных организаций".
По мнению заявителя, извещение и описание объекта закупки противоречит положениям ФЗ N 44-ФЗ.
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
25.05.2023 в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом - Департаментом контрактной системы Кузбасса по заявке заказчика было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139200000123007827 "Поставка оборудования для образовательных организаций".
Начальная максимальная цена контракта - 847 950,00 рублей.
Заявитель указывает на то, что Заказчик неправомерно применил Постановление Правительства РФ от 30.04.020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 617).
Как следует из части 2 статьи 8 ФЗ N 44-ФЗ, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В Извещении заказчиком установлено ограничение допуска согласно Постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с Постановлением Правительства N 617 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов промышленных товаров, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, которая одновременно:
а) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
б) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении заявок.
В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными настоящим постановлением, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства.
Соответственно, при наличии у участника закупки реестровых номеров подтверждающих страну происхождения Российская Федерация, комиссией по осуществлению закупки будет учтен данный факт при оценки поданных заявок всеми участниками как приоритет, но при этом, в случае если все участники закупок не предоставят реестровые номера подтверждающие страну происхождения, то участники закупки не подлежат отклонению по данному критерию, а данные заявки приравниваются к заявкам, содержащим предложение о иностранном товаре.
Таким образом, в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ отсутствуют.
Заявитель указывает на то, что Заказчиком пункты: 1 "Весы напольные, электронные"; 2 "Весы электронные порционные настольные (тип 1)"; 3 "Весы электронные порционные настольные (тип 2)", описания объекта закупки составлены под одного производителя весов АО "МАССА-К".
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В адрес Кемеровского УФАС России заказчиком была представлена сравнительная таблица с характеристиками для поставки весов позиций 1,2,3 описания объекта закупки двух производителей:
- АО "МАССА-К";
- "Mertech".
Комиссией Кемеровского УФАС России были проанализированы характеристики "Весы напольные, электронные", "Весы электронные порционные настольные (тип 1)", "Весы электронные порционные настольные (тип 2)", представленные заказчиком, и установлено, что характеристикам весов, закрепленным заказчиком в извещении о закупке N 0139200000123007827 соответствуют товары двух производителей.
Таким образом, требования заказчика не противоречат положениям пункта 1 части 1 статьи 33 ФЗ N44-ФЗ.
Отсутствие возможности у заявителя поставки необходимого заказчику товара не может свидетельствовать об отсутствии такой возможности у иных хозяйствующих субъектов.
Руководствуясь статьями 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Монарх" на действия заказчика - Министерства здравоохранения Кузбасса требований ФЗ N 44-ФЗ при проведении электронного аукциона N 0139200000123007827 "Поставка оборудования для образовательных организаций" необоснованной.
2. Производство по делу N 042/06/33-702/2022 прекратить.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 9 июня 2023 г. N 042/06/33-702/2023 (ключевые темы: участники закупок - характеристика - министерство здравоохранения - товары, происходящих из иностранных государств - образовательные организации)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.06.2023