Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Э", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-390/2023;
в присутствии представителей:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" -, действующей на основании доверенности N1206 от 29.06.2023 года (со сроком действия 1 (один) месяц);
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" -, действующего на основании доверенности б/н от 20.06.2023 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 30 июня 2023 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "Э" (далее - ООО "Э", Заявитель) на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного аукциона N0809500000323002370 на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 08:57 26.06.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика и Уполномоченного учреждения (вх.N3076-ЭП/23 от 27.06.2023 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 28.06.2023 года NЕЛ/2251/23 рассмотрение жалобы назначено на 20.06.2023 года в 12 часов 00 минут.
28.06.2023 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202300109157000386).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0809500000323002370 о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 16.06.2023 14:46 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 393 400,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 26.06.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 26.06.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 28.06.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.06.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок поступило 5 заявок на участие в Аукционе под идентификационными номерами: A-110020, A-110003, A-109214, A-109364, A-110066. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (A-110020), предложившего цену контракта 88 515,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение положений законодательства о контрактной системе Российской Федерации неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя уведомления Минздравсоцразвития России о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. По мнению Заявителя, данное требование не предусмотрено положениями Федерального закона от 28.12.2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федерального закона N 426-ФЗ).
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N3138/23 от 29.06.2023 года и вх.N3140-ЭП/23 от 29.06.2023 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда. В разделе извещения о проведении Аукциона "Описание объекта закупки" Заказчиком указаны требования к качеству, техническим характеристикам, порядку выполнения услуг по оценке условий труда. Кроме того, в Описании объекта закупки Заказчиком установлены следующие обязательные требования к Исполнителю:
"1) Исполнитель должен соответствовать требованиям, указанным в Федеральном законе N 426-ФЗ от 28.12.2013 г. в статье 6 подпункте 3 п.2 и статьях 19-21, 23.
2) Наличие уведомления Минздравсоцразвития России о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.".
При этом в извещении о проведении закупки N0809500000323002370 Заказчиком установлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе о наличии сведений об участнике, содержащихся в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (согласно Федеральному закону от 28.12.2013 N426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", постановлению Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 года N2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда"). В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке указано на необходимость предоставления участником в составе заявки информации и/или документа, подтверждающего наличие регистрации участника закупки в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
Заказчик в возражениях на жалобу (вх.N3138/23 от 29.06.2023 года) указал, что требования к участникам закупки установлены в соответствии с положениями действующего законодательства. В обязательных требованиях к исполнителю Заказчиком допущена опечатка, аббревиатуру Минздравсоцразвития России следует заменить на аббревиатуру Минтруд России.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно части 1 статьи 3 Федерального закона N426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона N426-ФЗ).
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, с учетом требований, установленных частью 4 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 19 Федерального закона N426-ФЗ).
Правила допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также порядок формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее - реестр), установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 года N2332 (далее - Правила).
Пунктом 2 Правил организация считается допущенной к деятельности по проведению специальной оценки условий труда с даты принятия Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации решения о ее регистрации в реестре или о возобновлении деятельности организации в случае, если эта деятельность ранее приостанавливалась.
Формирование и ведение реестра осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с применением стандартизированных технических и программных средств, позволяющих осуществлять в том числе обработку информации на основе использования единых форматов и стандартных протоколов, и с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации (пункт 3 Правил).
Пунктом 11 предусмотрено, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления о регистрации решении в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения посредством направления соответствующего уведомления на электронную почту заявителя, адрес которой указан в заявлении о регистрации, или в день принятия решения - с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления указанного заявления и прилагаемых к нему документов в виде электронного документа.
В пункте 12 Правил указано, что регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в день принятия соответствующего решения. Подтверждением допуска к осуществлению деятельности по проведению специальной оценки условий труда является запись в реестре.
Указом Президента Российской Федерации от 21.05.2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) преобразовано в Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России).
Таким образом, с учетом вышеуказанных нормативных правовых актов, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что требование, указанное Заказчиком в описании объекта закупки, о наличии у исполнителя уведомления Минздравсоцразвития России о внесении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, противоречит нормам действующего законодательства. При указанных обстоятельствах действиях Заказчика не соответствуют части 3 статьи 7 и статье 33 Закона о контрактной системе, нарушают положения пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Довод жалобы признается обоснованным.
Учитывая, что выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку требования, установленные к участникам закупки, согласуются с положениями Федерального закона N426-ФЗ, а заявки участников Аукциона содержат в своем составе документ (уведомление), подтверждающий наличие регистрации участника в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении выявленных нарушений в указанной части.
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 8 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов.
В силу части 12 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 года N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона), до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 11 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) типовых условий контрактов.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2018 года N834 "Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт" (далее - Приказ N834) утверждены, в том числе типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, а также информационная карта типового контракта на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда.
Данный типовой контракт размещен на сайте единой информационной системы - 12.03.2019 года (реестровый номер - N1400700000419004) и применяется с учетом особенностей, определенных в информационной карте типового контракта, а именно: при оказании услуги по проведению специальной оценки условий труда; код предмета контракта по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД "ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" (далее - ОКПД2): 71.20.19.130; вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона объектом закупки является оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда, Заказчиком определен код ОКПД2 - 71.20.19.130 "Услуги по оценке условий труда". Следовательно, в настоящем случае применение типового контракта, утвержденного Приказом N834, является для Заказчика обязательным.
При этом Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в нарушение части 11 статьи 34, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе типовой контракт, утвержденный Приказом N834, при осуществлении рассматриваемой закупки не применен (отсутствуют обязательные разделы контракта "Конфиденциальность", "Антикоррупционная оговорка", "Третьи лица", "Уведомления" и т.д.), что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. Частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.
Комиссией Мордовского УФАС России, что проект контракта, размещенный на сайте ЕИС в составе извещения по закупке N0809500000323002370, содержит раздел, устанавливающий ответственность сторон, при этом в указанном проекте контракта отсутствуют положения о порядке начисления пени за каждый день просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Э" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Мордовия "Республиканская клиническая больница N4", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000323002370 на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением частей 7, 11 статьи 34, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 30 июня 2023 г. N 013/06/42-390/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2023