Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБПОУ "Колледж кулинарного мастерства" (далее -Заказчик):,
в отсутствие представителей ООО "Технология вкуса" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 16587-ЭП/23 от 30.06.2023) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания в СПб ГБПОУ "ККМ" в 2023-2024 году (извещение N 0372200121323000019) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.06.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200121323000019. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 602 824, 20 рубля.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные характеристики объекта закупки".
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган, Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Относительно доводов Заявителя, касающихся установления Уполномоченным органом, Заказчиком ненадлежащего порядка оценки заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения
16. Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Уполномоченным органом, Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
Порядок оценки заявок установлен в целях выявления лучшего условия исполнения контракта на оказание услуг среди участников закупки, соответствующих единым требованиям, а также дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 31 Закона и направлен на повышение качества оказываемых услуг. Для этого настоящий порядок оценки содержит:
1) предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке комиссией заказчика по осуществлению закупок и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям; 2) инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок; 3) зависимость (формула расчёта количества баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Количество баллов, присваиваемых заявке по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по показателю.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно включать описание участником конкурса своего предложения в отношении качества и безопасности услуг, требований к гарантии качества услуги и объему предоставления гарантий ее качества, обеспечиваемых в период всего срока оказания услуг (далее - описание качества услуг), а также описание предложения по технологическому контролю при оказании услуг по организации питания в период всего срока (периода) действия контракта (технологический контроль). Для выявления лучших условий исполнения контракта, участник конкурса самостоятельно формирует свое предложение о качественных характеристиках объекта закупки исходя из своих технологических возможностей, применительно к объекту закупки, описание которого содержится в извещении. Для получения соответствующего количества баллов по показателю участник обязан руководствоваться требованиями, установленными настоящим порядком оценки. Предложение участника конкурса не должно противоречить требованиям извещения. При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки участнику конкурса необходимо внимательно ознакомиться с требованиями к описанию объекта закупки, изложенными в описании объекта закупки (Приложение к извещению) (далее - техническое задание), а также инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в инструкции по заполнению заявок.
Участник разрабатывает и документирует по каждому дню, в котором производится прием пищи, предложение по технологическому контролю при оказании услуг по организации питания. Под технологическим контролем при оказании услуг по организации питания для целей описания и содержания предложения о качественных характеристиках объекта закупки понимается контроль качества сырья, пищевых продуктов, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, технологических процессов, применяемых при изготовлении продукции общественного питания, включающий в себя входной, операционный и приемочный контроль<1>. Технологический контроль при оказании услуг по организации питания направлен в первую очередь на предупреждение и устранение вредного воздействия факторов среды обитания на человека, а также на поддержание качества продукции общественного питания и описывается по каждой продукции общественного питания, содержащегося в предлагаемом участником закупки меню (разрабатываемое меню по своему содержанию должно соответствовать требованиям СанПин 2.3/2.4.3590-20 для соответствующей категории обучающихся). В описании технологического контроля участником определяется документация, в которой регистрируются и учитываются результаты проводимого контроля. К продукции общественного питания относится весь перечень блюд, напитков, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий, содержащихся в предлагаемом участником закупки меню. По каждой позиции продукции общественного питания участник указывает наименование сырья и пищевых продуктов, предоставляемых участником конкурса и применяемых для изготовления продукции общественного питания. В случае если продукция общественного питания, поименованная в предлагаемом участником закупки меню, подразумевает поставку готовой продукции и поступает на пищеблок в готовом виде, указание сырья и пищевых продуктов по данной продукция не требуется.
