Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" обращение ГБУЗ ТО "Областная больница N4" (г.Ишим) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Фармстав" (ИНН 2607022457) и осуществив проверку факта одностороннего отказа от исполнения контракта от 27.12.2022 N 140/23 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (1),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение ГБУЗ ТО "Областная больница N4" (г.Ишим) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении ООО "Фармстав" (ИНН 2607022457) ввиду одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (1).
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Тюменским УФАС России заинтересованным сторонам направлены уведомления о месте и времени проведения проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Каких-либо пояснений, документов по рассматриваемому Комиссией вопросу от Общества не поступило.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя Заказчика, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной проверки приходит к следующим выводам.
27.12.2022 - между ГБУЗ ТО "Областная больница N4" (г.Ишим) и ООО "Фармстав" по итогам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003422008695) заключён муниципальный контракт N 140/23 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (1) (реестровый номер Контракта: 2721700384223000015) и размещён в ЕИС.
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Поставщик обязуется согласно Спецификации (приложение N 1 к Контракту) на основании Заявки о получении (выборке) Товара (приложение N 5 к Контракту) в порядке, предусмотренном Контрактом, осуществлять поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (1) (код ОКПД2 - 21.20.10.134 ) (далее - Товар), а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
Пунктом 1.2 Контракта предусмотрено, что Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до 28.02.2024 г., а в части осуществления расчетов по Контракту и ответственности Сторон, предусмотренной разделом 11 Контракта, - до полного исполнения Сторонами взаимных обязательств.
Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно Приложению N 3 к Контракту (Календарный план), срок поставки товара осуществляется отдельными партиями в течение 3 (трех) календарных дней с момента подачи Заказчиком Заявки о получении (выборке) Товара. Заявки о получении (выборке) Товара подаются Заказчиком не чаще 2 (двух) раз в месяц по форме, указанной в приложении N5 к настоящему Контракту, с 01.01.2023г.по 22.11.2023 г. Заявки о получении (выборке) Товара и, направленные Заказчиком Поставщику по факсимильной связи или по электронной почте, указанной в п. 17 настоящего Контракта, приравниваются к заявке, поданной в письменной форме.
Пунктом 9.4 Контракта утверждено, что в случае ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе нарушения срока поставки Товара по Контракту, Заказчик вправе произвести оплату поставленного по Контракту Товара с учетом вычета рассчитанного в установленном законодательством Российской Федерации порядке размера неустойки (пени).
Разделом 3 контракта, предусмотрено, что Подрядчик обязан:
- Поставить Товар, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации, в соответствии с условиями Контракта, в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;
- Предоставлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Контракта;
- Незамедлительно информировать Заказчика о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также обо всех обстоятельствах, препятствующих исполнению Контракта;
- Устранять своими силами и за свой счет допущенные недостатки при поставке Товара, выявленные, в том числе, при приемке Товара.
- В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта осуществить действия, предусмотренные ч. 20.1 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе.
С учетом представленных в материалы проверки документов Комиссией установлено, что учреждением в рамках исполнения контракта в адрес поставщика неоднократно направлялись заявки на поставку товара, а также претензии в связи с не поставкой товара по данным заявкам в установленный срок.
Так в частности, по заявке Заказчика N 01406/23:
16.02.2023 - Заказчиком подана заявка N 01406/23 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид па сумму 438 070,28 руб.
19.02.2023 - поставка товара Исполнителем в 3-дневный срок не осуществлена.
28.02.2023 - Исполнителем товар поставлен не был. Заказчиком в адрес Исполнителя направлена претензия от 28.02.2023 N 01730/23 с начислением пеней в размере 985,66 рублей. Срок просрочки поставки товара составил 9 календарных дней.
15.03.2023 - заявка Исполнителем частично исполнена, поставлен товар на сумму 327 348,26 руб. Срок просрочки поставки товара составил 15 календарных дней. Начислены пени в размере 1 227,56 руб. Сумма недопоставленного товара составила 110 722,02 руб.
27.03.2023 - Исполнителем допоставлен товар по заявке N 01406/23 на сумму 110 722,02 рублей. Срок просрочки поставки товара составил 34 календарных дня. По факту просрочки направлена претензия с начислением пени в размере 941,14 руб.
