На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом Северо-Осетинского УФАС России от 20.06.2023 N24/23 "О проведении внеплановой проверки и создании по контролю в сфере закупок" в составе:
Комиссия в результате осуществления внеплановой проверки на основании обращений ООО "Аква-Азимут" о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях Государственного бюджетного учреждения "Дирекция по выполнению природоохранных программ и экологического образования" далее - ГБУ "ДВППЭО", Заказчик) открытых конкурсов в электронной форме:
- N0310200000323001418 на выполнение работ по расчистке русла реки Фиагдон в районе Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания (далее - Извещение N1418, Конкурс N1418), в том числе Техническое задание, Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также проект государственного контракта;
- N0310200000323001419 на выполнение работ по расчистке русла реки Урсдон в районе Карман-Синдзикауского сельского поселения Дигорского района РСО-Алания (далее - Извещение N1419, Конкурс N1419), в том числе Техническое задание и Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также проект государственного контракта
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в Северо-Осетинское УФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в действиях ГБУ "ДВППЭО" при проведении Конкурсов N1418 и N1419, Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения настоящей внеплановой проверки Комиссией были изучены следующие документы, материалы и сведения:
- обращения ООО "Аква-Азимут" (вх.NN 2255-ЭП/23 от 19.06.2023; 2235-ЭП/23 от 19.06.2023);
- пояснения ГБУ "ДВППЭО" (исх.N95/200 от 23.06.2023);
- сведения из Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - ЕИС) о Конкурсах N1418 и N1419.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее:
1. 05 мая 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) Управлением Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом, были размещены извещения о проведении открытых конкурсов в электронной форме:
- N0310200000323001418 на выполнение работ по расчистке русла реки Фиагдон в районе Нартского сельского поселения Ардонского района РСО-Алания, в том числе Техническое задание, Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N1418, а также проект государственного контракта;
- N0310200000323001419 на выполнение работ по расчистке русла реки Урсдон в районе Карман-Синдзикауского сельского поселения Дигорского района РСО-Алания, в том числе Техническое задание и Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N1419, а также проект государственного контракта.
В соответствии с пунктом 8.4 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Пунктом 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Также пунктом 1 и 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
Из буквального толкования перечисленных норм Закона о контрактной системе следует, что установление заказчиком в извещении осуществлении закупки отдельных этапов исполнения контракта влечет за собой обязанность Заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги по завершении каждого из установленных этапов.
При этом, из пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что обязанность установления в извещении о проведении открытого конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отдельных этапов исполнения контракта возникает у Заказчика в случае установления таких этапов в проекте контракта.
Пунктом 19 приложений к разделу Извещений N1418 и N1419 о проведении Конкурсов Заказчиком установлено следующее:
Извещение N1419: срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы):
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Срок исполнения контракта: 01.11.2024 г.
Срок отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы: согласно условий контракта.
(срок исполнения контракта установлен с даты заключения контракта и по истечении следующих периодов: срока поставки (выполнения работ, оказания услуг), срока на осуществление приемки, срока оплаты).
Извещение N1418: Срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта.
Срок исполнения контракта: 01.11.2025 г.
Срок отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы: согласно условий контракта.
(срок исполнения контракта установлен с даты заключения контракта и по истечении следующих периодов: срока поставки (выполнения работ, оказания услуг), срока на осуществление приемки, срока оплаты).
Вместе с тем, проекты государственных контрактов, являющихся неотъемлемыми частями Извещений N1418 и N1419, не содержат условий о поэтапном исполнении контрактов.
2. Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Также пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение N2604).
Пунктом 3 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с Положением N2604 применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения N2604 при проведении конкурсов с учетом Положения N2604 применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения N2604.
Подпунктом "а" 8 Положения N2604 установлено, что в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 настоящего Положения N2604 применяются детализирующие показатели.
При этом, пунктом 24 Положения N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением N2604, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 25 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Положения N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 28 Положения N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения N2604, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению N2604:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения N2604. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Так в соответствии с вышеуказанными нормами Заказчиком в Извещениях о проведении Конкурсов N1418 и N1419 установлены такие критерии оценки заявок на участие в рассматриваемых Конкурсах, как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, который в свою очередь содержит показатель: "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" и такие детализирующие показатели критерия, как:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров.
При этом, в перечне документов, подтверждающих наличие у участника закупки выполнения работы, связанного с предметом контракта по указанным детализирующим показателям Заказчиком, помимо прочего, установлено следующее:
общая цена исполненных участником закупки договоров:
предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 210 000 000 руб;
общее количество исполненных участником закупки договоров:
предельное максимальное значение общего количество исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равняется 35 договорам.
Вместе с тем, согласно пункту 18 Положения N2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N1 к Положению N2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Однако, Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе не содержит обоснования необходимости установления предельных максимальных значений исполненных участником закупки договоров, а также общего количества исполненных участником закупки договоров.
Комиссия отмечает, что при проведении закупок Заказчик в целях выявления лучших условий выполнения работ, должен способствовать соблюдению конкуренции между участниками закупки. Вместе с тем, устанавливая предельные максимальные значения, Заказчик уравнивает участников, имеющих опыт выше установленных значений, с участниками, имеющими опыт на уровне предельных значений, установленных характеристик.
Соответственно, такой порядок оценки лишает потенциального участника закупки получить соответствующее количество баллов при наличии опыта выполнения работ, что противоречит общим принципам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, более установленного предельного максимального значения.
При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается в том числе квалификация такого участника.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами и приказом Северо-Осетинского УФАС России от 20.06.2023 N24/23, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях государственного заказчика - ГБУ "ДВППЭО" при проведении Конкурсов N1418 и N1419 нарушение требований пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. ГБУ "ДВППЭО", Управлению Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд и оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП" выдать обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе при проведении Конкурсов N1418 и N1419.
3. Передать материалы дела N137-06/23 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ГБУ "ДВППЭО", виновного в совершении выявленных нарушений, к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 27 июня 2023 г. N А137-06/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2023