Общие требования к качеству и безопасности продукции общественного питания: продукция общественного питания должна быть безопасной в течение установленного срока годности; качество и безопасность продукции общественного питания контролируют по органолептическим, физико-химическим и микробиологическим показателям<2>; в продукции общественного питания, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека; сроки годности и условия хранения продукции общественного питания устанавливаются изготовителем (предприятием общественного питания) с учетом требований действующих нормативных правовых актов, нормативных правовых и нормативных документов, указанных в техническом задании; продовольственное сырье и пищевые продукты, в том числе полуфабрикаты промышленной выработки, используемые для изготовления продукции общественного питания, должны соответствовать техническим требованиям, установленным в Техническом регламенте таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), требованиям действующих нормативных правовых актов и нормативных документов, указанных в техническом задании; каждая партия поступающего продовольственного сырья и пищевых продуктов должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость пищевой продукции; маркировка продовольственного сырья и пищевых продуктов, используемых для производства продукции общественного питания, должна соответствовать требованиям, установленным в Техническом регламенте таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (ТР ТС 022/2011) и действующим стандартам; при использовании при производстве (изготовлении) продукции общественного питания пищевых добавок, ароматизаторов, необходимо соблюдать требования, установленные в Техническом регламенте таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" (ТР ТС 029/2012) и требования действующих нормативных документов на пищевые добавки и ароматизаторы, указанных в техническом задании; материалы, используемые для производства (изготовления) упаковки, изделий контактирующих с пищевой продукцией, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией, в соответствии с Техническим регламентом таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), действующих нормативных правовых актов и нормативных документов, указанных в техническом задании.
Технологический контроль за качеством и безопасностью технологических процессов должен осуществляться на всех этапах производства (изготовления) продукции от поступления сырья до реализации продукции в рамках утвержденных программ производственного контроля. В описании технологического контроля, участник закупки определяет должности ответственных лиц, на которые будут возложены обязанности и ответственность по контролю каждого указываемого участником параметра и показателя, сроки назначения этих лиц после заключения контракта организационно-распорядительными документами, предусмотренными внутренними правилами участника закупки и определяются меры ответственности за неисполнение/ненадлежащее исполнение такими лицами обязанностей. Лица, на которых будут возложены обязанности и ответственность за проведение конкретного мероприятия должны обладать в соответствии с их должностными инструкциями (регламентами) соответствующими полномочиями. Мероприятия входного контроля с указанием периодичности, методов проведения контроля описываются по каждой позиции сырья и пищевых продуктов, входящих в состав продукции общественного питания и должны включать конкретные мероприятия, в результате которых исключается использование в технологических процессах изготовления продукции общественного питания сырья и пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на потребителя<3>, а также приводится описание предложения по мероприятиям контроля в процессе хранения указанного сырья и пищевых продуктов<4>. Операционный и приемочный контроль описываются в отношении каждой продукции общественного питания. Производство готовых блюд осуществляется на основании разрабатываемого меню и в соответствии с технологическими картами<5>. Сведения, указываемые участником должны соответствовать требованиям извещения, Федеральному закону от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", ТР ТС 021/2011, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Для объективного контроля качества и безопасности готовой продукции общественного питания, в процессе технологического контроля проводится органолептическая оценка качества продукции общественного питания<6>. Органолептический анализ продукции общественного питания должен включать в себя рейтинговую оценку внешнего вида, текстуры (консистенции), запаха и вкуса с использованием балльной шкалы: 5 баллов - отличное качество<7>, 4 балла - хорошее качество<8>, 3 балла - удовлетворительное качество<9> и 2 балла - неудовлетворительное качество<10>. Рейтинговая оценка качества продукции общественного питания проводится в целом (общий уровень качества) по следующим органолептическим показателям: внешний вид (оформление, форма, состояние поверхности, однородность, вид на разрезе (разломе), цвет (в том числе на разрезе)), текстура (консистенция), запах, вкус - для блюд и кулинарных изделий; внешний вид (форма, состояние поверхности, вид на разрезе, состояние мякиша, цвет), запах и вкус, текстура (консистенция) - для выпеченных и отделочных полуфабрикатов, мучных кондитерских и булочных изделий.