По заявке Заказчика N 02333/23:
17.03.2023 - Заказчиком подана заявка N 02333/23 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид па сумму 387 930,48 руб.
20.03.2023 - поставка товара Исполнителем в 3-дневный срок не осуществлена.
05.04.2023 - Исполнителем поставлен товар по заявке N 02333/23. Срок просрочки поставки товара составил 17 календарных дней. Начислены пени в размере 1 648,70 руб.
По заявке Заказчика N 03652/23:
27.04.2023 - Заказчиком подана заявка N 03652/23 на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид па сумму 536 264,66 руб.
30.04.2023 - поставка товара Исполнителем в 3-дневный срок не осуществлена.
11.05.2023 - по факту просрочки Заказчиком направлена претензия с требованием поставки товара в кратчайшие сроки.
17.05.2023 - заявка Исполнителем частично исполнена, поставлен товар на сумму 175 992,88 руб. Срок просрочки поставки товара составил 17 календарных дней. Начислены пени в размере 175 992,88 руб.
09.06.2023 (на дату рассмотрения дела) - заявка в полном объёме всё ещё не исполнена. Сумма неисполненных обязательств 387 271 руб.
24.05.2023 - в связи с неоднократным нарушением сроков поставки товаров Исполнителем принято решение N б/н от 24.05.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое направлено Заказчиком в адрес общества с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок.
06.06.2023 - решение о расторжении Контракта Заказчиком с Исполнителем вступило в законную силу.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с п. 12.4 контракта, контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (в связи с существенным нарушением Исполнителем условий Контракта) в соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе было направлено Заказчиком в адрес Исполнителя с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок: 24.05.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
06.06.2023 - решение о расторжении Контракта вступило в законную силу.
В соответствии со сведениями, размещенными на официальном сайте www.zakupki.gov.ru карточка о расторжении контракта с обществом сформирована Заказчиком 05.06.2023.
Стоит отметить, что Исполнитель, подавая заявку на участие в закупке, согласился со всеми изложенными в извещении об осуществлении закупки требованиями Заказчика.
Исполнитель по контракту принимает на себя соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе и обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
По общему правилу контракт прекращается полным и качественным исполнением обязательств каждой из сторон. Под полным исполнением обязательств понимается исполнение обязательств: в полном объеме, в установленный срок, надлежащими субъектами. При этом, односторонний отказ от исполнения контракта возможен при наличии факта нарушения условий контракта одной из сторон, при этом нарушение должно иметь существенный характер.
Действия Исполнителя, выраженные в неоднократном нарушении сроков поставки товаров, невыполнении обязательных, существенных условий Контракта привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Невыполнение в данном случае победителем закупки условий контракта, приводит к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исполнителем по обстоятельствам дела не представлено пояснений, обосновывающих систематическую непоставку товаров Заказчику в 3-дневные сроки и позднее, а также, не представлено материалов, документов и сведений, указывающих на совершённые Исполнителем действия, направленные на исполнение условий контракта.
Каких-либо объективных причин, указывающих на невозможность поставки товаров в установленные Контрактом сроки, в материалы дела не представлено.
Исполнителем в материалы дела не представлено документов и сведений, свидетельствующих о надлежащем исполнении обязательств в полном объеме по контракту, также не установлено, что Заказчик создавал препятствия Исполнителю надлежащим образом исполнить обязательства по контракту, заказчиком соблюдена процедура расторжения контракта в одностороннем порядке, в этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России полагает, что в данном случае имеются достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ООО "Фармстав" (ИНН 2607022457).
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком ГБУЗ ТО "Областная больница N4" (г.Ишим) в отношении ООО "Фармстав" (ИНН 2607022457, адрес: пр-д Проектируемый 4062-й, д. 6, стр. 1, пом. 5/2, г. Москва, мун. округ Даниловский, 115432), генерального директора и учредителя Общества: Бородулина Сергея Валерьевича (ИНН 590504014540) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку лекарственного препарата для медицинского применения Натрия хлорид (1), заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003422008695), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Фармстав" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 9 июня 2023 г. N РНП-72-81/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.06.2023