На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. 4 Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила) в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 72/23 от 26.06.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция Оренбургского УФАС России) в составе:
Руководителя Инспекции:
членов Инспекции:
в присутствии представителя Администрация города Оренбурга -
ИП Андрющенко А.В. на рассмотрение дела не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения извещена надлежащим образом (исх. N НР/1623/23 от 26.06.2023 г.), ходатайств не заявляла,
проведя внеплановую документарную проверку действий Администрации города Оренбурга при проведении заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту города Оренбурга N 80Н (N заказа 6062121), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru),
УСТАНОВИЛА:
Из ФАС России в Оренбургское УФАС России поступило поручение (исх. N 28/47597/23 от 16.06.2023 г., вх. N 2396-ЭП/23 от 19.06.2023 г.) о проведении внеплановой проверки на основании поступившего обращения ИП Андрющенко А.В. на действия администрация города Оренбурга (далее - Заказчик) при проведении заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемого тарифа по муниципальному маршруту города Оренбурга N 80Н (N заказа 6062121), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) (далее - Заказ 6062121).
Представители Заказчика пояснили, что Заказ N 6062121 осуществлялся в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с соблюдением требований, установленных Федеральным законом РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема".
В ходе изучения материалов дела, в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом местного самоуправления или муниципальным заказчиком муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе, конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Постановления Администрации города Оренбурга от 16.03.2023 г. N 343-п, обеспечение осуществления закупок малого объема, проводимых в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе осуществляется на основании приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30.12.2019 г N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема" (далее - Приказ 191).
Согласно пункту 13 Приказа 191, заключение контракта (договора) в ИС осуществляется в электронной форме с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора), а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого признано лучшим после предложения участника ЗМО, в отношении которого были выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), настоящий Порядок разработан в целях реализации механизма осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в электронной форме, а также в целях определения порядка проведения закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" неконкурентным способом осуществления закупок, предусмотренным пунктами 21.2, 21.3 Типового положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного приказом министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 20 декабря 2019 года N 180 (далее - Типовое Положение).
В соответствии с п. 3 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), информационные системы (далее - ИС), указанные в пункте 1 настоящего приказа, обеспечивают возможность проведения закупок малого объема способами, предусмотренными пунктом 7 настоящего Порядка, обмена документами, заключения контрактов (договоров) по результатам проведения закупок малого объема. ИС также предоставляют возможность получения информации о рыночных ценах товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В соответствии с п. 4 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), выбор ИС для проведения закупок малого объема осуществляется заказчиками самостоятельно.
В соответствии с п. 6 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема проводятся заказчиками одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, а в случаях, предусмотренных настоящим Порядком, - также путем выбора одного из имеющихся предложений участников, размещенных в ИС (оферт) или без использования ИС.
В соответствии с п. 7 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), закупки малого объема могут быть осуществлены заказчиками путем проведения котировочных сессий, формирования потребностей или иным способом, предусматривающим необходимость размещения заказчиками в ИС информации о своей потребности (о закупаемом товаре, работе, услуге (иных условиях проведения закупки)) (далее - сведения о закупке), подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, победителем в которой признается участник ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора).
Срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика.
Внесение изменений в сведения о закупке не допускается.
Заказчик вправе отказаться от проведения процедуры ЗМО до окончания срока подачи предложений на участие в ЗМО.
В соответствии с п. 7.1 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), сведения о закупке должны содержать следующую информацию и документы:
- описание объекта закупки;
- начальная (максимальная) цена контракта (договора) и информация о количестве закупаемого товара, объеме подлежащей выполнению работы, оказанию услуги. В случае если количество закупаемого товара, объем подлежащей выполнению работы, оказания услуги невозможно определить, сведения о закупке должны содержать начальную (максимальную) цену единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта (договора);
- проект контракта (договора).
Заказчик вправе включить в сведения о закупке иные сведения, информацию и документы.
В соответствии с п. 8 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), в целях осуществления закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик формирует сведения о закупке с использованием государственной информационной системы "Региональная информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Оренбургской области" (далее - ГИС РИС) и направляет их в ИС.
Заказчики муниципальных районов, городских округов, городских поселений Оренбургской области формируют сведения о закупке с использованием ГИС РИС и направляют их в ИС или в соответствии с размещенными на сайтах ИС регламентами (инструкциями) работы и настоящим Порядком формируют указанные сведения непосредственно в ИС.
