Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Заместитель председателя Комиссии: |
- заместитель руководителя Тульского УФАС России, - начальник отдела Тульского УФАС России, |
Член Комиссии: |
- ведущий специалист - эксперт Тульского УФАС России, |
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик), поступившее по подведомственности из ФАС России (вх. N 5328-ЭП/23 от 27.06.2023), о размещении информации об акционерном обществе "ЦЕНТРСПЕЦСТРОЙ" (далее - Общество, ООО "ЦЕНТРСПЕЦСТРОЙ", Подрядчик) (ИНН 7728775479; 300025, Тульская область, г. Тула, пр-т Ленина, д. 112б, пом. 23) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 24.09.2015 NЭА-ГОЗ-63-2015 на выполнение работ по строительству 16-этажного 141-квартирного жилого дома по ул. Бондаренко в г. Туле, согласно проектно-сметной документации "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями административного назначения по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д. 58 с учетом привязки местоположения земельного участка, расположенного на территории севернее 3-го Северо-Восточного микрорайона, в районе ул. Бондаренко Пролетарского района г. Тулы (далее - Контракт), руководствуясь положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии
- представителей Заказчика на основании доверенности,
в отсутствие представителей Общества, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта (закупка N 0166100000415000067).
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке со всеми электронными документами (приложениями), предусмотренными Законом (далее - Извещение и документация о Закупке), размещено 31.07.2015 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена Контракта составляет 195 993 760,00 рублей.
24.09.2015 по итогам Закупки между Заказчиком и Обществом заключен Контракт на сумму 195 993 760,00 рублей.
Согласно пункту 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить собственными и (или) привлечёнными силами предусмотренный настоящим Контрактом полный комплекс работ по строительству и вводу их в эксплуатацию объекта: "Строительство 16-этажного 141-квартирного жилого дома по ул.Бондаренко в г. Туле, согласно проектно-сметной документации "Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями административного назначения по адресу: г. Тула, пр. Ленина, д.58 с учетом привязки местоположения земельного участка, расположенного на территории севернее 3-го Северо-Восточного микрорайона, в районе ул. Бондаренко Пролетарского района г. Тулы", в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, условиями Контракта, приложению N 1 Описание объекта закупки (Приложение N 1) и в соответствии с проектно - сметной документацией (далее - проект), которые являются неотъемлемой частью настоящего Контракта.
В соответствии с пунктами 3.1 - 3.3, 3.8 Контракта начальный, конечный сроки по видам выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с Календарным графиком работ, который предоставляет Подрядчик Заказчику в установленные Контрактом сроки.
Начало работ - с момента заключения настоящего Контракта;
Окончание работ - 30.10.2016 (включительно). Датой окончания выполнения работ считается дата получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Работы выполняются поэтапно с учетом финансирования, в течение 2015-2016 года, первый этап - по 18.12.2015, второй этап - по 30.10.2016, и с учетом календарного графика работ.
Дата завершения работ по Контракту с учетом выполнения всех условий государственного контракта: 30 октября 2016 года.
Согласно дополнительному соглашению N2, заключенному между Заказчиком и Обществом 28.10.2016, в Контракт внесены изменения в части срока выполнения работ.
В частности установлены следующие сроки:
Начало работ - с момента заключения настоящего Контракта; окончание работ - 25.12.2016 (включительно). Датой окончания выполнения работ считается дата получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Работы выполняются поэтапно с учетом финансирования, в течение 2015-2016 года, первый этап - по 18.12.2015, второй этап - по 25.12.2016, и с учетом календарного графика работ.
Дата завершения работ по государственному контракту с учетом выполнения всех условий государственного контракта: 25 декабря 2016 года.
Разделом 5 Контракта закреплены права и обязанности Подрядчика.
Согласно пункту 18.1 Контракта, с учетом Дополнительного соглашения N 2 от 28.10.2016, Контракт вступает в силу с момента направления оператором электронной площадки Подрядчику Контракта, подписанного электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и действует до 31.12.2016, в части гарантийных и иных обязательств, возникших в период его действия - до полного их исполнения Сторонами. Правоотношения по Контракту прекращаются по завершению гарантийного срока с учетом его возможных продлений.
Из представленных Заказчиком в материалы дела пояснений, а также переписки, осуществляемой между сторонами, заключившими Контракт, установлено следующее.
С 2017 года работы на объекте Обществом не ведутся.
Последний акт по приемке работ подписан сторонами в 2017 году.
09.02.2022 АО "Центрспецстрой" в адрес Заказчика направило письмо, в котором сообщило, что Общество находится в стадии банкротства, а также что в связи со сложившимся финансовым положением Общество не выполнит оставшиеся работы по отделке квартир (укладка линолеума с плинтусами, установка межкомнатных дверей, оклейка стен обоями, покраска в ванных комнатах стен моющей краской.).
По состоянию на 05.06.2023 комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта Подрядчиком в полном объеме не выполнен.
Заказчик пояснил, что существенный объем работ Подрядчиком выполнен, невыполненными остались работы по отделке квартир (около 7 000 000 рублей).
Согласно решению Арбитражного суда Тульской области от 10 февраля 2021 г. по делу N А68-14608/2019 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
В силу части 8 статьи 95 Закона расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
На основании пунктов 1, 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 15.1 Контракта его расторжение допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с требованиями подпункта а) пункта 1 части 15 статьи. 95 Закона Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару.
Извещением и Документацией об электронном аукционе установлено требование к участнику Закупки о непроведении ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Пунктом 15.13 Контракта установлена обязанность Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с вышеизложенным, 05.06.2023 на основании пункта 2 статьи 450 и пункта 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 9 и подпункта а) пункта 1 части 15 статьи 95 Закона Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Изучив обстоятельства, на основании которых принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, оценив действия сторон Контракта при его исполнении, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 13 Правил ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 3 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается в том числе следующая информация:
- наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), идентификационный номер налогоплательщика или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика лиц, указанных в части 2 настоящей статьи;
- наименование, идентификационный номер налогоплательщика юридического лица или для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, являющегося учредителем юридического лица, указанного в части 2 настоящей статьи (за исключением публично-правовых образований), фамилии, имена, отчества (при наличии) учредителей, членов коллегиальных исполнительных органов, лиц, исполняющих функции единоличного исполнительного органа юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи.
Из материалов дела Комиссией установлено, что на момент рассмотрения настоящего дела объект в эксплуатацию не введен.
Вместе с тем решением Арбитражного суда Тульской области от 10 февраля 2021 г. по делу N А68-14608/2019 Общество признано несостоятельным (банкротом), в его отношении введена процедура конкурсного производства.
Комиссия отмечает, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере проведения закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в будущем.
Ввиду того, что на момент заседания Комиссии, Общество не будет осуществлять деятельность под данным идентификационным номером налогоплательщика, то включение ликвидированного и признанного банкротом лица в реестр недобросовестных поставщиков не может обеспечить реализацию целей ведения реестра, поскольку данный участник уже не примет участие в последующих торгах.
По аналогии права, Комиссия руководствуется правовой позицией ВС РФ, изложенной в п. 28 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (утв. Президиумом ВС РФ 25.12.2019), если исполнение госконтракта стало невозможным вследствие причин вынужденного банкротства его организации, то основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
При таких обстоятельствах Комиссия, с учетом всех фактов и доказательств, не усматривает оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков в данном конкретном деле.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком в отношении акционерного общества "ЦЕНТРСПЕЦСТРОЙ" (ИНН 7728775479; 300025, Тульская область, г. Тула, пр-т Ленина, д. 112б, пом. 23), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 4 июля 2023 г. N 071/10/104-752/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2023