Резолютивная часть решения оглашена 07 июня 2023 года
Решение в полном объеме изготовлено 13 июня 2023 года
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заместителя председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России - "_",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_".,
в присутствии в видеоконференции представителей Общества - генерального директора, "_" по доверенности N 4 от 19.04.2023, "_" по доверенности N 8 от 06.06.2023, "_" по доверенности N 06-06/23 от 06.06.2023,
в присутствии в видеоконференции представителей Заказчика - "_" по доверенности N 443 от 05.06.2023, "_" по доверенности N 444 от 05.06.2023, "_" по доверенности N 445 от 05.06.2023,
рассмотрев сведения, направленные Администрацией городского поселения "Усвяты" (далее - Заказчик) в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания ЛидерГрупп" ИНН 3811464626), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку проектной документации строительства пешеходного моста через протоку между озерами Городечное и Усвятское в рп. Усвяты Усвятского района Псковской области (номер извещения 0157300014022000006),
УСТАНОВИЛА:
31 мая 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания ЛидерГрупп" ИНН 3811464626), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку проектной документации строительства пешеходного моста через протоку между озерами Городечное и Усвятское в рп. Усвяты Усвятского района Псковской области (номер извещения 0157300014022000006).
Рассмотрение сведений состоялось 07 июня 2023 года в 16 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 07 июня 2023 года в 11 часов 00 минут.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) извещения N 0157300014022000006 о проведении электронного аукциона - 28.04.2022.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 3 940 539,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ".
4) Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.05.2022 N ИЭА1 на участие в аукционе было подано 3 заявки, победителем признано ООО "Проектная компания ЛидерГрупп" с ценой контракта - 2 896 295,90 рублей (снижение на 26,5 %).
5) 23.05.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 0157300014022000006, срок исполнения - 23.02.2023 (с учетом заключенного дополнительного соглашения).
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 конкурентными способами являются конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс); аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион); запросы котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Порядок проведения электронного аукциона регламентирован ст. 49 Закона о контрактной системе.
В пункте 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе определено, что государственный контракт, муниципальный контракт - это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
23.05.2022 между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N 0157300014022000006 (далее - контракт).
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке проектной документации строительства пешеходного моста через протоку между озерами Городечное и Усвятское в рп. Усвяты Усвятского района Псковской области (далее - работы) в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик берет на себя обязательства принять выполненные работы и оплатить их в соответствии с условиями Контракта.
Состав работ и исходной информации, предоставляемой Заказчиком Подрядчику, устанавливается Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для выполнения работ в полном объеме в соответствии с действующими нормативными документами и техническими регламентами (СНиП, ВСН, ОДН и др.).
Подрядчик обязуется завершить работы в срок, указанный в пункте 6.1. Контракта и по окончании работ сдать результат работ Заказчику в порядке, предусмотренном в разделе 7 Контракта.
Согласно пункту 6.1 контракта календарные сроки выполнения работ определены сторонами: начало работ - с даты подписания контракта, окончание работ - до 1 августа 2022 года.
22.12.2022 между Заказчиком и Обществом было заключено дополнительное соглашение N 2 о продлении срока выполнения работ и сроке действия контракта до 23.02.2023.
По состоянию на 18.05.2023 работы Обществом не исполнены, не пройден входной контроль в орган государственной экспертизы ГАУ "Экспертиза Псковской области".
Согласно п. 11.2 контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в случае, если:
11.2.1. Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
11.2.2. Подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ, предусмотренные настоящим Контрактом;
11.2.3. Подрядчик не приступает к исполнению настоящего Контракта в срок, установленный Контрактом, либо в ходе исполнения Подрядчиком условий Контракта стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок.
11.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать Стороной Контракта.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.05.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе.
19.05.2023 в ЕИС размещены сведения о расторжении контракта.
30.05.2023 - дата расторжения контракта.
