Резолютивная часть решения оглашена 08 июня 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2023 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии - заместителя руководителя - начальника отдела Псковского УФАС России "_",
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
главного государственного инспектора отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России - "_",
в присутствии представителя заявителя - "_" по доверенности N 5 от 10.01.2023,
в присутствии представителя Заказчика - Главы Администрации городского поселения "Порхов" - "_",
в отсутствие представителя уполномоченного органа, уведомленного о дате и времени рассмотрения надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Компания "Элина" (вх. N 2543/23 от 01.06.2023) на электронный аукцион на поставку железобетонных урн для парка в г. Порхов (извещение N 0157300002723000045), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25.05.2023 Заказчиком объявлен электронный аукцион на поставку железобетонных урн для парка в г. Порхов (извещение N 0157300002723000045).
Извещение N 0157300002723000045 о проведении вышеуказанного электронного аукциона размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.05.2023 в 16:37.
Начальная (максимальная) цена контракта - 305 059,86 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.06.2023 в 10:00.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк.
01.06.2023 поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 06 июня 2023 года в 11 часов 00 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (жалоба вх. N 2543/23 от 01.06.2023, в материалах дела).
Установленные Заказчиком в извещении о проведении аукциона требования к товару влекут за собой ограничение количества участников закупки. Указание в извещение на необходимость соответствия товара ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 5781-82, являются избыточными, так как указанные стандарты распространяются на бетонирование фундаментов жилых зданий и сложных сооружений. Установление срока поставки, равного 10 дням, по мнению Заявителя, свидетельствует о создании преимущественных условий конкретному поставщику.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N 133 от 05.06.2023, в материалах дела):
Заказчиком установлены требования к основным параметрам товара, которые сформированы на основании технических характеристик, которые Заказчик считает наиболее приемлемыми. Указанный в "описании объекта закупки" товар широко представлен на рынке. Фибробетонные урны изготавливает и поставляет на рынок ряд организаций:
- ООО "МАФ" https://mafstroi.ru/umy-ulichnye,
- ООО "ТМ-Холдинг" http://www.tm-beton.ru/umy-betonnye,
- ООО "АВЕН-СПб" https://aven-maf.ru/malye-arhitektumye-formy/umy-dlya-musora.
По мнению Заказчика, выбора материала "фибробетон" обусловлен тем, что урны (маф) отличаются высокой прочностью, они более надежны по сравнению с простым железобетоном. В связи с тем, что закупаемые урны планируется установить в месте массового отдыха (городской парк), более прочный материал изделия необходим для более высокого срока службы. Расходование бюджетных средств, прежде всего, должно быть рациональным. Как показала практика, бетонные изделия, выполненные без добавления современных материалов при их изготовлении, подвергаются разрушениям через несколько месяцев после начала их использования, что имеет признаки неэффективного расходования бюджетных средств.
Относительно срока поставки, установленного извещением о проведении электронного аукциона, Заказчик пояснил, что он обусловлен необходимостью оперативного осуществления закупки, в связи с проведением в городском парке г. Порхова 01.07.2023 городского мероприятия - День города Порхова.
При проведенном анализе рынка Администрацией городского поселения "Порхов" было выявлено, что срок изготовления данных урн составляет от 3 до 5 дней, что соответствует сроку поставки, указанному в извещении.
В результате рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее:
Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В Техническом задании были сформулированы требования к характеристикам товара, предлагаемого к поставке (далее - Описание объекта закупки).
Характеристики товара, предлагаемого к поставке
Габаритные размеры над уровнем грунта должны быть: длина - не менее 400 мм; ширина - не менее 400 мм; высота урны - не менее 600 мм; Объём - не менее 24 л; вес - не менее 120 кг. Комплектация: Фиброжелезобетонная урна должна иметь форму четырёхгранника со скощенными углами. Металлическая вставка должна быть объёмом не менее 24 л. и повторять по форме внутреннюю часть урны. Урна должна быть предназначена для благоустройства территорий и иметь ручки для выемки мусора. Материалы должны быть: Для изготовления металлической вставки должна использоваться оцинкованная листовая сталь толщиной не менее 0,4 мм которая должна соответствовать ГОСТ 14918-80. Урна должна быть выполнена из фиброжелезобетона (цемент, гранитный щебень, речной песок, фибра, арматура) согласно ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", ГОСТ 14613-83 "Фибра. Технические условия", ГОСТ 5781-82 "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций. Технические условия". Урна должна быть загрунтована и окрашена водно-дисперсионной краской на акриловой основе, имитирующей поверхность натурального камня. На урну должно быть нанесено защитное покрытие от атмосферных воздействий. Основные цвета: белые и чёрные вкрапления на сером фоне. С наружной стороны по всей плоскости каждой из четырёх граней урна должна иметь объёмный декор в виде сетки. Поставляемый товар должен соответствовать требованиям качества и безопасности в соответствии с действующими стандартами, утвержденными в отношении данного вида товара, и подтверждаться соответствующими документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством. |
Заказчик вправе включить в извещение о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемым товарам.
Статьей 6 Закона о контрактной системе, установлено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в извещении об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Таким образом, принципы обеспечения конкуренции и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок являются равнозначными и подлежащими соблюдению в равной степени во всех случаях.
Системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о предоставлении заказчику права определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребность заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение об электронном аукционе требования к объекту закупки, которые являются для них значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в этом извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Более того Заказчик при рассмотрении жалобы предоставил сведения о соответствии товара, производимого ООО "МАФ", ООО "ТМ-Холдинг", ООО "АВЕН-Спб" своим потребностям, Комиссией изучены сайты вышеуказанных организаций и установлено, что товар, подходящий под описание объекта закупки, предлагается к поставке. Согласно пояснениям Заказчика, указание на расположение по всей плоскости каждой из четырёх граней объёмного декора в виде сетки обусловлено необходимостью установки урн в одной стилистике, поскольку у него уже имеются урны с идентичным стилистическим оформлением.
Возражений и доводов об обратном Заявителем не представлено.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Относительно довода Заявителя об установлении срока поставки, равного 10 дням, создающего преимущественные условия конкретному поставщику, Комиссия Псковского УФАС России отмечает следующее.
Согласно положениям статьи 421 Гражданского кодекса, граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно описанию объекта закупки срок поставки урн по контракту: 10 календарных дней с момента подписания муниципального контракта.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлены сроки его исполнения: начало - с момента подписания муниципального контракта, окончание - в течение 10 календарных дней.
При подготовке обоснования НМЦК Заказчику предоставлены 3 коммерческих предложения от возможных потенциальных поставщиков (ООО "ПсковСпецАвто", ООО "Авен-Псков", ООО "МонтажТехСтрой"), готовых осуществить поставку на условиях необходимых Заказчику, в том числе по установленным Заказчиком срокам поставки.
Закон о контрактной системе не содержит каких требований по установлению сроков поставки, из чего следует, что сроки определяются заказчиком самостоятельно исходя из объективных обстоятельств закупки. В настоящей процедуре данный срок поставки обусловлен необходимостью проведения в городском парке города Порхова 01.07.2023 городского мероприятия - День города Порхова.
Закон о контрактной системе не предусматривает ограничения по включению в извещение требований, являющихся значимыми для Заказчика, не предусмотрена и обязанность Заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к условиям поставки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было. Кроме того, учитывая, что в рамках закупки требуется поставить, а не изготовить товар, Комиссия не усматривает невозможность исполнения обязательств, в том числе лицами, не находящимися в Псковской области.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
В результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компания "Элина" необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 14 июня 2023 г. N 060/06/33-209/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023