Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России: (по доверенности), (по доверенности),
в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ": уведомлено надлежащим образом;
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ" на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002923001221 на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство), начальная (максимальная) цена контракта 41 109 594 руб. 10 коп.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ" с жалобой на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002923001221 на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство).
Закупка не размещалась в рамках национального, федерального проекта (программы) в Российской Федерации.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 19.06.2023;
2) дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе 27.06.2023;
3) на участие в электронном аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 29.06.2023;
5) в результате рассмотрения заявок, заявки всех участников закупки признаны не соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Суть жалобы ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ" заключается в следующем.
1. Податель жалобы считает, что в описании объекта закупки по всем позициям установлены требования к техническим характеристикам товара, которым по совокупности параметров соответствует товар единственного производителя:
N позиции |
Наименование товара в соответствии с описанием объекта закупки |
Производитель закупаемого товара |
Номер регистрационного удостоверения |
1 |
Коронарная стентовая система Orsiro с принадлежностями |
"БИОТРОНИК АГ", Швейцария |
ФСЗ 2011/10075 |
2 |
Система коронарного стента Synergy Megatron |
"Бостон Сайентифик Корпорейшн", США |
РЗН 2021/15091 |
3 |
Стент коронарный FirehawkTM c рассасывающимся лекарственным покрытием рапамицин |
"Шанхай МайкроПорт Медикал (Груп) Ко., Лтд.", КНР |
РЗН 2020/10918 |
4 |
Стент коронарный сиролимус-выделяющий с системой доставки вариантов исполнения: Ultimaster Tansei |
"ТЕРУМО ЮРОП Н.В.", Бельгия |
РЗН 2021/14131 |
5 |
Стент коронарный в варианте исполнения: Supraflex Cruz |
"Сахаджанат Медикал Технолоджис, Пвт., Лтд.", Индия |
РЗН 2016/4514 |
6 |
Система коронарного стента Synergy |
"Бостон Сайентифик Корпорейшн", США |
РЗН 2015/2338 |
7 |
Стент коронарный "Калипсо" с биорезорбируемым лекарственным покрытием |
АО "Р-Васкуляр", Россия |
ФСР 2012/13734 |
8 |
Стент коронарный BioMatrix Flex с покрытием |
"Биосенсорс Юроуп СA", Швейцария |
ФСЗ 2010/08769 |
9 |
Стент коронарный CRE8, сиролимус-элюирующий с системой доставки |
"СИД С.п.А.", Италия |
ФСЗ 2012/13061 |
10 |
Cтент внутрисосудистый BioMime |
"Мерил Лайф Сайнс Прайват Лимитед", Индия |
ФСЗ 2010/07630 |
11 |
Стент сосудистый баллонорасширяемый коронарный. Модификация с лекарственным покрытием |
ООО "НаноМед", Россия |
РЗН 2016/4098 |
12 |
Стент сосудистый баллонорасширяемый коронарный. Модификация с комбинированным лекарственно-углеродным покрытием |
ООО "НаноМед", Россия |
РЗН 2016/4098 |
13 |
Система коронарного стента с лекарственным покрытием Сиролимус Yukon Chrome PC |
"Транслюмина ГмбХ", Германия |
РЗН 2021/14899 |
14 |
Стент коронарный с покрытием, выделяющим эверолимус Evermine 50тм |
"Мэрил Лайф Сайенсиз Пвт. Лтд.", Индия |
РЗН 2023/19537 |
2. Положениями п.5 приложения N 1 к проекту контракта (срок поставки товаров) установлено, что товары в объеме одного заказа (спецификации) должны быть переданы заказчику не позднее 7 (семи) календарных дней с момента получения соответствующего заказа (спецификации) заказчика. допускается досрочная поставка по согласованию с заказчиком.
Согласно описанию объекта закупки заказчику требуется товар, который является продукцией иностранного происхождения (за исключением позиций NN 7, 11, 12). При этом, по мнению подателя жалобы, указанный срок поставки может оказаться невыполнимым для поставщиков, поскольку требуется время на обработку заявки, формирование заказа и его отправки. Кроме того, размеры и количество товара заранее не определены и фиксируются только в заявке.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что по совокупности факторов (закупка без конкретного объема необходимого к поставке товара, ограниченные сроки поставки, 11 производителей в одной закупке) заказчик установил в извещении о закупке требования, ограничивающие количество участников закупки.
ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России в возражениях на жалобу ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ" сообщило следующее.
Закупка сформирована заказчиком с учетом всех имеющихся правил и ограничений, в том числе, в соответствии с Постановлением Правительства России от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд", приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд", описание объекта закупки соответствует требованиям ст.33 Закона о контрактной системе.