31.05.2023 - сведения направлены Заказчиком в антимонопольный орган.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.3 контракта он может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Федерального закона о контрактной системе.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При рассмотрении сведений Комиссия Псковского УФАС России изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательства о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика;
- последствия нарушения для заказчика;
- соразмерность меры ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Заказчик, принимая решение об одностороннем отказе, основывался на нарушении Обществом сроков и исполнении обязательств по Контракту не в полном объеме, поскольку цель такого контракта не достигнута.
В ходе рассмотрения сведений Комиссией Псковского УФАС России изучена вся переписка между Заказчиком и Обществом (в материалах дела).
В опровержение доводов Заказчика представителями Общества было пояснено, что нарушение как сроков, так и исполнение Контракта не в полном объеме явилось следствием действий, не зависящих от Исполнителя, а именно Обществом неоднократно поднимались вопросы невозможности исполнения контракта в связи с недостаточностью исходных данных для проектирования объекта, отсутствием положительного заключения Государственной экспертизы результатов инженерных изысканий.
В материалы дела Обществом представлены письма, подтверждающие, что Общество неоднократно направляло запросы в адрес Заказчика о предоставлении необходимых исходных данных.
Только 24.11.2022 Заказчиком была передана выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект.
05.12.2022 Заказчиком направлены технические условия на технологическое присоединение уличного освещения объекта пешеходный мост.
Кроме того, Общество письмами от 08.06.2022 N 471-22, от 06.04.2023 N 306-23 сообщало Заказчику о приостановке работ.
В материалы дела представлены накладная N 4/2022 от 01.12.2022 о передаче проектной документации и акт N 1 сдачи-приемки выполненных работ по контракту N 0157300014022000006, подписанные сторонами по контракту, акт N 1 содержит оттиск печатей, как Общества, так и Заказчика.
Заказчик в ходе рассмотрения сведений отрицал подписание указанных документов со своей стороны и заявлял об их фальсификации. Обществом представлен скриншот электронной переписки, подтверждающей получение акта N 1 сдачи-приемки выполненных работ по контракту N 0157300014022000006 с адреса "rv.leonova@usvjaty.reg60.ru", принадлежащего заместителю Главы Администрации района.
В данном случае, разрешение ситуации, а именно правомерности/неправомерности действий сторон, установление признаков фальсификации документов, находится вне плоскости полномочий антимонопольного органа и может быть осуществлено в судебном порядке.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Также в ходе рассмотрения сведений было установлено, что Заказчик ранее выступал стороной в судебном споре (дело N А52-3521/2022) о взыскании штрафных санкций за неисполнение муниципального контракта на выполнение проектных и строительно-монтажных работ по объекту: "Строительство пешеходного моста через протоку между озерами Городечное и Усвятское в рп. Усвяты Псковской области, в т.ч. ПИР", аналогичному по предмету рассматриваемых сведений. Согласно итоговому судебному акту от 24.11.2022 установлены те же обстоятельства, препятствовавшие выполнению работ, что свидетельствует об осведомленности Заказчика о существующих трудностях с инженерными изысканиями.
Комиссией Псковского УФАС России установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержатся сведения о добросовестном осуществлении Обществом предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием более 35 контрактов, заключенных на основании Закона о контрактной системе, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru, кроме того Общество относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (включено 10.10.2019), сведения об Обществе для рассмотрения вопроса о включении в РНП ранее не поступали.
При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта.
Доказательства же совершения Обществом умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения Контракта, недобросовестного его поведения, отсутствуют.
Иных доказательств, являющихся безусловным основанием для вывода о наличии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе, Заказчиком не представлено.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений фактов и доказательств основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и пп. в) ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Администрацией городского поселения "Усвяты" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Проектная компания ЛидерГрупп" ИНН 3811464626), для включения в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на разработку проектной документации строительства пешеходного моста через протоку между озерами Городечное и Усвятское в рп. Усвяты Усвятского района Псковской области (номер извещения 0157300014022000006), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 13 июня 2023 г. N РНП 060/06/95-208/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2023