Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам.председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
. - главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
. - специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя ООО "Амихим" по доверенности;
в присутствии:
- представителей КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" по доверенностям;
рассмотрев жалобу ООО "Амихим",
У С Т А Н О В И Л А:
04.07.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "АМИХИМ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку средства дезинфицирующего (извещение N 0340200003323009126).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку заказчик в описании объекта закупки указал чрезмерные требования, а именно: "изопропиловый спирт (пропанол-2), % - не более 45", "ЧАС, % - не более 0,1"
Рассмотрение жалобы назначено на 10.07.2023 г., информация размещена в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru. В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены надлежащим образом.
Представители Заказчика пояснили, что описание объекта закупки сформировано с учетом потребности Заказчика, в связи с назначением закупаемого дезинфицирующего средства. Считают жалобу необоснованной.
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с п. 2.6 и 2.7 Порядка взаимодействия заказчиком Кировской области с КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок" проект контракта и техническое задание утверждаются заказчиком. Включение в извещение показателей, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке. Просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе проводится внеплановая проверка.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
22.06.2023 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку средства дезинфицирующего. Начальная (максимальная) цена контракта - 1050000,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуется средство дезинфицирующее в форме выпуска "жидкость" с кодом КТРУ 20.20.14.000-00000005, со следующими спорными характеристиками и их обоснованием:
Наименование товара, единица измерения, количество товара, код ОКПД 2, код позиции каталога товаров, работ, услуг (при наличии) |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара и их значения, которые не подлежат изменению участником закупки* |
Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (единицы измерения)** |
Минимальные и (или) максимальные значения характеристик товара |
Требования заказчика к указанию минимальных и (или) максимальных значений характеристик товара участником закупки*** |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик |
Средство дезинфицирующее - 1875 л
Код КТРУ: 20.20.14.000-00000005 |
Форма выпуска - Жидкость |
|
|
|
|
Дополнительные характеристики: |
|
||||
Средство обладает антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (в т.ч. возбудителей туберкулёза), патогенных грибов - возбудителей дерматофитий и кандидозов, вирусов (в т.ч. аденовирусы, вирусы гриппа, парагриппа и других возбудителей острых респираторных инфекций, энтеровирусы, ротавирусы, вирус полиомиелита, энтеральные, парентеральные гепатитов, герпеса, ВИЧ). |
|
|
|
1. Для обеспечения эффективной обработки поверхностей в медицинской организации, в том числе для профилактики ИСМП; |
|
Средство предназначено для дезинфекции небольших по площади поверхностей, в т.ч. загрязненных кровью; поверхностей приборов, оптических приборов, в т.ч. аппаратов искусственной вентиляции легких, оборудования для анестезии; предметов обстановки помещений, датчиков УЗИ, физиотерапевтического оборудования, стето- и фонендоскопов; стоматологического оборудования, наконечников и зеркал; санитарно-технического оборудования; медицинских столов, гинекологических кресел; обеззараживания перчаток, надетых на руки персонала; резиновых, полипропиленовых и пластиковых ковриков; обуви с целью профилактики инфекций грибковой этиологии; компьютерной и офисной техники |
|
|
|
||
Средство готовое к применению, содержит в качестве действующих веществ: |
|
||||
|
изопропиловый спирт (пропанол-2), % |
не более 45 |
Одно значение или несколько значений |
1. Для денатурации белков микроорганизмов без агрессивного воздействия на кожные покровы большой концентрацией спирта. 2.Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, утвержденные на заседаниях Общего собрания членов НП "НАСКИ" (Протокол N 6 от 19.11.2014 г.) и Профильной комиссии Минздрава России по эпидемиологии (Протокол N 4 от 20.11.2014 г.). |
|
ЧАС,% |
не более 0,1 |
Одно значение или несколько значений |
