Решение Приморского краевого суда от 8 ноября 2016 г. по делу N 3а-166/2016
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Петровой Е.В.,
с участием прокурора Неплюевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Есаулова Григория Васильевича к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю, департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действующим в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждёны Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые опубликованы 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 17 февраля 2016 года.
Есаулов Г.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю о признании недействующим решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (в редакции от 30 декабря 2014 года с изменениями от 17 февраля 2016 года) в части установления территориальной зоны Ж-1 в границах земельного участка, объекта недвижимости - жилой дом, кадастровый номер N, расположенного по адресу: <адрес>, и в границах земельного участка, предназначенного для эксплуатации данного жилого дома, местоположение земельного участка установлено согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 978 кв. м, утверждённой распоряжением управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока N от 17 декабря 2014 года. В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> и прочие сооружения, необходимые для его использования. Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю N от 1 июня 2016 года осуществление кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка приостановлено на основании того, что образуемый земельный участок располагается в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой указанный вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации жилого дома" отсутствует в перечне видов разрешённого использования, принятых для данной зоны. Считает, что принятым решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не соблюдены требования пункта 3 части 1 статьи 30, части 14 статьи 31 Градостроительного кодекса РФ и нарушены его (административного истца) права по использованию и оформлению прав на спорный земельный участок.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованного лица департамент градостроительства Приморского края.
В ходе рассмотрения дела административный истец в лице представителя ФИО11 уточнил заявленные требования и просил признать недействующим решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (в редакции от 30 декабря 2014 года с изменениями от 17 февраля 2016 года) в части установления территориальной зоны Ж-3 в границах земельного участка, объекта недвижимости - жилой дом, кадастровый номер N, расположенного по адресу: <адрес>, и в границах земельного участка, предназначенного для эксплуатации данного жилого дома, местоположение земельного участка установлено согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 978 кв. м, утверждённой распоряжением управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока N от 17 декабря 2014 года.
В судебном заседании представители административного истца ФИО11 и ФИО13 поддержали уточнённые требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, уточнённых требованиях. По существу показали, что Есаулову Г.В. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> и прочие сооружения, необходимые для его использования. Вокруг данного земельного участка существует сложившаяся застройка аналогичных индивидуальных жилых домов. Однако, при установлении Правилами землепользования и застройки границ территориальных зон, не учтена сложившаяся планировка территории и существующее землепользование. Принятым решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не соблюдены требования пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" и нарушены права Есаулова Г.В. по владению, распоряжению и оформлению прав на спорный земельный участок. Дополнительно пояснили, что ими спариваются и решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, и утвержденные им Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в части расположения земельного участка, который административный истец желает оформить в собственность и на котором находится принадлежащий ему дом, по основаниям отнесения его к территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и не оспариваются в части порядка и процедуры принятия (полномочия, форма (вид), опубликование и др.).
Представитель Думы города Владивостока ФИО14 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу. Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены в соответствии с Генеральным планом Владивостокского городского округа, согласно которому спорный земельный участок отнесён к жилой зоне. Исходя из норм Градостроительного кодекса РФ территориальное планирование направлено на развитие, то есть изменение в будущем территорий, а не на фиксацию сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Полагает, что Правила землепользования и застройки не нарушают прав собственника жилого дома на использование земельного участка.
Представители Администрации города Владивостока ФИО15, департамента градостроительства Приморского края ФИО20 в судебном заседании также возражали против удовлетворения заявленных требований. По существу указали, что административный истец не доказал наличие оснований для признания недействительным решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 в части определения территориального зонирования в отношении спорного земельного участка, а также не обосновал, в чём состоит нарушение его прав данным нормативным правовым актом в оспариваемой части.
Есаулов Г.В., представитель филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.
Выслушав объяснения представителей административного истца ФИО11 и ФИО13, возражения представителей Думы города Владивостока ФИО14, Администрации города Владивостока ФИО15, департамента градостроительства Приморского края ФИО20, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Неплюевой Е.И., полагавшей, что уточнённые административные исковые требования не подлежат удовлетворению, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (часть 1). Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет" (часть 3). Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке (часть 4).
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относится утверждение правил землепользования и застройки.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 на предмет соблюдения при его принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
В судебном заседании установлено, что Есаулову Г.В. на основании договора купли-продажи от 4 августа 1984 года, на праве собственности принадлежит здание, назначение: жилой дом, 1-этажный, общей площадью 49,9 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 26 мая 2014 года.
Распоряжением управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока N от 17 декабря 2014 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <адрес>, площадью 978 кв. м, для дальнейшей эксплуатации жилого дома.
Решением филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю N от 1 июня 2016 года осуществление кадастрового учёта в отношении указанного земельного участка приостановлено на основании пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" на срок до 1 сентября 2016 года до устранения обстоятельств, препятствующих его проведению.
Из существа указанного решения следует, что образуемый земельный участок располагается в зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3), в которой указанный вид разрешённого использования "для дальнейшей эксплуатации жилого дома" отсутствует в перечне видов разрешённого использования, принятых для данной зоны и указано на необходимость выбрать вид разрешённого использования из перечня основных видов разрешённого использования в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждёнными решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 (в редакции решения от 30 декабря 2014 года с изменениями от 17 февраля 2016 года).
В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что Генеральный план Владивостокского городского округа, утверждённый решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, содержит Карту функциональных зон Владивостокского городского округа, из которой следует, что формируемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к жилой зоне.
Во исполнение требований части 3 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 18, части 3 статьи 31 пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, закрепляющих принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территории и содержащего в себе долгосрочные ориентиры её развития, перед правилами землепользования и застройки, при установлении территориальной зоны в Правилах землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, территория на которой расположен образуемый земельный участок по <адрес> отнесена к зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом РФ, в пункте 7 статьи 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса РФ, а виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В силу части 1 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Из положений данных норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур. Возложение на орган местного самоуправления обязанности внести изменения в нормативный правовой акт по вопросу, отнесённому к его компетенции, в судебном порядке, противоречит принципу разделения властей.
Кроме этого в судебном заседании установлено и не оспаривается представителями административного истца, что Есаулов Г.В. с предложением о внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа с последующим внесением изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе в отношении спорного земельного участка, в уполномоченный орган не обращался.
Оспаривая Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, административный истец, указав на несоблюдение обеспечения его прав и законных интересов как правообладателя объекта капитального строительства при принятии указанных Правил, не учёл, что по смыслу части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки и объекты капитального строительства, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков и объектов капитального строительства в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
При указанных обстоятельствах, ссылку административного истца на то, что решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 и утверждённые им Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа противоречат положениям пункта 3 части 1 статьи 30, пункта 4 части 1 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ", суд признает несостоятельной, а требования о признании недействующим в части решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа", не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В силу требований части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Из смысла данной нормы следует, что Есаулов Г.В. вправе использовать, принадлежащий ему объект недвижимости, не смотря на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа образуемый земельный участок отнесён к зоне застройки многоэтажными жилыми домами.
При этом суд учитывает, что как на момент утверждения Думой города Владивостока Генерального плана Владивостокского городского округа 15 сентября 2008 года, так и на момент утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа 7 апреля 2010 года, образуемый земельный участок не был сформирован, но и сведения о границах участка отсутствовали.
Есаулов Г.В. вправе в соответствии с частью 16 статьи 24 и пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ обратиться в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, которое подлежит рассмотрению комиссией при подготовке проекта изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Есаулова Григория Васильевича к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Приморскому краю, департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" не действующим в части - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 8 ноября 2016 г. по делу N 3а-166/2016 Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим решения Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа"
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy-prm.sudrf.ru)