Органолептическую оценку качества продукции общественного питания проводят сотрудники предприятия (должности указываются в описании приемочного контроля). Сотрудники, участвующие в органолептической оценке, не должны иметь ограничений по медицинским показаниям (хронические заболевания и аллергия), владеть навыками оценки продукции и знать критерии качества. В случае обнаружения недостатков и/или дефектов оцениваемой продукции проводят снижение максимально возможного балла. Общая оценка качества анализируемого блюда (изделия) рассчитывается как среднее арифметическое значение оценок всех сотрудников, принимавших участие в оценке, с точностью до первого знака после запятой. В описании предложения участника конкурса указывается информация о значении снижения максимально возможного балла показателей качества продукции общественного питания, предусмотренного в рамках оказания услуг, в случае обнаружения недостатков и/или дефектов и не должно быть ниже рекомендованного Стандартом. Снижение балльной оценки показателей качества продукции общественного питания осуществляется за следующие обнаруженные дефекты и недостатки<11>:
1) Блюда и кулинарные изделия:
внешний вид: небрежное оформление блюда, наличие соуса и заправки на краях посуды (если это не предусмотрено подачей); отсутствие некоторых отделочных полуфабрикатов, предусмотренных рецептурой; несоблюдение соотношения основных компонентов в блюде, предусмотренных рецептурой, несоответствие набора компонентов блюд рецептуре; неоднородность формы нарезки компонентов в блюдах (салатах, винегретах, супах, овощных рагу); несоответствие формы (для формованных изделий) без изменения массы; несоответствие формы (для формованных изделий), приведшее к изменению массы; сладкие блюда (суфле) не держат форму; нарушение целостности изделий, запеченных в форме; слабое подсыхание поверхности основного продукта либо изделия; слабое подсыхание (заветривание) отделочных полуфабрикатов; отсутствие блеска от масла на поверхности салатов, винегретов, молочных супов, каш; наличие пленки на поверхности: киселей, супов-пюре, соусов, заправок, чая-заварки; наличие трещин на поверхности изделий, запеченных в форме; незначительное нарушение целостности оболочки мучных изделий, не приведшее к вытеканию фарша; нарушение целостности оболочки мучных изделий с обнажением и вытеканием фарша; незначительное отслоение корочки у жареных панированных изделий, запеканок; отделение корочки у жареных панированных изделий, запеканок; наличие осадка в плодово-ягодных прохладительных напитках больше 1/5 объема; наличие взвешенных частичек, мутность желе, бульонов; отслоение жидкости в салатах из свежих овощей; отслоение жидкости в салатах из соленых, квашеных овощей, икре овощной больше чем 1/3 объема; значительное отслоение жидкости в салатах из свежих, соленых и квашеных овощей; вспенивание киселей, напитков; наличие непромеса у изделий из котлетной массы, запеканок, пудингов; изделия слабо прожарены, имеются следы закала в изделиях из теста; наличие больше 5% крошек основного продукта в блюдах из натуральных рыбных и мясных гастрономических продуктов; наличие единичных комочков заварившейся муки, крахмала, манной крупы в соусах, кашах, супах-пюре, киселях, блинах; наличие комочков заварившейся муки, крахмала, манной крупы в соусах, кашах, супах-пюре, киселях, блинах; наличие единичных слипшихся комочков в блюдах и гарнирах из круп и макаронных изделий; наличие слипшихся комочков в блюдах и гарнирах из круп и макаронных изделий; сплошная слипшаяся масса в кашах, гарнирах из круп, макаронных изделиях; наличие посторонних включений в блюдах, изделиях; наличие у сладких блюд плотного слоя невзбитого желе; цвет: незначительно отличающийся от типичного; жареные либо запеченные изделия слабоокрашенные либо имеют на поверхности интенсивно окрашенные вкрапления; изделия подгорелые, темноокрашенные либо с нетипичным цветом для данных изделий, блюд либо отдельных компонентов;
текстура (консистенция): мягкая в салатах из свежих, соленых и квашеных овощей; очень жесткая в салатах из редьки, редиса; мазеобразная для рассыпчатых каш, гарниров из круп и макаронных изделий, запеканок, пудингов, суфле; очень жидкая, нарушено соотношение плотной и жидкой частей (в соусах, супах, компотах); крошливая в жареных и запеченных рубленых изделиях (мясных, рыбных), изделиях из творога; сухая, жесткая в порционных изделиях из мяса мясопродуктов, птицы, рыбы; крошливая либо мазеобразная в мясном и рыбном фарше; плотная - в творожном и овощном; жидкая - в плодовом.
