Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Дударевой, заместителя руководителя - начальника аналитического отдела, членов Комиссии - М.А. Грицай, начальника отдела, М.А. Косенко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - ФГБУ "Федеральный Сибирский научно- клинический центр Федерального медико- биологического агентства" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ИП Кривенцовой Алёне Владимировне (ИНН 721000520250) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N42", извещение N 0319100004922000948, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ИП Кривенцовой А.В. (далее - ИП, исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки, имеющей извещение N 0319100004922000948, (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения ИП условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и ИП, указанным в контракте, размещенном в единой информационной системе (далее - ЕИС), было направлено
уведомление о рассмотрении обращения, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
До рассмотрения обращения по существу, ИП направил ходатайство о рассмотрении обращения посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Ходатайство не было удовлетворено Комиссией, в связи с отсутствием технической возможности.
Рассмотрение обращения, состоялось 18 июля 2023 года в 14 часов в отсутствие представителей заказчика и ИП.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N42.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 NИЭА1 победителем аукциона был признан ИП.
Комиссия отмечает, что ИП добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, ИП, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России КБ N 42, согласно Приложениям N 2 и N 4 к настоящему Контракту, далее именуемые "Услуги".
1.3. Место оказания Услуг: по месту нахождения Исполнителя.
Места сбора грязного белья и доставки чистого белья обратно расположены по адресам объектов Заказчика, указанным в Приложении N2 к настоящему Контракту. При изменении адреса объекта Заказчика в пределах г. г. Зеленогорска Красноярского края сбор грязного белья и доставка чистого белья Исполнителем осуществляется на новый адрес объекта Заказчика. Об изменении адреса Заказчик уведомляет Исполнителя в письменной форме.
1.4. Период оказания Услуг: с 01.01.2023 по 31.12.2023.
Сроки оказания Услуг: сбор грязного белья с объектов Заказчика и доставка чистого белья обратно на объекты осуществляется согласно графику (Приложение N 2 к настоящему Контракту). Стирка, дезинфекционная обработка, сушка, глажение белья осуществляется в течение 2 (двух) суток со дня сбора грязного белья; стирка, дезинфекционная обработка, сушка, глажение белья с пометкой "срочно" - в течение 1 (одних) суток со дня сбора.
1.5. При приеме грязного белья в обработку производится его поштучный пересчет и (или) взвешивание, оценка состояния, проверка маркировки и выявление дефектов. Прием белья Исполнитель оформляет накладной (согласно Приложению N3 к настоящему Контракту) в 2-х экземплярах, первый экземпляр остается у Заказчика, второй у представителя Исполнителя. В накладной указываются вид оказываемых Услуг, наименование, количество белья и (или) его объем (вес), степень загрязненности, дефекты сдаваемого в стирку белья (при наличии).
1.6. Приемка белья в стирку осуществляется только при наличии четкой маркировки с наименованием и номером отделения Заказчика.
1.7. Вывоз грязного и доставка от Исполнителя чистого белья производится силами и средствами Исполнителя".
Раздел 4 контракта устанавливает права и обязанности поставщика:
"4.2.2. Осуществлять стирку больничного белья, а именно: прямого белья (постельные принадлежности, полотенца, пеленки, шторы и т.д.) и фасонного белья (халаты, куртки, брюки и т.д.) в специальных прачечных, соответствующих нормативам действующего законодательства РФ. Режим стирки белья должен соответствовать действующим нормативам действующего законодательства РФ.
4.2.3. Осуществлять сбор грязного белья и доставку чистого белья согласно графику (Приложение N 2 к настоящему Контракту) в упакованном виде своими силами специально выделенным транспортом. Доставка грязного упакованного белья, его загрузка в транспортное средство, а также выгрузка чистого упакованного белья из транспортного средства, доставка до места, указанного представителями Заказчика, осуществляются силами Исполнителя. Объем белья, предоставляемого в стирку Заказчиком, формируется по мере его накопления".
Согласно разделу 5 контракта: "5.2. Для проверки предоставленных Исполнителем результатов оказания услуг, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта, Заказчик проводит экспертизу оказанных услуг в порядке, предусмотренном статьей 94 Закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
5.3. При отсутствии у Заказчика претензий по объему и качеству оказанных Услуг Заказчик в течение 20 рабочих дней со дня подписания Исполнителем документа о приемке в ЕИС и на основании результатов экспертизы, проведенной в соответствии с пунктом 5.2 Контракта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке.
5.4. В случае выявления несоответствия оказанных Услуг условиям Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки оказанных Услуг. Заказчик в срок, установленный п. 5.3 Контракта, формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа и сроков их устранения.