При подготовке к проведению электронного аукциона заказчик разместил в ЕИС запрос коммерческих предложений для широкого (неограниченного) круга участников рынка и получил в 3 коммерческих предложения с предложением к поставке необходимых товаров. На участие в аукционе подано 2 заявки, по итогам проведения электронного аукциона снижение НМЦК составило 5 %. Аукцион состоялся, что, по мнению заказчика, свидетельствует о возможности у всех заинтересованных участников рынка принять участие в аукционе и осуществить поставку товара на условиях, определенных заказчиком.
ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России считает, что правило описания объекта закупки, согласно которому каждой товарной позиции должны соответствовать товары не менее чем двух производителей, не является универсальным и ограничивается спецификой использования товара.
Описание объекта закупки включает стенты разных производителей исходя из специфики их использования. Специфика использования каждого стента и его технические характеристики указаны заказчиком в описании объекта закупки.
Так, стенты для коронарных артерий, выделяющие лекарственное средство, используются при лечении повышенного риска повторного стеноза, ишемической болезни сердца, сосудистых поражений большой длины, сужениях на развилках артерий (бурфикационных), где "классические" стенты склонны "зарастать", в случаях, когда нельзя делать аортокоронарное шунтирование. Лекарственные стенты показаны больным с хроническими заболеваниями вроде сахарного диабета, оказывающими дополнительную нагрузку на сосуды и повышающие риск возникновения рестеноза.
На лечение в ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России поступают пациенты с различными сопутствующими хроническими заболеваниями и анатомическими особенностями строения сосудистой системы, "экстренные" пациенты, и у заказчика должна быть возможность в короткий срок получить необходимый стент, подходящий для лечения конкретного пациента с конкретными особенностями строения сосудов.
Соблюдение правила, при котором участники закупки не ограничиваются в поставке товара одного производителя (в случае, когда товарная позиция описана таким образом, что ей отвечает товар только одного производителя), заказчик реализовал путем включения в лот взаимозаменяемых стентов 11-и производителей и добавления условия поставки "без количества", что, при возникновении сложностей с поставками товара одного из производителей, позволит поставлять товар другого производителя.
Согласно выводам ФАС России, изложенным в письме от 24.04.2023 N МШ/31508/23, заказчик вправе закупать стенты одного вида в одной закупке без ограничений относительно специфики их использования.
ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России считает, что заказчик вправе формировать лот и описывать товар с указанием характеристик товара одного производителя с учетом специфики использования закупаемого товара.
На основании изложенного, заказчик считает, что извещение о закупке не противоречит положениям действующего законодательства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе.
Из материалов дела следует, что совокупности технических характеристик медицинских изделий, указанных в описании объекта закупки, соответствуют медицинские изделия единственного производителя:
1. Коронарная стентовая система Orsiro с принадлежностями, "БИОТРОНИК АГ", Швейцария.
2. Система коронарного стента Synergy Megatron, ь"Бостон Сайентифик Корпорейшн", США.
3. Стент коронарный FirehawkTM c рассасывающимся лекарственным покрытием рапамицин, "Шанхай МайкроПорт Медикал (Груп) Ко., Лтд.", КНР.
4. Стент коронарный сиролимус-выделяющий с системой доставки вариантов исполнения: Ultimaster Tansei, "ТЕРУМО ЮРОП Н.В.", Бельгия.
5. Стент коронарный в варианте исполнения: Supraflex Cruz, "Сахаджанат Медикал Технолоджис, Пвт., Лтд.", Индия.
6. Система коронарного стента Synergy, "Бостон Сайентифик Корпорейшн", США
7. Стент коронарный "Калипсо" с биорезорбируемым лекарственным покрытием, АО "Р-Васкуляр", Россия.
8. Стент коронарный BioMatrix Flex с покрытием, "Биосенсорс Юроуп СA", Швейцария.
9. Стент коронарный CRE8, сиролимус-элюирующий с системой доставки, "СИД С.п.А.", Италия.
10. Cтент внутрисосудистый BioMime, "Мерил Лайф Сайнс Прайват Лимитед", Индия
11. Стент сосудистый баллонорасширяемый коронарный. Модификация с лекарственным покрытием ООО "НаноМед", Россия.
12. Стент сосудистый баллонорасширяемый коронарный. Модификация с комбинированным лекарственно-углеродным покрытием, ООО "НаноМед", Россия
13. Система коронарного стента с лекарственным покрытием Сиролимус Yukon Chrome PC, "Транслюмина ГмбХ", Германия.
14. Стент коронарный с покрытием, выделяющим эверолимус Evermine 50тм, "Мэрил Лайф Сайенсиз Пвт. Лтд.", Индия.
Кром того, в описании объекта закупки отсутствует обоснование необходимости указания установленных характеристик. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика вышеуказанное не отрицали.
Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что необходимость формирования описания объекта закупки таким образом, чтобы ему соответствовали не менее двух товаров различных производителей, должно являться ориентиром для заказчика при существовании двух товаров различных производителей, имеющих схожие функциональные и качественные характеристики, удовлетворяющие потребностям заказчика. Вместе с тем, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие на рынке медицинских изделий иных производителей, полностью удовлетворяющих потребностям заказчика. Кроме того, заказчиком не представлены информация и документы, из которых следовало бы, что медицинские изделия, вышеуказанных производителей обладают уникальными характеристиками, которыми не обладают товары иных производителей.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе. Указанные выводы подтверждаются результатам закупки, так, на участие в электронном аукционе было подано две заявки, в которых участниками закупки к поставке предлагаются товары, указанные в жалобе ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ".
Вместе с тем, изучив описание объекта закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по позиции N 10 заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к длине стентов:
> 19 и 19 миллиметров;
> 24 и 24 миллиметров;
> 30 и 29 миллиметров;
> 37 и 32 миллиметров;
> 45 и 37 миллиметров;
> 45 и 40 миллиметров.
По позиции N 14 заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к длине стентов:
> 19 и 19 миллиметров;
> 24 и 24 миллиметров;
> 30 и 29 миллиметров;
> 37 и 32 миллиметров;
> 45 и 37 миллиметров;
> 45 и 40 миллиметров;
> 45 и 44 миллиметров.
При этом, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России считает, что указанные требования к длине стентов установлены некорректно, представление показателей, соответствующих данным требованиям, не представляется возможным. На заседании Комиссии представитель заказчика заявил, что при формировании требований к данным характеристикам товара была допущена техническая ошибка.
Изучив протокол подведения итогов электронного аукциона, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заявки участников закупки были признаны аукционной комиссией заказчика не соответствующими требованиям извещения о закупке на основании представления по позициям N 10, N 14 описания объекта закупки значений показателей (в частности, по указанным выше характеристикам), не соответствующих диапазонам, установленным в описании объекта закупки.
Таким образом, из изложенного следует, что требованиям, установленным по позициям N 10, N 14 описания объекта закупки, не соответствует товар какого-либо производителя.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что довод подателя жалобы нашел частичное подтверждение.
2. Положениями проекта контракта заказчиком установлен срок поставки товаров: товары в объеме одного заказа (спецификации) должны быть переданы заказчику не позднее 7 (семи) календарных дней с момента получения соответствующего заказа (спецификации) заказчика. Допускается досрочная поставка по согласованию с заказчиком.
Вместе с тем, действующее законодательство о контрактной системе не устанавливает порядка определения срока поставки товара. Таким образом, данное требование устанавливается исключительно исходя из потребностей заказчика, распространяется на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим количество участников закупки. Довод жалобы не нашел подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, иные нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выявлены.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ" на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002923001221 на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство) частично обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и комиссии по осуществлению закупок заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-1268/2023
об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок
"03" июля 2023 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Дадажанова Е.Е. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/33-1268/2023 от 03.07.2023 по жалобе ООО "Компания "ЛИТОРАЛЬ" на действия заказчика - ФГБУ "НМИЦ им. ак. Е.Н. Мешалкина" Минздрава России при проведении электронного аукциона N 0351100002923001221 на поставку медицинских изделий (стент для коронарных артерий, выделяющий лекарственное средство),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок необходимо:
1. Заказчику прекратить нарушение положений п.1 ч.1 ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. Заказчику сформировать описание объекта закупки таким образом, чтобы совокупности показателей необходимых к поставке медицинских изделий соответствовали товары не менее чем двух производителей, либо включить в описание объекта закупки документально подтвержденное обоснование установления уникальных характеристик закупаемых товаров и обоснование потребности заказчика в товарах с данными характеристиками.
3. Комиссии по осуществлению закупок отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
4. Заказчику внести изменения в извещение о проведении закупки N 0351100002923001221 в соответствии с решением N 054/06/33-1268/2023 от 03.07.2023 и настоящим предписанием.
5. Оператору электронной площадки отменить протокол подачи ценовых предложений от 27.06.2023 N ЦПА1.
6. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-1268/2023 от 03.07.2023 и данного предписания.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику необходимо сообщить до 19.07.2023 с приложением подтверждающих документов, в том числе, представить сведения о товарах различных производителей, соответствующих требованиям заказчика, а также сведения о технических характеристиках соответствующих медицинских изделий, либо документально подтвержденное обоснование установления уникальных характеристик закупаемых товаров и обоснование потребности заказчика в товарах с данными характеристиками.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
Е.Е. Дадажанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 3 июля 2023 г. N 054/06/33-1268/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 22 ноября 2023 г. по делу N А45-23846/2023, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 8 февраля 2024 г. N 07АП-10969/23 и Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 июня 2024 г. N Ф04-2014/2024 настоящее решение признано недействительным в части признания неправомерными действий заказчика по составлению описания объекта закупки, которому отвечает товар одного производителя