запах: слабовыраженный, недостаточно типичный с заметным преобладанием одного компонента; нетипичный, посторонний;
вкус: слабовыраженный, не ощущается вкус специй; слегка пересоленный; нетипичный, посторонний, чрезвычайно острый, соленый, кислый, посторонний;
2) Выпеченные и отделочные полуфабрикаты, мучные кондитерские и булочные изделия:
внешний вид: слегка деформированные выпеченные полуфабрикаты и изделия; форма изделий неправильная, с незначительными изломами, неровным обрезом; выпеченные и отделочные полуфабрикаты со значительными изломами; выпеченные полуфабрикаты, изделия с крупными трещинами, впадинами, вздутиями; рисунок изделий, отделочных полуфабрикатов (суфле, помады) очень расплывчатый не выражен, смазан; выпеченные полуфабрикаты, изделия (кексы, рулеты, сдобные булочные изделия) с неравномерным и недостаточным подъемом; верхняя корочка выпеченных полуфабрикатов, изделий: шероховатая, матовая, влажная с загрязнениями; отделочные полуфабрикаты в тортах и пирожных распределены неравномерно; отделочные полуфабрикаты (помада, глазурь) отстают от поверхности изделий; шоколадная глазурь поседевшая; помадная глазурь липкая, засахаренная; глазурь частично скололась с изделия; помадная глазурь с пятнами; желе непрозрачное; высота выпеченного полуфабриката либо изделия недостаточная; верхняя либо нижняя корочка изделия слишком толстая; незначительное отставание верхней корочки от выпеченного полуфабриката, изделия; толщина верхней либо нижней корочки неравномерная; наличие комочков, пустот, следов непромеса; слабо выражена слоистость, толстые неотделяющиеся слои слоеных тортов, пирожных; отделочные полуфабрикаты (начинка, фарш) распределены неравномерно между слоями выпеченных полуфабрикатов, изделий либо значительно выступают за края; торты и пирожные бисквитные, рулеты, ромовая баба сильно пропитаны сиропом (мокрые); пористость мякиша неравномерная, недостаточная; значительные уплотнения мякиша; наличие пустот, закала, комочков, следов непромеса; мякиш сухой, жесткий, крошливый; цвет верхней корки, поверхности изделий, мякиша неравномерный; цвет изделий, выпеченных полуфабрикатов, верхней корочки и мякиша бледный, темный, подгорелый; изделия, мякиш нетипичного цвета с посторонними оттенками; очень яркий цвет;
запах и вкус: выпеченные полуфабрикаты, сдобные булочные изделия с посторонним привкусом соды (аммония); помада - эссенции; сироп - жженого сахара; выпеченные полуфабрикаты, сдобные булочные изделия с посторонним интенсивным привкусом соды (аммония); помада - эссенции; сироп - жженого сахара; наличие посторонних запахов, нетипичных для изделий, полуфабрикатов; наличие постороннего запаха и привкуса несвежих продуктов; отсутствие запаха и вкуса отдельных компонентов; наличие хруста от минеральных примесей в сдобных булочных изделиях; нетипичные, недостаточно выраженные запах и вкус; кисловатый вкус в сдобных булочных изделиях;
текстура (консистенция): выпеченные полуфабрикаты: бисквитный - плотная; песочный - плотная не рассыпчатая; слоеный - жесткая, слегка тянущаяся; воздушный - тягучая, без крошливой рассыпчатости; миндально-ореховый - сухая, жесткая, плотная; выпеченные полуфабрикаты и изделия черствые; мякиш сухой, жесткий, крошливый; выпеченные полуфабрикаты и изделия непропеченные; мякиш увлажненный, липкий; неустойчивая текстура (консистенция) желе, суфле; помада - липкая; сироп для промочки, начинка фруктовая - жидкие; изделия с закалом.
Оценка заявок осуществляется комиссией в отношении представленных участниками конкурса предложений о качественных характеристиках объекта закупки, которые соответствуют требованиям, установленным настоящим порядком оценки, путем сопоставления суммы всех снижающих балльных оценок показателей качества продукции общественного питания за обнаруженные недостатки и дефекты (характеристики объекта закупки).
Для оценки заявок определяется сумма значений оцениваемых характеристик объекта закупки по каждому указанному участником недостатку и дефекту, при обнаружении которых проводят снижение балльной оценки показателей качества продукции общественного питания. Сумма всех снижающих балльных оценок показателей качества продукции общественного питания за обнаруженные недостатки и дефекты рассчитывается по формуле.
