Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
<_____..>
<_____..>
<_____..>
Рассмотрев направленное Заказчиком - Ямало-Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства филиал федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту уклонения участника закупки от заключения контракта на выполнение работ по проведению инструментальных замеров и исследованию атмосферного воздуха, замеров уровня звукового давления на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и замеров на выходе стационарных источников загрязнений с объектов ЯНОУВПиС, (начальная) цена контракта 173 733,34 рублей, (извещение по закупке N 0390100009423000023) и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В Ямало-Ненецкое УФАС России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" было представлено обращение исключительно с использованием ЕИС о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные участником закупки, в результате проверки содержащихся в указанных документах и информации факта уклонения участника закупки от заключения контракта, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия считает, что информация об участнике закупки не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
01.06.2023 - Размещен "Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.06.2023 NИЭА1" для закупки N0390100009423000023
05.06.2023 - Размещен документ "Проект контракта" от 05.06.2023
14.06.2023 - Размещен "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 13.06.2023 NППУ20_1" для закупки N0390100009423000023
Из Протокола о признании победителя электронного аукциона автономная некоммерческая организация "Академия образовательных технологий и исследований" уклонившимся от заключения контракта следует, заказчиком 05.06.2023 в соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) размещен в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке проект контракта.
Автономной некоммерческой организацией "Академия образовательных технологий и исследований" 08.06.2023 в единой информационной системе в сфере закупок и на электронной площадке размещены подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0390100009423000023 заказчиком было установлено требование о предоставлении обеспечения исполнения контракта в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, а именно 8 686.67 рублей.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений 0390100009423000023 от 30.05.2023 автономной некоммерческой организацией "Академия образовательных технологий и исследований" цена контракта была снижена на 51,36 процентов.
Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пп. "а" п.1 ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе участником закупки при подписании проекта контракта одновременно должны быть предоставлены информация и документы, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.2 ст.37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч.1 ст.37 Закона о контрактной системе контракт заключается только после предоставления участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В проекте контракта, направленном для подписания 05.06.2023 автономной некоммерческой организации "Академия образовательных технологий и исследований", заказчиком был предусмотрен пункт 7.2, согласно которому в случае, если предложенная подрядчиком цена контракта снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается с учетом статей 96 и 37 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Также указанным пунктом проекта контракта было предусмотрено, что в случае предоставления подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 7.1 настоящего контракта, размер обеспечения исполнения контракта составляет 17 373 (Семнадцать тысяч триста семьдесят три) рубля 33 копейки.
При подписании проекта контракта автономной некоммерческой организацией "Академия образовательных технологий и исследований" в качестве обеспечения исполнения контракта предоставлено платежное поручение N 242 от 08.06.2023.
Предоставленное платежное поручение предусматривает размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении о проведении электронного аукциона, а именно 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 8 686.67 рублей. Денежные средства поступили на счет заказчика 09.06.2023.
Согласно ч. 6 ст.37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 ст.37 Закона о контрактной системе, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения.
Однако, автономной некоммерческой организацией "Академия образовательных технологий и исследований" не предоставлены ни обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, ни информация, подтверждающая добросовестность такого участника в соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе автономная некоммерческая организация "Академия образовательных технологий и исследований" признается уклонившейся от заключения контракта.
В объяснениях Участник утверждает, что АНО АОТИ не является уклонившимся от заключения контракта. АНО АОТИ в надлежащие сроки оплачивает налоги и является активной компанией в своей отрасли. Намерение исполнить контракт надлежащим образом у АНО АОТИ имеется. У Победителя имеется опыт по выполнению работ по проведению инструментальных замеров и исследованию атмосферного воздуха, замеров уровня звукового давления на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и замеров на выходе стационарных источников загрязнений. Кроме того, АНО АОТИ имеет в наличии необходимое оборудования для исполнения такого рода контрактов. Добросовестность АНО АОТИ неоднократно подтверждена. С Федеральным бюджетным учреждением "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" Победитель имеет ранее исполненные контракты. Например, Контракт N53- ЕП/2021-ЯН и Акт N22514, приложенный к нему. АНО АОТИ контактировало с данным Заказчиком и направило письмо в его адрес с просьбой вернуть контракт на повторную стадию подписания, приложив Платежное Поручение N251 от 13.06.2023. АНО АОТИ доплатило недостающую сумму обеспечения исполнения контракта, что подтверждает ПП N251 от 13.06.2023.
Вместе с тем, АНО АОТИ просит обратить внимание Комиссии У ФАС по ЯНАО, что контракт был подписан и приложено ПП N242 от 08.06.2023 помощником руководителя в связи с отсутствием тендерного специалиста (по причине болезни). В дальнейшем, со стороны АНО АОТИ было направлено подтверждение добросовестности в адрес Заказчика. Однако, приложенные контракты не были приняты Заказчиком в качестве добросовестности, в связи с чем был опубликован протокол уклонения. Ввиду сложившейся ситуации, сотруднику, который подписал данный контракт, был сделан выговор в связи с ошибкой в расчете суммы обеспечения. Сумма была доплачена (ПП N251 от 13.06.2023), однако возможности повторно подписать контракт у Победителя отсутствовала.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России осуществила проверку факта уклонения Победителя от заключения контракта, и пришла к следующим выводам.
Вопросы включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) урегулированы статьей 104 Закона о контрактной системе.
Частью 1 данной статьи предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации постановлением от 30.06.2021 N 1078 утвердило Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные экономические последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленно не установлено непосредственно самим законодателем.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с пунктом 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13 Правил, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Изучив представленные материалы, Комиссия приходит к выводу, что Победитель, признан уклонившимся от заключения контракта потому, что в регламентированный срок не направил обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанное в извещении об осуществлении закупки, ни информацию, подтверждающую добросовестность такого участника в соответствии с ч.3 ст.37 Закона о контрактной системе.
Комиссия полагает, что участник закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта и исполнить обязательства по нему.
Участник представил платёжные поручения от 08.06.2023 и от 13.06.2023 оплата обеспечения контракта N44-ЭА/2023-ЯН, письмо Заказчику о готовности исполнить данный контракт, информацию о добросовестности, выполненные контракты подтверждающие исполнения обязательств по закупке.
Заказчик не настаивает о включении Участника в РНП.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об Автономной некоммерческой организации "Академия образовательных технологий и исследований" по обращению Ямало-Ненецким окружным управлением водных путей и судоходства филиала федерального бюджетного учреждения "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту уклонения участника закупки от заключения контракта на выполнение работ по проведению инструментальных замеров и исследованию атмосферного воздуха, замеров уровня звукового давления на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и замеров на выходе стационарных источников загрязнений с объектов ЯНОУВПиС, (начальная) цена контракта 173 733,34 рублей, (извещение по закупке N 0390100009423000023) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 июня 2023 г. N 089/10/104-446/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2023