Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУК "ЦВЗ "Манеж" (далее - Заказчик):,
ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" (далее - Участник, Исполнитель): ,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 13961-ЭП/23 от 05.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования воздуха (извещение N 0372200217123000003),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 08.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования воздуха (извещение N 0372200217123000003) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 334 720,89 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.02.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" заключен государственный контракт N 20022023 от 01.03.2023 на сумму 1 361 965,13 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 4.4.5 Контракта предусмотрено право Заказчика 4.4.5. принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и в соответствии с положениями статьи 95 ФЗ N 44.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 19.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель оказывает услуги по техническому обслуживанию системы вентиляции и кондиционирования воздуха согласно Описанию объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно п. 1.4.1. Описания объекта закупки услуги оказываются поэтапно согласно Приложения N 7 к Описанию объекта закупки.
Согласно п. 2.1. Описания объекта закупки перечень требований к услугам, порядок и периодичность их оказания указаны в Приложении N 3 к Описанию объекта закупки.
Однако в нарушение указанных пунктов Контракта и Описания объекта закупки Исполнитель так и не преступил к исполнению своих обязательств. В связи с чем, Заказчиком была направлена в адрес Исполнителя претензия от 19.04.2023 N 298. Исполнитель оставил претензию без ответа, к оказанию услуг так и не преступил.
05.05.2023 Заказчик повторно направил претензию в адрес Исполнителя и установил новый срок для оказания услуг, однако и в указанной срок Исполнитель свои обязательства не исполнил.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 22.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.06.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" пояснил следующее.
В апреле 2023 года ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" не оказало предусмотренные Контрактом услуги.
По требованию Заказчика (письмо от 05.05.2023 N 337) ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" выплатило предусмотренный контрактом штраф в размере 2 143,34 рублей (платежное поручение N 92 от 31.05.2023).
В связи с тем, что ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" своевременно не ответило Заказчику на его претензии от 19.04.2023 N 298 и от 05.05.2023 N 337, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом от 29.05.2023 N 34/23 ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" сообщило Заказчику о выполнении работ, предусмотренных контрактом в мае месяце, а также о выполнении ремонтных работ за апрель - ремонт вытяжных систем В6, В18, и этим же письмом просило заказчика отменить решение об одностороннем отказе от контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Письмом от 01.06.2023 N 452 Заказчик ответил, что "не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения", "решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта отмене не подлежит".
При этом Заказчик в своем ответе не указал какие именно нарушения условий Контракта ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" не устранило.
Названные в письме Заказчика от 01.06.2023 N 452 обстоятельства, которые Заказчик использовал в качестве оправдания отказа от отмены своего решения об отказе от контракта нельзя отнести к существенным и неустранимым.
Фактически Заказчик в данном случае допустил злоупотребление правом.
Учитывая вышеизложенное, Участник ходатайствовал о невключении ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что изложенное выше подтверждает отсутствие у него намерений уклониться от подписания контракта. ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" неоднократно являлось поставщиком по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ЛС ГРУППСТРОЙ" (ИНН: 7804626721) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 июня 2023 г. N РНП-78-774/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.06.2023