Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик), по доверенности;
ООО "КУРСУС" (далее - Заявитель), по доверенности;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17329-ЭП/23 от 07.07.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронных аукционов на поставку паркоматов с установкой (извещения N 0872200000223000080) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 29.06.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0872200000223000080. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 600 000,00 рубля.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Пунктом 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с п. п. 1 - 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
При составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
Заказчик вправе устанавливать требуемые Заказчику характеристики товара и при определении условий контракта, в том числе технического задания к контракту обязан руководствоваться исключительно собственными потребностями в поставке товара. Собственная потребность в поставке паркоматов с характеристиками, указанными в Техническом задании обусловлена в первую очередь опытом эксплуатации паркоматов в зоне платной парковки Санкт-Петербурга. Заказчик обеспечивает функционирование зоны платной парковки на протяжении 8 лет. В ходе эксплуатации паркоматов Заказчиком выявлены достоинства и недостатки того или иного оборудования, основанные в том числе на поступающих в адрес Правительства Санкт-Петербурга и Заказчика жалоб.
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что в Приложении N 8 к Техническому заданию установлены требования к габаритным размерам товара (без учета солнечной батареи): 2755х.2455х17255 мм. Необходимость установки требований к габаритным размерам товара обусловлена тем, что такой товар, как паркомат является техническим устройством для осуществления приема платежей за парковочную сессию, при этом паркомат размещается в границах красных линий улично-дорожной сети на тротуарах.
Характеристики объекта закупки в части габаритов обеспечивают оптимальный размер паркомата, позволяющий совместить все имеющиеся функциональные и технические требования, в том числе с возможностью установки в паркомат аккумуляторных батарей (емкость основной и резервной аккумуляторных батарей: не менее 55 и не более 100 А/ч) и обеспечить удобную эксплуатацию устройства.
Также требования к габаритам товара, учитывая функциональные и технические требования, обеспечивают наименьший размер паркомата для возможности обеспечения механизированной уборки тротуаров, с учетом требований постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.2016 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга".
Установленные требования к габаритам товара обеспечивают его оптимальный размер, позволяющий разместить паркомат в пределах земельного участка площадью 1 кв.м, (в рамках разрешений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на использование земель/земельного участка без предоставления земельного участка и сервитутов к ним). При этом ограждение земельного участка или иное ограничение доступа (прохода, проезда) на земельный участок (или через земельный участок) третьих лиц в период действия разрешения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга не допускается.
Установленные требования к габаритам товара обеспечивают его оптимальный размер, позволяющий сохранить исторический облик Санкт-Петербурга в процессе его современной трансформации при реализации проекта "Единое городское парковочное пространство", и при этом обеспечить реализацию положений статьи 13 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому территория, на которой организована платная парковка, должна быть оборудована автоматизированной системой оплаты (паркоматами).
Кроем того, Заказчиком в данном требовании представлен диапазон значений габаритов паркоматов (_5), а также отсутствует ограничение габаритов паркомата с учетом размера солнечной панели.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Дополнительно сообщаем, что Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы (далее - территориальный орган) осуществляет функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В силу п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органами, уполномоченными осуществлять контроль в отношении соблюдения предусмотренных Законом о контрактной системе требований к определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, являются органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом Заявитель имеет право обратиться в контрольный орган финансового контроля за разъяснениями в части формирование начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с обстоятельствами, открывшимися в ходе рассмотрения жалобы Комиссия УФАС считает необходимым передать материалы дела в Комитет государственного финансового контроля для проведения проверки в рамках имеющихся полномочий.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КУРСУС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2023 г. N 44-2870/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023