Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
Яфизов А.А. - заместитель руководителя; |
Члены Комиссии: |
Гиниятуллина Л.Р. - главный государственный инспектор; Акперова Л.А. - главный специалист-эксперт. |
проведя на основании приказа 01/137-пр от 11.07.2023 внеплановую документарную проверку в отношении заказчика "ФКУ ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" (420073, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Шуртыгина, д.15, ИНН 1660061210) о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг при проведении закупки N0311100007223000068 на предмет: "Установка элементов обустройства автомобильных дорог",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007223000068 было размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов https://zakupki.gov.ru/ 26.06.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 137 095 924,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.07.2023 NИЭОК1 на участие в закупке была подана 1 заявка, победителем закупки признано ООО "ВЕСТ" с предложением о цене контракта 131 612 000,00 рублей.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии,что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
Проанализировав техническое задание извещения, установлено, что участник рассматриваемой закупки должен будет выполнить работы по установке:
- 3 (три) временных модульных надземных пешеходных перехода на км 660+000, км 666+510, км 675+600 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа в Чувашской Республике;
- 4 (четыре) светофорных объектов на пешеходных переходах (с кнопкой вызова) с изменением схемы организации дорожного движения и установкой элементов автоматизированных систем управления дорожным движением на км 16+953 автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-151 Цивильск - Ульяновск в Чувашской Республике, на км 688+832 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа в Чувашской Республике, на км 218+136 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-178 Саранск - Сурское - Ульяновск в Ульяновской области, на км 260+338 автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-241 Казань - Буинск - Ульяновск, подъезд к г. Самара в Ульяновской области;
- 1 (один) светофорный объект на пересечении дорог с изменением схемы организации дорожного движения и установкой элементов автоматизированных систем управления дорожным движением на км 71+988 автомобильной дороги А-151 Цивильск - Ульяновск в Чувашской Республике.
Сроки выполнения работ:
Начало работ - с момента подписания контракта.
Окончание работ по установке модульного надземного пешеходного перехода на км 660+000 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа - 15.12.2023 г.
Окончание работ по установке модульного надземного пешеходного перехода на км 666+510 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа - 30.08.2024 г.
Окончание работ по установке модульного надземного пешеходного перехода на км 675+600 автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа - 30.08.2024 г.
Окончание работ по установке светофорных объектов - 01.10.2023 г.
В соответствии с позицией обращения заявителя, заказчиком объединены в один лот работы в различных субъектах Российской Федерации - Ульяновская область, Чувашская Республика.
Согласно представленной позиции заказчика объединение в один лот вызвано необходимостью определения лучшего подрядчика, способного обеспечить выполнение комплекса работ с уровнем содержания не ниже допустимого. Качественное, своевременное выполнение работ возможно при прямой заинтересованности, в том числе экономической, подрядчика в надлежащем результате работ. В связи с этим формирование закупки определялось потребностями Заказчиками в оказании услуг надлежащего качества с целью удовлетворения федеральных нужд в поддержании безопасного и бесперебойного движения на дорогах, сохранности этих дорог, в соответствии с требованиями технических регламентов и нормативных документов. Данными техническими регламентами и нормами установлены сроки выполнения работ, при нарушении которых заказчик, подрядчик несут ответственность перед пользователями в случае причинения последним ущерба. Работы, подлежащие выполнению, имеют общую цель - обеспечение надлежащего состояния объектов транспортной инфраструктуры. Формирование рассматриваемой закупки в таком виде определялось потребностью Заказчика, технологическим процессом, экономической целесообразностью и эффективностью контроля за выполнением работ. Заказчик исходил из необходимости объединения работ в целях минимизации риска некачественного содержания дорог, возможности оперативно реагировать на различные обстоятельства природного или техногенного характера, возникающие в связи с этим последствия на участках дорог, и эффективного освоения бюджетных средств.
Согласно извещению начальная (максимальная) цена контракта была определена в размере 137 095 924,00 руб., обеспечение заявки на участие в Конкурсе установлено в размере 6 854 796,20 руб., размер обеспечения исполнения контракта установлен в размере 685 479,62 руб.
Комиссия изучив Извещение и приложения к Извещению, приходит к выводу, что объединение Заказчиком в один лот выполнение работ на различных автомобильных дорогах, расположенных в различных субъектах РФ приводит к увеличению объема оказываемых услуг, НМЦК, суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ по договорам, представляемыми участниками Конкурса в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571.
Кроме того, в соответствии с условиями Извещения Работы необходимо оказывать в один временной период параллельно, что накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку.
Закон о контрактной системе запрещает ограничения количества участников закупки при формировании предмета закупки, но не определяет процент или конкретное числовое значение, необходимое для признания незаконного ограничения количества участников.
Объединение в один лот работ, расположенных в различных населенных пунктах Российской Федерации, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Размещение государственного заказа укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Учитывая вышеизложенное, формирование Заказчиком лота на выполнение Работ не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, ведет к отказу от участия в Конкурсе заинтересованных лиц, имеющих возможность выполнения Работ в определенном субъекте Российской Федерации, в следствие чего сокращается число претендентов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что установленное нарушение могло повлиять на результаты определения победителя, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, Оператору ЭТП предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
Относительно иных заявленных в обращении доводов, Комиссии не представлено должных доказательств, свидетельствующих о нарушениях в рассматриваемом случае в действиях Заказчика нарушений действующего законодательства, в связи с чем иные доводы обращения на находят своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика "ФКУ ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" нарушившим требования части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Выдать Заказчику, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
3. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Председателя Комиссии: |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии: |
Л.Р. Гиниятуллина
Л.А. Акперова |
Исп.: Акперова Л.А., Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17 июля 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023