Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
от заявителя - ООО "Сити Витал Лимит" не явились, к видеоконференции не подключились, уведомлены,
от уполномоченного органа - Комитета муниципального заказа города Барнаула Балдиной Натальи Викторовны путем видеоконференции,
от заказчика - МКУ "Служба по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления города" Баутина Павла Сергеевича путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ООО "Сити Витал Лимит" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300301923000994 "Поставка индукционной системы с субтитрированием" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ООО "Сити Витал Лимит"(далее-заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0317300301923000994 "Поставка индукционной системы с субтитрированием".
Заявитель указывает, что требованиям заказчика соответствует товар только одного производителя ООО "Вертикаль" - индукционная система с субтитрированием "VEGA-1", при этом на рынке аналогического товара представлены товары производителя ООО "Круст", ООО "Исток Аудио Трейдинг". Требования к характеристикам товара должны быть установлены в соответствии с позицией КТРУ, без указания дополнительных требований, поскольку в извещении установлено ограничение допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с Постановлением Правительства N 878 от 10.07.2019 г.
Представитель уполномоченного органа, представитель заказчика пояснили, что закупается оборудование со встроенной индукционной системой для слабослышащих. Потребностям заказчика соответствует только товар - индукционная система с субтитрированием "VEGA-1", т.к. только у данной системы имеется возможность работать автономно в течение 10 часов без подзарядки. При этом бесперебойная работа данной системы обеспечивается за счет ее подключения к сети 220 V. Системы иных производителей обеспечивают автономную работу в течение 2 часов. В КТРУ не содержатся позиции для закупаемого товара с учетом требуемых заказчику характеристик.
Заслушав пояснения представителей сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
15.06.2023 года в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0317300301923000994 "Поставка индукционной системы с субтитрированием", а также описание объекта закупки, проект контракта и др.
Согласно описанию объекта закупки к поставке требуется индукционная система с субтитрированием в целях обеспечения беспрепятственного восприятия голосовой информации для слабослышащих и тотально глухих людей. Заказчиком установлены требования к качественных, функциональным и техническим характеристикам системы, в том числе требование к максимальному времени автономной работы - 10 ч., требование к габаритным размерам (В х Ш х Г) - 165x226x106 мм, требование к операционной системе планшета текстофон - не ниже Android 9.x., объему встроенной памяти - 32 Гб и прочие.
В извещении для объекта закупки выбран код ОКПД2 - 26.30.11.199 "Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами, не включенная в другие группировки, прочая". А также установлено ограничение допуска иностранных товаров согласно Постановлению Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.06.2023 г. на участие в закупке была подана единственная заявка, которая была признана соответствующей требованиям извещения о проведении закупки.
Комиссия установила, что в заявке к поставке была предложена индукционная система с субтитрированием "VEGA-1".
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 ( далее - Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
В каталоге товаров, работ, услуг ЕИС имеется три позиции для системы индукционной для слабослышащих - NN 26.11.22.100-00000006 , 26.11.22.100-00000004 , 26.11.22.100-00000005 . По каждой из позиции в описании товара установлены характеристики и их значения.
Таким образом, Комиссия считает, что при наличии позиции "Система индукционная для слабослышащих" в КТРУ заказчику следовало осуществить описание объекта закупки согласно данной позиции. Вместе с тем, заказчиком был выбран код ОКПД2 26.30.11.199 "Аппаратура коммуникационная передающая с приемными устройствами, не включенная в другие группировки, прочая", позиция по которому отсутствует в КТРУ, описание товара было осуществлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Данными действиями были нарушены требования п. 4 Правил.
Установление в описании объекта закупки требования к габаритным размерам системы в виде конкретных значений, которые не могут изменяться участником закупки, не является функциональной, технической, качественной либо эксплуатационной характеристикой объекта закупки. Установление подобного требования заранее влечен ограничение возможности поставить товар разных производителей, поскольку каждая из систем может иметь свои габариты, пусть даже и приближенные к требуемым , но отличающиеся хотя бы по одному из параметров.
В таких действиях усматривается нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 05.05.2023 N ПИ/35749/23, письме от 20.09.2021 N ПИ/79427/21, считает, что описание объекта закупки должно быть составлено таким образом, чтобы совокупность характеристик закупаемого товара соответствовала товару как минимум двух производителей.
Заказчиком на заседание Комиссии не предоставлено документов и сведений, подтверждающих соответствие требованиям к закупаемому товару товара хотя бы еще одного производителя, напротив, представителями подтверждено намерение осуществить закупку системы конкретного производителя.
Принимая во внимание пояснения представителей, учитывая изложенное, а также то, что на участие в аукционе подана одна заявка от участника закупки, предлагающего к поставке индукционную систему с субтитрированием "VEGA-1", а также то, что в представленных Заказчиком коммерческих предложениях присутствовали сведения о предложениях к поставке системы "VEGA-1", Комиссия приходит к выводу о ненадлежащем установлении в документации по закупке требований к закупаемому товару, соответствующих товару конкретного производителя, что является нарушением требований ч. 2 ст. 8, п. 1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ООО "Сити Витал Лимит" обоснованной;
2. признать действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, неправомерными;
3. выдать уполномоченному органу, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки;
4. передать материалы дела должностному лицу УФАС по Алтайскому краю для принятия решения о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 3 июля 2023 г. N 022/06/33-715/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.07.2023