Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ВАВИЛОН" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0860200000823005210 "Операционные системы (Оказание услуг по предоставлению лицензии
(неисключительных) на право использования операционных систем)",
УСТАНОВИЛА:
07.07.2023 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "ВАВИЛОН" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0860200000823005210 "Операционные системы (Оказание услуг по предоставлению лицензии (неисключительных) на право использования операционных систем)" (далее - Запрос котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только операционная система "Ред ОС", что ограничивает число участников закупки и создает преимущество для возможности предложения к поставке только одной операционной системы.
Представители Заявителя, присутствующие при рассмотрении жалобы, доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представитель Заказчика и Уполномоченного учреждения, присутствующие на рассмотрении жалобы, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
30.06.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком по данному Запросу котировок является Министерство здравоохранения Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 392 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является оказание услуг по предоставлению лицензии (неисключительных) на право использования операционных систем.
В приложении N1 "Описание объекта закупки" к Извещению установлены функциональные, технические характеристики к поставляемому товару (далееОписание объекта закупки), а именно:
"Возможности миграции и минимизации изменений в существующей инфраструктуре, построенной на базе CentOS используемой заказчиком.
Возможность включения средство управления общим доступом к каталогам со следующим функционалом:
· создание сетевого каталога в доменах MS AD используемых заказчиком;
· настройка прав доступа пользователей и групп к сетевым каталогам с возможностью выбора доступных OU в виде древовидной структуры для MS AD используемых заказчиком;
· протоколирование событий в сетевых каталогах (настройка уровня протоколирования, выбор отслеживаемых событий)".
Из жалобы Заявителя следует, что описанию объекта закупки не соответствует ни одна операционная система, кроме "Ред ОС".
Согласно пояснению представителя Уполномоченного учреждения, описанию объекта закупки соответствует товар не менее чем двух производителей:
1. ОС РОСА "КОБАЛЬТ" рабочая станция, сертифицированная ФСТЭК
(вкл. 1 год стандартной поддержки). Реестровая запись N1194 от 08.10.2016 года;
2. Операционная система РЕД ОС Реестровая запись N3751 от 23.07.2017;
3. ОС ОН "ОСнова" (ДВНБ.10001-01) Регистрационный номер ПО: 5913.,
Данные операционные системы были предложены в заявках участников закупки, что подтверждает отсутствие ограничения количества участников закупки.
В рамках перерыва Саратовским УФАС России направлен запрос ООО
"НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РОСА" о соответствии ОС РОСА "КОБАЛЬТ" описанию объекта закупки, установленному Заказчиком по данному Запросу котировок.
ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ РОСА" в ответе на запрос сообщило, что ОС РОСА "КОБАЛЬТ" полностью соответствует техническим требованиям, приведенным в описании объекта закупки по Аукциону.
По оспариваемым Заявителем характеристикам производитель пояснил, сетевой каталог возможно создать средствами файлового менеджера, настройка прав доступа реализована разными вариантами (один из них через доверительные отношения доменов), за настройку журналирования действий в сетевых каталогах отвечает конфигурационный файл /etc/samba/smb.conf. Таким образом, ОС РОСА "КОБАЛЬТ" соответствует описанию объекта закупки.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является оказание услуг по предоставлению лицензии (неисключительных) на право использования операционных систем), а не их изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Исходя из вышеизложенного, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Таким образом, довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ВАВИЛОН" на действия Заказчика Министерства здравоохранения Саратовской области и Уполномоченного учреждения ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении запроса котировок в электронной форме N 0860200000823005210 "Операционные системы (Оказание услуг по предоставлению лицензии (неисключительных) на право использования операционных систем)" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 14 июля 2023 г. N 064/06/33-943/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2023