В соответствии с п. 9 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), при проведении закупки малого объема одним из способов, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, заказчик рассматривает информацию о характеристике товара, работы, услуги, которая поступила к нему исключительно посредством ИС. В случае предоставления участником ЗМО общего ценового предложения, без учета стоимости за каждую единицу товара, работы, услуги, отклонение заказчиком участника закупки по такому основанию не допускается.
В соответствии с п. 13 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191), заключение контракта (договора) в ИС осуществляется в электронной форме с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным заказчиком в сведениях о закупке, и содержит наименьшую цену контракта (договора), а в случае, предусмотренном пунктом 10 настоящего Порядка, с участником ЗМО, предложение на участие в закупке которого признано лучшим после предложения участника ЗМО, в отношении которого были выявлены несоответствия требованиям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка.
05.05.2023 г. с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) Заказчиком размещен заказ на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемому тарифу по муниципальному маршруту города Оренбурга N 80Н (N заказа 6062121).
Общая стоимость заказа составляет 219 366,72 рублей.
Дата и время поставки: "01.07.2023 - 30.06.2024".
Адрес доставки: "г. Оренбург, Маршрут N 80 Н "ул. Автомобилистов - пос. им. Куйбышева".
В своей жалобе, ИП Андрющенко А.В. указывает на то, что указанная закупка не размещена в единой информационной системе в сфере закупок.
Данный довод несостоятелен, так как согласно Порядку, утвержденном Приказом 191, Заказчики формируют сведения о закупке с использованием ГИС РИС и направляют их в ИС или в соответствии с размещенными на сайтах ИС регламентами (инструкциями) работы и настоящим Порядком формируют указанные сведения непосредственно в ИС.
В рассматриваемом случае, Заказ 6062121 размещен с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru), что соответствует требованиям Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191).
В своей жалобе ИП Андрющенко А.В. указывает на то, что в электронной форме закупки малого объема могут быть осуществлены только в отношении товаров, указанное прямо следует из положений ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Данный довод является несостоятельным, поскольку Заказчиком Заказ 6062121 размещался в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе ИП Андрющенко А.В. указывает на то, что Заказчиком установлен неразумный, ограничивающий потенциальных участников срок подачи заявок, поскольку он составляет всего 10 часов (с 05.05.2023 г. 6 час. 15 мин. до 05.05. 16 час. 10 мин.).
В п. 7 Порядка осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191) установлено, что срок подачи участниками ЗМО предложений на участие в закупке, устанавливаемый заказчиком в сведениях о закупке, не может быть менее 4 рабочих часов. Указанный срок исчисляется в соответствии с установленным режимом рабочего времени заказчика. Таким образом, довод ИП Андрющенко А.В. несостоятелен.
В своей жалобе ИП Андрющенко А.В. указывает на то, что Заказчиком не размещены документы, позволяющие определить требования к участникам и к их заявкам, определить порядок проведения закупки.
Месте с тем, из объяснений Заказчика следует, что требования к участникам на электронной торговой площадке РТС-тендер выставляются автоматически в рамках формирования закупки при выборе соответствия требованиям п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе ИП Андрющенко А.В. также указывает, что, по ее мнению, в целях ограничения допуска к участию в закупке, форма закупки умышленно определена как малая, искусственно и необоснованно занижена цена контракта. Данная закупка не может являться малой, эти способом Заказчиком преодолевается требование Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный довод также необоснованный, поскольку заказ N 6062121 проводился Заказчиком в рамках п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что допускается при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) в соответствии с требованиями, установленными Порядком осуществления закупок малого объема с использованием информационных систем (утвержден Приказом 191).
Представители Заказчика в ходе проведения внеплановой проверки также пояснили, что общая стоимость заказа - 219 366,72 рублей, рассчитана с учетом требований ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также в соответствии с порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.01.2021 г. N 351). Закупка осуществлялась с учетом лимитов, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, п. 32-33 Правил, Инспекция Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
С учетом положений п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, Федерального закона РФ от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказа Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 30 декабря 2019 года N 191 "Об утверждении порядка осуществления закупок малого объема и определении информационных систем, предназначенных для осуществления закупок малого объема", нарушений Закона о контрактной системе в действиях Администрации города Оренбурга при проведении заказа на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемого тарифа по муниципальному маршруту города Оренбурга N 80Н (N заказа 6062121), размещенного с помощью электронного магазина России "РТС-Маркет" (market.rts-tender.ru) не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 29 июня 2023 г. N 056/10/99-712/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2023