Дата оглашения решения: 04 июля 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 07 июля 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ООО "НПП СПЕЦСТРОЙ" (далее - Общество, Заявитель) - Лобачевой Александры Павловны (дов. б/н от 04.07.2023),
- Управления капитального строительства Администрации города Иванова (далее - Заказчик) - Ганичевой Юлии Вадимовны (дов. б/н от 26.06.2023),
в отсутствие представителей Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо надлежащим образом уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО "НПП СПЕЦСТРОЙ" на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение N1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту "Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N44 г. Иваново Ивановской области" (извещение N0133200001723001840), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.06.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "НПП СПЕЦСТРОЙ" на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение N1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту "Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N 44 г. Иваново Ивановской области" (извещение N0133200001723001840).
В своей жалобе Общество указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству и благоустройству объекта, ввиду чего в извещении о проведении закупки необоснованно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N2571), которое ограничивает участников закупки, имеющих опыт только по благоустройству территории. Кроме того, предметом закупки являются преимущественно работы по благоустройству территории, работы по строительству составляют всего 4% от начальной (максимальной) цены контракта. Закупая отдельно работы по строительству устанавливать дополнительные требования по позиции 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 не надо.
Представитель Общества на рассмотрении жалобы Комиссией Ивановского УФАС России также указал, что ООО "НПП Спецстрой" имеет больше опыта именно по благоустройству, и если Заказчиком были бы установлены требования по позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 ("Работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории"), то Общество могло бы участвовать в закупке и стать победителем.
В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было. Все виды работ, закупаемые Заказчиком (и благоустройство и строительство), входят в проектно-сметную документацию "Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N44 г. Иваново Ивановской области", которая размещена на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в составе извещения о проведении закупки.
Рассмотрев представленные ООО "НПП СПЕЦСТРОЙ", Управлением капитального строительства Администрации города Иванова документы, заслушав представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
29.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение N0133200001723001840 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение N1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту "Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N44 г. Иваново Ивановской области". 22.06.2023 в извещение о закупке были внесены изменения по предписанию Ивановского УФАС России от 15.06.2023.
В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 35 083 406,06 ;
- дата и время окончания подачи заявок - 03.07.2023 07:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 06.07.2023;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.07.2023 NИЭОК2 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме была подана одна заявка; единственный участник закупки, а также его заявка на участие в закупке, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Комиссией по осуществлению закупок принято решение о заключении контракта с единственным участником закупки.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на закупку тех товаров, работ, услуг, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
Такие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства РФ N2571.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Заказчиком в извещении о проведении закупки установлено требование в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 ("Работы по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта").
Как было установлено Комиссией Ивановского УФАС России, в составе закупаемых работ имеются работы по благоустройству территории объекта строительства, а также по возведению металлического забора гимназии на бетонных столбах. Работы по строительству ограждений отражены в ЛСР 07-07.02 Ограждения-ДР, размещенном в составе проектно-сметной документации на официальном сайте.
В рассматриваемом случае возводимое сооружение будет являться объектом строительства. Данный вывод был отражен в решении Ивановского УФАС России N037/06/31-323/2023 (07-15/2023-154) от 15.06.2023 по жалобе ООО "Аквамонтаж" по указанной закупке.
На основании позиции 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571заказчиком устанавливается такое дополнительное требование к участникам закупки, как наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Закупаемые Заказчиком работы входят в одну проектно-сметную документацию "Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N 44 г. Иваново Ивановской области" в рамках реализации федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование". Указанные работы выполняются в комплексе и направленны на завершение строительства объекта -пристройки к зданию МБОУ Гимназия N 44 г. Иваново.
Кроме того, действующее законодательство о контрактной системе не содержит ограничений или запретов по объединению в один лот работ по благоустройству и строительству, предусмотренных одной проектно-сметной документацией.
Таким образом, предметом рассматриваемой закупки являются как работы по благоустройству, так и по строительству.
Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу о правомерности объединения Заказчиком в один лот работ по строительству и по благоустройству, а также установления требования в соответствии с позицией 7 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571, что свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия Ивановского УФАС России по доводу Общества о том, что ООО "НПП Спецстрой" имеет больше опыта именно по благоустройству, отмечает следующее.
На основании ч. 1 ст. 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2020) механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Позицией 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 предъявляется дополнительное требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Абзацем 6 пп. "б" п. 3 Постановления Правительства РФ N2571 установлено, что для целей настоящего постановления договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно реестру контрактов, размещенному на официальном сайте, ООО "НПП Спецстрой" не имеет опыта по благоустройству территории по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе, и по договорам, заключенным и исполненным в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". ООО "НПП Спецстрой" не смогло бы представить подтверждение опыты по благоустройству территории по пункту 1 позиции 9 Приложения к Постановлению Правительства РФ N2571 для участия в закупке, в случае установления соответствующего дополнительного требования Заказчиком.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "НПП СПЕЦСТРОЙ" на действия Управления капитального строительства Администрации города Иванова при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ согласно ведомости объемов работ (Приложение N1 к Контракту) в рамках проектной и сметной документации по объекту "Строительство пристройки на 350 мест к зданию МБОУ Гимназия N44 г. Иваново Ивановской области" (извещение N0133200001723001840) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ________________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: _________________________________ Н.А. Дмитриева
_________________________________ А.О. Клюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 7 июля 2023 г. N 037/06/42-366/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023