1. обеспечение целевой эффективности и моющих свойств при низкой вероятности аллергических реакций, обладает стойкой активностью в отношении вирусов 3 класса (ранг И). (Парентеральные гепатиты В, С, D; ВИЧ-инфекция; герпетическая инфекция; цитомегалия, грипп (в т.ч. "птичий", свиной"), ОРВИ, атипичная пневмония (ТОРС), вирусные геморрагические лихорадки, в том числе Эбола, Марбург и др. 2. Согласно Приложению А ГОСТ Р 58151.1-2018 3.Федеральные клинические рекомендации по выбору химических средств дезинфекции и стерилизации для использования в медицинских организациях, утвержденные на заседаниях Общего собрания членов НП "НАСКИ" (Протокол N 6 от 19.11.2014 г.) и Профильной комиссии Минздрава России по эпидемиологии (Протокол N 4 от 20.11.2014 г.)/ |
||
|
Фасовка: флакон с курковым распылителем, л |
не менее 0,75 |
Одно значение или несколько значений |
для удобства хранения, учета и использования в работе, согласно п.3.4 ГОСТ Р 58151.1-2018 |
|
Токсичность: средство относится к 4 классу малоопасных веществ при введении в желудок и при нанесении на кожу |
|
|
|
п. 3546 СанПиН 3.3686-21 |
|
Средство не содержит пропиловый спирт (пропанол-1), амины и фенолы |
|
|
|
во избежание аллергических реакций, эффекта сенсибилизации при длительном использовании и увеличения токсического воздействия на дыхательные пути |
|
|
Экспозиционная выдержка при вирусных инфекциях, дерматофитиях и туберкулезе, минут |
не более 5 |
Одно значение или несколько значений |
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21, экономия времени на 1 обработку |
|
|
Расход средства на 1-м поверхности, мл |
не более 50 |
Одно значение или несколько значений |
Для обеспечения экономичного использования средства |
|
|
Действие средства, часов |
не менее 3 |
Одно значение или несколько значений |
Для обеспечения длительного эффекта обработки дезсредством |
|
|
Срок годности средства в невскрытой упаковке, лет |
не менее 5 |
Одно значение или несколько значений |
необходимо для удобства применения и с учетом экономических показателей в медицинской организации, согласно п.3.2 ГОСТ Р 58151.1-2018 |
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 145 от 08.02.2017 г. утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ (далее - Правила).
Согласно п. 4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.п. а) п. 5 Правил вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, в том числе осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно коду КТРУ N 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее" содержит единственную характеристику - форма выпуска: жидкость", и не содержит запрета на включение дополнительных характеристик.
Во исполнение п. 6 Правил использования КТРУ Техническое задание содержит обоснование включения дополнительных характеристики.
При этом ни Законом о контрактной системе, ни Правилами использования КТРУ не предусмотрены порядок и способ обоснования указания дополнительных характеристик.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Техническое задание электронного аукциона содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, не противоречат характеристикам ГОСТ, позволяют определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
При этом антимонопольный орган не наделен полномочиями проверять потребность Заказчика для решения возложенных на него задач.
Предметом закупки является поставка товара, а не его производство. В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Указанная выше позиция подтверждается сложившейся судебной практикой (дела N А11-15561/2019, N А11-955/2019, Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа по делам N А29-11764/2020, N А11-15561/2019, N А43-15300/2020).
При подготовке извещения об осуществлении закупки Заказчиком было получено 3 коммерческих предложения от различных юридических лиц для формирования НМЦК. Кроме того, в материалы дела Заказчиком представлено информация и документы, свидетельствующие о соответствии Техническому заданию Заказчика товара минимум двух производителей. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки составлено Заказчиком в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребности и специфики оказания медицинской помощи.
На основании ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Заявителем не представлены доказательства того, что его товар не подходит под характеристики технического задания, а также не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Амихим" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку средства дезинфицирующего (извещение N 0340200003323009126).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам.председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 10 июля 2023 г. N 043/06/106-684/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2023