Хi = N1+N2+_Nx,
Хi - значение суммы характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки;
N1 - снижающий балл по первому представляемому недостатку и дефекту продукции общественного питания;
N1 - снижающий балл по второму представляемому недостатку и дефекту продукции общественного питания;
Nx - снижающий балл по последнему представляемому недостатку и дефекту продукции общественного питания.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по показателю "Качество услуг" нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", является наибольшее значение критерия оценки показателя.
В случае отсутствия в составе заявки предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки, либо несоблюдения требований установленного порядка оценки и инструкции по заполнению заявки, участнику конкурса, подавшему такую заявку, присваивается ноль баллов. Отсутствие предложения участника не является основанием для отклонения заявки участника конкурса. В случае наличия в составе заявки предложения участника, информация о таком предложении включается в условия контракта. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки не может противоречить требованиям извещения. Ответственность за полноту и достоверность указанных сведений несет участник конкурса.
<1> входной контроль - контроль показателей качества и безопасности сырья, пищевых продуктов, поступивших к участнику закупки при исполнении контракта на оказание услуг по организации питания для дальнейшего использования в технологических процессах изготовления продукции общественного питания; операционный контроль - контроль параметров и показателей во время выполнения и после завершения технологической операции производства (изготовления) продукции общественного питания; приемочный контроль - контроль показателей качества и безопасности готовой продукции общественного питания, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к реализации
<2> микробиологические показатели продукции общественного питания определяют выборочно с периодичностью, установленной изготовителем продукции. Микробиологические показатели безопасности продукции общественного питания должны соответствовать требованиям, установленным в Техническом регламенте таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011). В продукции общественного питания, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека. Органолептическую оценку качества продукции общественного питания проводят по ГОСТ 31986-2012 (далее - Стандарт). Органолептическую оценку качества проводят на предприятии для продукции каждой партии (при массовом изготовлении): блюд и кулинарных, булочных и мучных кондитерских изделий - по внешнему виду, консистенции, цвету, запаху и вкусу; полуфабрикатов - по внешнему виду, консистенции, цвету и запаху. Подготовку отобранных проб к испытаниям по физико-химическим показателям проводят по нормативным и техническим документам на продукцию общественного питания конкретного вида. Оценку качества продукции общественного питания по физико-химическим показателям проводят выборочно, с периодичностью, установленной изготовителем продукции. Определяют массовую долю жира, сахара, поваренной соли, влаги или сухих веществ, общую (титруемую) кислотность, щелочность, свежесть, массовую долю сахара в креме на водную фазу, рецептурные соотношения компонентов полуфабрикатов, блюд и изделий, в том числе фаршированных и с начинками.
<3> для изготовления пищевых продуктов должно применяться продовольственное сырье, качество и безопасность которого соответствует требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответствие пищевых продуктов, материалов и изделий обязательным требованиям подтверждается в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации. В предложении участника определяются контролируемые показатели при входном контроле, а также указываются сведения о характеристиках сырья и пищевых продуктов, используемых для изготовления продукции общественного питания (Приложение к описанию объекта закупки).
<4> хранение и перевозки пищевых продуктов должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность (указываются условия хранения продуктов, включая температурные режимы). Хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<5> составляется на основании сборников рецептур блюд, кулинарных изделий, хлебобулочных и кондитерских изделий или технико-технологической карты и содержащий рецептуру и описание технологического процесса изготовления продукции, оформления и подачи блюда (изделия), область применения, требования к сырью, показатели качества и безопасности продукции общественного питания, информационные данные о пищевой ценности продукции общественного питания. Прикладываются к предложению участника по каждой продукции общественного питания.
<6> оценка ответной реакции органов чувств человека на свойства продукции общественного питания как исследуемого объекта, определяемая с помощью качественных и количественных методов. В описание предложения участника включаются сведения о документах, которые оформляются по результатам оценки каждого образца продукции.
<7> соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) без недостатков. Органолептические показатели должны строго соответствовать требованиям нормативных и технических документов.
<8> соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с незначительными или легкоустранимыми недостатками. К таким недостаткам относят типичные для данного вида продукции, но слабовыраженные запах и вкус, неравномерную форму нарезки, недостаточно соленый вкус блюда (изделия).
