Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю в составе:
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
|
в присутствии представителей от:
- заявителя - ПАО "Мегафон" - до объявления перерыва Заводчиков Д.В. (представитель по доверенности от 01.03.2023 N 5-95/23);
- уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края - Грудев В.В. (представитель по доверенности от 09.01.2023 N1);
- заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог" - до объявления перерыва Боровик О.Ю. (представитель по доверенности от 13.06.2023 N2984-3); Коршиков С.Ю. (представитель по доверенности от 13.06.2023 N 2985-3); Жук Л.Д. (представитель по доверенности от 13.06.2023 N2986-3),
рассмотрев жалобу ПАО "Мегафон" (далее - заявитель) и материалы дела N027/06/106-884/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ПАО "Мегафон" на действия заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - рп. Чегдомын" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля)" (извещение N 0122200002523002299 от 23.05.2023).
Заявитель указывает в своей жалобе на неправомерное применение заказчиком, уполномоченным органом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) и необоснованное отклонение заявки Общества.
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002523002299 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 23.05.2023.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - рп. Чегдомын" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 136 007 711, 68 рублей.
Дата начала срока подачи заявок - 23.05.2023.
Дата окончания срока подачи заявок - 31.05.2023 08:00.
Дата подведения итогов - 02.06.2023.
В процессе проведения внеплановой проверки уполномоченным органом заблаговременно представлен мотивированный отзыв от 13.06.2023 N06-10-393, согласно которому считает жалобу необоснованной. Заказчик также считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N027/06/106-884/2023, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы обоснованной по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Из совокупного толкования п. 1, 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе следует, что описание объекта закупки должно носить объективный характер, то есть быть продиктовано истинными (а не мнимыми и недоказанными) потребностями заказчика, а также исключать любую возможность необоснованного ограничения количества потенциальных участников закупки установлением в закупочной документации заведомо неисполнимых требований либо требований, удовлетворить которые может лишь ограниченный круг лиц.
Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.
Согласно описанию объекта закупки Заказчику требуется выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - рп. Чегдомын" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля)". В качестве кода ОКПД2 заказчиком указан код позиции 42.11.20.230 - "Выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - рп. Чегдомын" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля)".
Объектом закупки является содержание искусственных сооружений на автомобильной дороге А-376 Хабаровск - Лидога - Ванино - Комсомольск-на-Амуре, участок км 34+425 - км 533+591, подъезд к г. Комсомольск-на-Амуре, участок км 0+000 - км 170+925, Хабаровский край.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 3 Постановление N2571 установлено, что:
а) положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Позицией 17 Приложения Постановления N2571 установлено:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации |
Таким образом, опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги, считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.06.2023 на участие в данном электронном аукционе подано 3 (три) заявки: заявки NN 11429956, 114332182 аукционной комиссией признаны соответствующими условиям извещения, заявка участника N 114333414 отклонена аукционной комиссией по основанию: "п. 3 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ, п. 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, п. 5 раздела II "Информационная карта" извещения об осуществлении закупки. Контракт, представленный в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, не подтверждает наличие у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги", а также приняла решение о признании победителем заявки участника N114329956 (ПАО "Ростелеком") с ценовым предложением - 135 327 673, 12 руб.
Из заявки участника N 114333414 (ПАО "Мегафон"), поданной на участие в данном электронном аукционе, следует, что обществом в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям, посредством оператора электронной площадки, предоставлен государственный контракт N 0158200000521000121_71556-ГК на выполнение работ по "Созданию интеллектуальных транспортных систем, в целях реализации мероприятия "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в Ростовской агломерации". Этап N1 (далее - контракт).
Предметом вышеуказанного контракта является интеллектуальная транспортная система (далее - ИТС) система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта ("ГОСТ Р 56829-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения").
Контракт от 21.03.2021 N 0158200000521000121_71556-ГК заключен ПАО "Мегафон" с Министерством транспорта Ростовской области по результатам закупки N 0158200000521000121 от 27.10.2021.
Заказчиком по закупке N 0158200000521000121 установлено ОКПД 2 42.11.20.200.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) группировка 42.11.20.200 "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов".
При этом, в соответствии с пп. 1 п. 10 раздела IV "Классификация работ по содержанию автомобильных дорог", утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в состав мероприятий по содержанию входят работы по установке следующих элементов обустройства: установка габаритных, удерживающих ворот, недостающих дорожных знаков и табло индивидуального проектирования, автономных и дистанционно управляемых знаков, светофорных объектов, метеорологических систем мониторинга погодных условий и прогнозирования условий движения, видеосистем, систем контроля линий электроосвещения, пунктов автоматизированного учета интенсивности дорожного движения и других пунктов контроля за дорожным движением, элементов весового и габаритного контроля транспортных средств, элементов интеллектуальных транспортных систем и элементов автоматизированных систем управления дорожным движением, в том числе элементов систем передачи данных.
Согласно Концепции создания и функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования (далее - Концепция), утвержденной Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30.09.2022 N АК-247-р, Концепция разработана в соответствии с целями и задачами по инновационному развитию и цифровой трансформации транспортного комплекса Российской Федерации и направлена на решение задач по переходу к инновационной модели развития дорожной отрасли на основе цифровых технологий и платформенных решений в части формирования интеллектуальной дорожной инфраструктуры, внедрения на автомобильных дорогах общего пользования интеллектуальных транспортных систем (далее - ИТС).
Национальная сеть ИТС призвана обеспечить на инновационной основе решение задач в области безопасности и оптимизации дорожного движения транспортных средств.
Интеллектуальная транспортная система - система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления дорожно-транспортным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта.
Понятие интеллектуальной транспортной системы указано в следующих нормативных актах - Концепции, Распоряжении Правительства Российской Федерации от 25.03.2020 N724-р, Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 30.12.2021 N 482, Распоряжении Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 N 1-р, ГОСТ Р 56829-2015, ГОСТ Р 70124-2022.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу, что предметом закупки выступает интеллектуальная транспортная система, то есть самостоятельный программный продукт, что не является установкой элементов ИТС как часть капитального ремонта автомобильных дорог.
Кроме того, подтверждением выводов Комиссии Хабаровского УФАС России является следующее.
В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что заказчиком - Министерством транспорта Ростовской области выбран в код позиции ОКПД2 42.11.20.200 - "Работы строительные по строительству автомагистралей, автомобильных дорог, улично-дорожной сети и прочих автомобильных или пешеходных дорог, и взлетно-посадочных полос аэродромов", при этом, заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии позицией 18 Постановления N 2571, а также требование о членстве в саморегулируемой организации.
Следовательно, уполномоченным органом, заказчиком правомерно отклонена заявка участника N 114333414 (ПАО "Мегафон"), как участника, не подтвердившего наличие опыта выполнения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, в данной связи Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ПАО "Мегафон" на действия заказчика - Краевое государственное казенное учреждение "Хабаровское управление автомобильных дорог", уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту объекта "Автомобильная дорога "г. Комсомольск-на-Амуре - рп. Чегдомын" (с устройством автоматического пункта весогабаритного контроля)" (извещение N 0122200002523002299 от 23.05.2023) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 15 июня 2023 г. N 7-1/196
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.06.2023