Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича" (далее - Заказчик):;
ООО "МАПО" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 14858-ЭП/23 от 14.06.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по обучению руководителей, специалистов и рабочего персонала по нормам и правилам в области охраны труда, электробезопасности и пожарной безопасности (извещение N 0372100004223000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 15.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по обучению руководителей, специалистов и рабочего персонала по нормам и правилам в области охраны труда, электробезопасности и пожарной безопасности (извещение N 0372100004223000010) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 300 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.03.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МАПО".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100004223000010_65412 от 04.04.2023 на 300 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.9. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.05.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 4.2.1 Контракта Исполнитель обязан оказать предусмотренные настоящим Контрактом Услуги, обеспечив их надлежащее качество и в соответствии с условиями Контакта в сроки, установленные настоящим Контрактом.
Пункт 6.1. Контракта предусматривает, что оказываемые Исполнителем Услуги должны соответствовать требованиям действующих нормативных документов, обязательных при оказании Услуг, соответствующих предмету настоящего Контракта и Описанию объекта закупки (Приложение N1 к настоящему Контракту).
Согласно разделу 16 Описания объекта закупки (Приложение N1 к Контракту) предусмотрены требуемые лицензии и сертификаты (или иная разрешительная документация) необходимые для осуществления данного вида оказываемых услуг:
"Организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, должны быть аккредитованы и соответствовать требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда".
Обучение должно проводиться учреждением, имеющим лицензию на образовательную деятельность по дополнительному профессиональному образованию"
В качестве подтверждения соответствия вышеуказанным требованиям ООО "Московская академия профессионального образования" в составе своей заявки, поданной 22.03.2023 в 05:37:41 представило следующие документы:
- выписка из реестра лицензий по состоянию на 16:48 02 августа 2022 г.;
- выписка из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда от 06.04.2022 N15-4/В-1029.
В ходе исполнения Контракта СПбГУТ из открытых источников получены сведения из Реестра организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, согласно которым по состоянию на 17.05.2023 года с 01.03.2023 года приостановлено действие аккредитации ООО "Московская академия профессионального образования" в области оказания услуг по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (Выписка прилагается к настоящему Решению).
В соответствии с п. 5 преамбулы Постановления Правительства РФ от 16.12.2021 N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда" установлено требование, согласно которому аккредитация организаций, зарегистрированных в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в порядке, действовавшем до вступления в силу настоящего постановления, подлежит приостановлению с 1 марта 2023 г. до подтверждения такими организациями соответствия требованиям, утвержденным настоящим постановлением.
В случае неподтверждения такими организациями после 1 марта 2023 г. соответствия требованиям, утвержденным настоящим постановлением, их аккредитация прекращается с исключением из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, с 1 сентября 2023 г.
Одновременно с этим, пунктом 2 Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда предусмотрено, что организации, индивидуальные предприниматели считаются допущенными к оказанию услуг в области охраны труда с даты регистрации их в реестре организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее - реестр), или даты внесения в реестр записи о возобновлении действия аккредитации, в случае если ее действие ранее приостанавливалось.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что на дату объявления СПбГУТ конкурентной процедуры по выбору исполнителя организацией ООО "МАПО" в момент подачи заявки на участие в закупке были предоставлены недостоверные сведения о своем соответствии, установленном в извещении об осуществлении закупки требования к участникам закупки, что позволило ООО "МАПО" стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 30.05.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.06.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
18.05.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании требований пп б.) п. 1 ч. 15 ст. 95 44-ФЗ.
В своем решении Заказчик указывает, что Исполнителем в момент подачи заявки на участие в закупке были предоставлены недостоверные сведения о своем соответствии установленным в извещении об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки, что позволило ему стать победителем определения поставщика.
При этом Заказчиком в пункте 1.2. Приложения N3 к извещению о проведении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе_" документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона N44-ФЗ не поименованы. Вместе с тем Приложением N1 к Приложению N1 к извещению о проведении закупки "Наименование программ_" установлен перечень из 9 образовательных программ, реализация которых предусмотрена контрактом. При этом программы NN 6-9 относятся к дополнительному профессиональному образованию (ст. 12 Закона N273-ФЗ) и для их реализации требуется обязательное наличие лицензии на образовательную деятельность. Программы NN1-5 относятся к обучению по охране труда, что предполагает наличие аккредитации, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N2334.
При этом для реализации указанных программ наличие лицензии на образовательную деятельность не требуется, поскольку их реализация не относится к образовательной деятельности (Письмо Минтруда N 15-2/ООГ-3348 от 27.12.2022).
Таким образом, поскольку в единый лот Заказчиком были собраны программы, для реализации которых к участникам предъявляются разные требования, включать в перечень документов, предоставляемых в составе заявки выписку из реестра лицензий или выписку из реестра аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, заказчик не мог, иначе бы это привело к нарушению требований законодательства о контрактной системе (Письмо Минфина от 21 февраля 2018 г. N 24- 02-03/11100).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4.4.2 Контракта Исполнитель имеет право привлекать к исполнению своих обязательств соисполнителей Указанные выше обстоятельства позволили ООО "МАПО" подать заявку на участие и основание для принятия Заказчиком в принципе не находит своего подтверждения.
Ссылка Заказчика на то, что ООО "МАПО" в составе заявки приложило выписку из реестра Минтруда от 06.04.2022 N15-4/В-1029, что явилось подтверждением предоставления недостоверных сведений не может быть принята во внимание, поскольку: А) данный документ не запрашивался Заказчиком в принципе Б) данный документ подтверждает нахождение ООО "МАПО" в указанном реестре, что не оспаривается Заказчиком.
Если бы Заказчик считал, что ООО "МАПО" не соответствует требованиям закупки, он должен был отклонить заявку на этапе рассмотрения заявок, ведь обязанность по проверке участников на соответствие требованиям возложена именно на заказчика, а все необходимые ресурсы у него для осуществления этой проверки были.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МАПО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно Письму ФАС России от 16.03.2017 N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков" расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ООО "МАПО" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "МАПО" (ИНН: 7805532233) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 июня 2023 г. N РНП-78-826/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.06.2023