5.5. Документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента размещения в ЕИС направляются автоматически с использованием ЕИС Исполнителю. Датой поступления Исполнителю документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен исполнитель".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Раздел 10 контракта предусматривает: "Расторжение Контракта возможно по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Комиссия, изучив материалы, представленные заказчиком и ИП, установила следующее.
20.12.2022 между заказчиком и ИП был заключен контракт 304/23-КБ на оказание услуг по стирке, дезинфекционной обработке, сушке, глажению белья для нужд филиала ФГБУ ФСНК ФМБА России КБ N42.
23.03.2023 Должностным лицом заказчика был составлен акт Nб/н, в котором указал, что медицинская одежда, вернувшаяся после стирки, подлежит списанию в связи с пятнами и дырками. Доказательств Комиссии представлено не было.
05.04.2023 Заказчик в адрес ИП направил претензию N01-21/1475 в которой указал, что в ходе исполнения контракта ИП нарушены условия оказания услуг, а именно: по количеству и комплектности белья и по качеству стирки. А так же заказчик уведомил ИП о начислении штрафа в размере 5000 тысяч рублей.
13.04.2023 ИП направил в адрес заказчика письмо N120/23, в котором уведомил заказчика о том, что ИП приняты все меры по недопущению ситуаций, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, а также уведомил заказчика о том, что ИП оплачены все штрафные санкции.
19.05.2023 Заказчик направил в адрес ИП претензию N 01-21/1475, в которой указал, что в ходе исполнения контракта ИП нарушены условия оказания услуг, а именно: по количеству и комплектности белья и по качеству стирки. А так же заказчик уведомил ИП о начислении штрафа в размере 5000 тысяч рублей.
06.06.2023 ИП направил в адрес заказчика уведомление, в котором указал заказчику на тот факт, что все услуги, исполненные ИП ранее, были приняты заказчиком в полном объеме, но не оплачены частично. Данный факт подтверждается актами о приемке N40 от 06.02.2023, N39 от 03.02.2023, N72 от 07.03.2023, N110 от 07.04.2023, N111 от 07.04.2023, N151 от 05.05.2023.
27.06.2023 Заказчик направил в адрес ИП претензию N 01-21/2453, в которой указал, что в ходе исполнения контракта ИП нарушены условия оказания услуг, а именно: по количеству и комплектности белья и по качеству стирки. А так же заказчик уведомил ИП о начислении штрафа в размере 5000 тысяч рублей.
28.06.2023 ИП направил в адрес заказчика ответ на претензию, в котором указал, что фактическое количество белья, требуемое заказчиком, не было передано ИП. Также ИП уведомил заказчика о том, что белье, передаваемое ИП, поступает не в надлежащем виде. ИП попросил заказчика согласовать въезд сотрудников ИП на территорию города, в связи с тем, что у ИП отсутствует возможность самостоятельно вести счет белья, передаваемого заказчиком.
30.06.2023 ИП направил в адрес заказчика письмо Nб/н, в котором указал, что ИП надлежащим образом исполнялись обязанности по контракту. Также ИП предложил заказчику обеспечить встречу ответственных лиц для разъяснения сложившейся ситуации.
Комиссия отмечает, что на рассмотрение обращения по существу заказчиком не было представлено доказательств ненадлежащего исполнения ИП обязательств по контракту. Как было указано ранее, пункт 5.4 контракта предоставляет право заказчику отказаться от приемки ненадлежащих услуг, а так же предоставить ИП мотивированный отказ от приемки вышеуказанных услуг. Однако Заказчиком были приняты вышеуказанные услуги в полном объеме, что подтверждается актами о приемке. В данных актах указано, что заказчик к объему и качеству оказанных услуг претензий не имеет.
Также Комиссия принимает во внимание тот факт, что ИП оплачены штрафы, начисленные заказчиком по претензиям, что подтверждается сведениям, указанным в ЕИС.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 28.06.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 28.06.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Комиссией не установлено, что ИП в полном объеме устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения о расторжении контракта. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 10.07.2023.
Таким образом, заказчиком было предоставлено 10 дней для устранения поставщиком нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия ИП мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: ИП совершены неоднократные действия, направленные на оказание услуг, являющихся предметом контракта, осуществление взаимодействия с заказчиком с целью недопущения возникновения ситуаций, связанных с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, а так же оплата штрафных санкций.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что ИП при исполнении контракта действовал недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - ФГБУ "Федеральный Сибирский научно- клинический центр Федерального медико- биологического агентства" во включении сведений в отношении ИП Кривенцовой Алёне Владимировне в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии М.А. Грицай
М.А. Косенко
Исп.Косенко М.А.
тел.(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 июля 2023 г. N 024/10/104-2003/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023