Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>
Членов Комиссии:
<__>
<__>,
При участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
от Заявителя - представители по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Югра техник" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на снос (демонтаж) зданий (сооружений) в пгт. Харп, находящихся в муниципальной собственности, начальная (максимальная) цена контракта - 27 770 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000248), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. 3805-ЭП-23 от 04.07.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласились, представили возражения и сообщили, что при проведении аукциона, действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Согласно извещению об осуществлении закупки, прилагаемым к извещению документам, протоколам, составленным при осуществлении закупки:
извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
дата и время начала срока подачи заявок 15.06.2023 18.46 (МСК+2);
дата и время окончания срока подачи заявок 23.06.2023 09:00 (МСК+2);
дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 23.06.2023;
дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 26.06.2023.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что согласно протоколу подведения итогов, его заявка была отклонена комиссией по осуществлению закупки, неправомерно.
1. Заявитель считает, что отвечает требованию о наличии договора с организацией, индивидуальным предпринимателем, привлеченным на условиях субподряда с действующей лицензией по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
2. У Заявителя имеется опыт выполнения работ в соответствии с позицией 12 раздела II приложения к ППРФ от 29.12.2021 N 2571, что подтверждается документами, находящимися в открытом доступе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (ЕИС) - www.zakupki.gov.ru.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами, изложенными в жалобе не согласны и считают их необоснованными.
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
В соответствии с позицией 12 раздела II Приложения к Постановлению N 2571 - Работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), дополнительным требованием к участникам закупки является: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Согласно пункту 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки формирует протокол подачи ценовых предложений.
Согласно пункту 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки объектом закупки является снос (демонтаж) зданий (сооружений) в пгт. Харп, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.06.2023 NИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 1 (заявитель) была отклонена комиссией на основании
Пп. "а" п.1 ч.5 ст.49, п.1 ч.12 ст.48: непредставление (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ) в заявке информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением предусмотренных п.п.2, 3 ч.6 ст.43);
Пп. "а" п.1 ч.5 ст.49, п.3 ч.12 ст.48: несоответствие участника закупки требованиям извещения в соответствии с ч.2 ст.31;
Участник не предоставил копию лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности), или предоставить договор с иной организацией, индивидуальным предпринимателем, привлеченным на условиях субподряда с действующей лицензией по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности),
Требования в соответствии с позицией 12 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 подтверждаются исполнением контрактов на сумму не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 5 554 000 рублей. Участником подтвержден опыт на сумму 3 421 565, 26 руб.
1. В отношении первого довода жалобы Комиссия установила следующее. Заказчиком в Извещении об осуществлении закупки установлено требование о том, что участник закупки должен иметь действующую лицензию и предоставить копию такой лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности), или предоставить договор с иной организацией, индивидуальным предпринимателем, привлеченным на условиях субподряда с действующей лицензией по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности).
Изучив заявку участника закупки ООО "Югра-техник", Комиссия установила, что участником закупки в составе заявки не представлена требуемая копия лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Также участником закупки не представлен договор с иной организацией, индивидуальным предпринимателем, привлеченным на условиях субподряда с действующей лицензией по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, заявка участника закупки подлежала отклонению в связи с непредставлением в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки (п.1 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что решение комиссии по осуществлению закупок об отклонении заявки ООО "Югра-техник" (идентификационный номер 54) не противоречит Закону о контрактной системе.
Довод заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. В отношении второго довода жалобы Комиссия установила, что извещением об осуществлении закупки установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии позицией 12 раздела II приложения к Постановлению N 2571 о наличии опыта выполнения работы по сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
На заседании Комиссии представитель Заявитель подтвердил, что в заявке на соответствие дополнительным требованиям участник закупки направил контракт N34/2022 от 09.09.2022 на выполнение работ по сносу объекта, цена контракта 3 421 565,26 рублей, а также сообщил о наличии находящихся в открытом доступе на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" номеров реестровой записи исполненных контрактов 3860901420521000027 и 3890103863923000033.
Заказчик при рассмотрении заявок на соответствие участника дополнительным требованиям, в соответствии с Постановлением N2571, руководствуется документами, представленными оператором электронной площадки.
Согласно документам, полученным с электронной площадки, у участника аукциона ООО "Югра техник" имеется следующий опыт выполнения работ: - Муниципальный контракт N34/2022 от 09.09.2022 на выполнение работ по сносу объекта. Цена контракта 3 421 565,26 рублей.
Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта 27 770 000,00 рублей, для подтверждения опыта выполнения работ участникам аукциона необходимо было предоставить информацию и документы по договору, соответствующему требованиям извещения, с ценой не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, т.е. не менее 5 554 000,00 рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о несоответствии заявки участника закупки требованиям к опыту выполнения работ, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе).
Довод заявителя не находит своего подтверждение и является необоснованным.
3. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований названного Закона.
Извещением о проведении электронного аукциона для закупки N 0190300000223000248 установлено требование: - Участник должен иметь действующую лицензию и предоставить копию такой лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности), или предоставить договор с иной организацией, индивидуальным предпринимателем, привлеченным на условиях субподряда с действующей лицензией по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в соответствии с п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности).
Согласно п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности.
В рассматриваемом случае, выполнение работ по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, не является самостоятельным объектом закупки (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности).
Объектом закупки, согласно извещению, является снос (демонтаж) зданий (сооружений) в пгт. Харп, находящихся в муниципальной собственности.
На основании изложенного Комиссия установила, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, о наличии действующей лицензии и предоставлении копии такой лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (с открытыми видами работ на транспортирование отходов IV класса опасности).
Комиссия пришла к выводу о том, что в действиях Заказчика имеются нарушения требований п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что в свою очередь образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
По мнению Комиссии, установленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения со стороны Заказчика не отразились на результатах определения поставщика, в связи с чем предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Югра техник" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на снос (демонтаж) зданий (сооружений) в пгт. Харп, находящихся в муниципальной собственности, начальная (максимальная) цена контракта - 27 770 000,00 рублей (извещение N 0190300000223000248), необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика, обеспечить уведомление должностного лица, действовавшего от имени Заказчика при формировании с использованием единой информационной системы, подписавшего усиленной электронной подписью и разместившего в единой информационной системе в соответствии со ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки (извещение N 0190300000223000248) о необходимости представить в срок до 19.07.2023 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- документы подтверждающие подписание усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика извещения об осуществлении закупки;
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты для уведомлений (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 21.07.2023 в 17 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru, to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 7 июля 2023 г. N 089/06/49-492/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2023