<9> соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) с более значительными недостатками, но пригодным для реализации без переработки. К таким недостаткам относят подсыхание поверхности изделий, нарушение формы, неправильная форма нарезки овощей, слабый или чрезмерный запах специй, наличие жидкости в салатах, жесткая текстура (консистенция) мяса. Если вкусу и запаху блюда (изделия) присваивают оценку 3 балла, то независимо от значений других характеристик, общий уровень качества оценивают не выше, чем 3 балла.
<10> соответствует блюдам (изделиям, полуфабрикатам) со значительными дефектами: наличием посторонних привкусов или запахов, пересоленные изделия, недоваренные или недожаренные, подгорелые, утратившие форму. Выдача готовой продукции не должна осуществляться при неудовлетворительном качестве.
<11> информация о значении снижающей оценки в баллах указывается по каждому недостатку и дефекту с точностью до одного знака после запятой. Для каждого недостатка и дефекта указывается одно значение.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке. Комиссия УФАС отмечет, что Закон о контрактной системе и принятые на его основе нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит Заказчику.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта является наличие разработанного предложения участника закупки на этапе подачи заявки, включающего в себя разработку меню и контроль качества выпускаемой продукции, наличие технологических карт, определения последовательности процессов оказания услуг и ответственных должностных лиц, на которых будет возложен контроль за исполнением этих процессов, определение мер взыскания в случае нарушения порядка оказания услуг.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечет, что спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Уполномоченного органа, Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя также необоснованными.
2. В силу п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 Положения, применяются детализирующие показатели.
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения.
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
В силу п. 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с порядком оценки заявок, установленном в извещении о проведении Конкурса предусмотрено следующее:
"По настоящему детализирующему показателю оценивается наличие в организации участника конкурса заведующих (управляющих) производством и(или) заведующих столовой и(или) шеф-поваров, имеющих высшее профессиональное образование по профилю общественное питание и стаж работы по специальности в сфере общественного питания не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по профилю общественное питание и стаж работы по специальности в сфере общественного питания не менее 2 лет.
Сведения о наличии в организации участника конкурса заведующих (управляющих) производством и(или) заведующих столовой и(или) шеф-поваров подтверждаются следующими данными:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация о медицинской книжке (серия, номер, дата выдачи, кем выдана);
образование сотрудника (вид образования, какое учебное заведение окончил, год окончания, полученная квалификация и специальность, присвоенный разряд);
реквизиты документа об образовании (серия, номер, дата выдачи, кем выдана);
опыт работы, лет.
Вышеуказанные сведения, должны подтверждаться входящими в состав заявки участника конкурса копиями следующих документов:
медицинской (санитарной) книжкой,
документа об образовании,
трудовой книжкой или сведениями о трудовой деятельности, предусмотренными статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации или иного документа, подтверждающего обеспеченность участника трудовыми ресурсами (при наличии).
Все вышеперечисленные документы представляются в полном объеме без пропуска страниц документа(ов). В случае несоответствия сотрудника предъявляемым требованиям, либо не представления подтверждающего документа(ов), такой сотрудник учитываться не будет.
Сведения о наличии в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации могут быть представлены по рекомендуемой форме "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки.
В случае наличия противоречий между сведениями, представленными по рекомендуемой форме установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки и фактически представленными документами, подтверждающих наличие в организации участника конкурса специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, при расчете баллов учитываются фактически представленные участником закупки документы.".
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Согласно представленным возражениям Заказчика, порядок оценки по спорному показателю установлен в соответствии с требованиями Постановления N 2604.
Требование о наличии у сотрудника, имеющего непосредственный контакт с продуктами питания и осуществляющего приготовление пищи личной медицинской книжки установлено п.2.21. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" где указано, что лица, поступающие на работу в организации общественного питания, должны соответствовать требованиям, касающимся прохождения ими профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, предварительных и периодических медицинских осмотров, вакцинации, установленным законодательством Российской Федерации.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, установленный в рамках показателя "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Комиссия УФАС приходит к выводу, что он установлен в соответствии с требованиями Положения.
Спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, при таких данных, в отсутствие какого-либо обоснования неправомерности действий Заказчика по утверждению спорного порядка оценки, иное видение Заявителем методики оценки не свидетельствует о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Технология вкуса" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 6 июля 2023 г. N 44-2755/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023