Решение Приморского краевого суда от 22 сентября 2016 г. по делу N 3а-148/2016
Приморский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Деменевой А.О.,
с участием прокурора Маториной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Азимут Владивосток" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не действующими в части,
установил:
решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, которые опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 3 сентября 2015 года.
Картой градостроительного зонирования Владивостокского городского округа, входящей в состав Правил землепользования и застройки, определено, что земельный участок с кадастровым номером N площадью 16856 кв. м, расположенный примерно в 0,01 м. по направлению на запад от ориентира, находящегося за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> находится в границах трёх территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2).
ООО "Азимут Владивосток" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Думе города Владивостока о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления трёх территориальных зон: Т-3, ОД-2, Ж-3 в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 16856 кв. м, расположенного примерно в 0,01 м. по направлению на запад от ориентира, находящегося за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> не соответствующим требованиям Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ и недействующим. В обоснование своих требований указало, что Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 16856 кв. м, расположенного примерно в 0,01 м. по направлению на запад от ориентира - строения, находящегося за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, предоставленного для обслуживания здания гостиницы на основании распоряжения департамента земельных отношений, государственного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 8 февраля 2011 года N 250, в редакции распоряжений департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 5 июня 2015 года N 510-вр, от 9 сентября 2015 года N 778-вр. Нахождение спорного земельного участка в трёх территориальных зонах: Т-3, Ж-3 и ОД-2 нарушает установленный частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, пунктом 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ запрет на расположение одного земельного участка в различных территориальных зонах. Земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 5 июня 2003 года и передан в аренду до утверждения Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы Общества как собственника объекта недвижимости, поскольку лишает его права на оформление и использование участка, необходимого для обслуживания здания гостиницы, расположенной по адресу: <адрес>, приводит к разделу собственником (распорядителем) земельного участка по своему усмотрению без учёта мнения его пользователя.
До рассмотрения дела по существу, суд привлёк к участию в деле в качестве заинтересованных лиц: Администрацию города Владивостока, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент градостроительства Приморского края.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца в лице представителя ФИО9 уточнила заявленные требования и просила признать противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N трёх территориальных зон: Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта), Ж-3 (зона застройки многоэтажными жилыми домами) и ОД-2 (зона многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО9 поддержала уточнённые требования в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, ходатайстве об уточнении исковых требований. По существу пояснила, что договор аренды земельного участка от 8 октября 2007 года N не расторгнут, земельный участок с кадастровым номером N находится на праве аренды у ООО "Азимут Владивосток". На момент утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа спорный земельный участок уже был сформирован и в 2003 году поставлен на кадастровый учёт. Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку нахождение земельного участка с кадастровым номером N в трёх территориальных зонах препятствуют его использованию по целевому назначению.
Представитель Думы города Владивостока ФИО11 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. По существу указал, что решение от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" принято Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры, с учётом результатов публичных слушаний в пределах полномочий, в оспариваемой части соответствует требованиям нормативных правовых актов, имеющим большую юридическую силу. Земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Представитель Администрации города Владивостока и управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока ФИО12 в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями, представила письменные возражения на иск.
Представитель департамента градостроительства Приморского края ФИО13 в судебном заседании согласился с заявленными требованиями в части незаконности и недействительности нахождения спорного земельного участка в трёх территориальных зонах.
Выслушав объяснения представителя ООО "Азимут Владивосток" ФИО14, возражения представителя Думы города Владивостока ФИО11, возражения представителя Администрации города Владивостока и управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока ФИО12, пояснения представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО13, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Маториной О.А., полагавшей, что уточнённые исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относится утверждение правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 на предмет соблюдения при его принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого решения Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решение Думы города Владивостока в данной части не оспаривалось.
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В судебном заседании установлено, что 8 октября 2007 года между департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края ("Арендодатель") и ЗАО ФИО18, ФИО19 ("Арендаторы") заключен договор аренды земельного участка N, на основании которого Арендодатель предоставил, а Арендатор принял в аренду земельный участок с кадастровым номером N площадью 16856 кв. м (доля участия ФИО18 - 83/100, что соответствует 13990,5 кв. м без выдела в натуре, доля участия ФИО19 - 17/100, что соответствует 2865,5 кв. м без выдела в натуре), из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес> (установлено относительно ориентира строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес>), для использования в целях благоустройства прилегающей территории. Срок аренды Участка установлен с 3 октября 2007 года по 2 октября 2056 года (пункт 1.3.).
В настоящее время, после вынесения протеста прокурора Приморского края от 19 октября 2015 года N, в соответствии с распоряжением департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 8 февраля 2011 года N 250, с учётом изменений внесённых распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2015 года N 851-вр, арендатором вышеназванного земельного участка является ООО "Азимут Владивосток", что подтверждается выпиской из ЕГРП, выданной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Приморскому краю 12 июля 2016 года.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, спорный земельный участок с кадастровым номером N на момент утверждения Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа уже был сформирован в существующих координатах и 5 июня 2003 года поставлен на кадастровый учёт, и определёно его разрешённое использование "под благоустройство прилегающей территории".
Из справки информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Приморского края (фрагмент карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа) следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> находится в трёх территориальных зонах: зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2).
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В тоже время в судебном заседании установлено, что при утверждении Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением от 7 апреля 2010 года N 462 земельный участок с кадастровым номером N был отнесен к трём территориальным зонам: зоне объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоне многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2).
Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которыми зона объектов автомобильного транспорта (Т-3) определена для размещения объектов автомобильного транспорта и установления санитарно-защитных зон и санитарных разрывов таких объектов, установления полос отвода автомобильных дорог, а также размещения объектов дорожного сервиса и дорожного хозяйства, объектов благоустройства, при условии соответствия требованиям законодательства о безопасности движения, зона застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) определена для застройки жилыми домами высотой свыше 5-ти этажей, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны, в то время как зона многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2) определена для застройки зданиями административного, управленческого, финансового значения, жилого значения, объектами торговли, общественного питания, бытового, социального обслуживания и инженерной инфраструктуры, связанными с обслуживанием зоны.
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в трёх указанных зонах.
Установление на спорном земельном участке одновременно трёх территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2) не предполагает использование земельного участка в соответствии с видом его разрешённого использования "под благоустройство прилегающей территории".
Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах спорного земельного участка трёх территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично, так как суд учитывает, что оспариванию подлежат Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, а не само решение органа местного самоуправления, поскольку границы территориальных зон установлены именно в Правилах землепользования и застройки. Возможность оспаривания Правил землепользования и застройки прямо предусмотрена Градостроительным кодексом РФ.
Таким образом, требование административного истца о признании недействующим самого решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, суд признает излишне заявленным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Азимут Владивосток" к Думе города Владивостока, заинтересованные лица: Администрация города Владивостока, управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, департамент градостроительства Приморского края о признании решения Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа не действующими в части - удовлетворить в части.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утверждённые решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16856 кв. м, назначение: земли населенных пунктов, под благоустройство прилегающей территории, адрес (местоположение) установлено относительно ориентира строение, расположенного в границах участка, адрес ориентира: <адрес> трёх территориальных зон: зоны объектов автомобильного транспорта (Т-3), зоны застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3) и зоны многофункциональной общественно-деловой и жилой застройки (ОД-2).
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете "Утро России" или сборнике "Вестник Думы города Владивостока".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 22 сентября 2016 г. по делу N 3а-148/2016 О признании частично недействующим решения Думы города Владивостока от 07.04.2010 N 462 "Об утверждении правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа"
Текст решения опубликован в "Вестнике Думы города Владивостока" от 22 февраля 2017 г. N 47