Резолютивная часть решения оглашена 18 июля 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 19 июля 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (далее - ГБУЗ "Областная больница г. Сатка", заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "МЕДИКА СЕРВИС ГРУПП" (далее - ООО "МС ГРУПП", Общество, участник закупки, поставщик), участнике, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа ООО "МС ГРУПП" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 308/ОЗТ от 17.05.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (эндотрахеальные трубки) для отделения реанимации для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038823000115) (далее - аукцион, закупка), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" Овсянниковой Ольги Владимировны, Кудашкиной Алены Гертовны, действующих на основании доверенностей NN 44, 45 от 13.07.2023;
- в отсутствие представителей ООО "МС ГРУПП", уведомленных о времени и месте надлежащим образом. Телеграмма, направленная в адрес ООО "МС ГРУПП" вернулась с отметкой: "ПОДАННАЯ ВАМИ ТЕЛЕГРАММА 13/07 ЕКАТЕРИНБУРГ УЛ ЧАЙКОВСКОГО 56 ПОМ 42 ООО МС ГРУПП ДИРЕКТОРУ, УЧАСТНИКУ ТАРАНЬЖИНОЙ О.П. ВРУЧЕНА СПЕЦИАЛИСТУ ЗАВАРИНОЙ 13/7; ПОДАННАЯ ВАМИ ТЕЛЕГРАММА 13/07 ЕКАТЕРИНБУРГ УЛ ЧАЙКОВСКОГО 56 ПОМ 42 ООО МС ГРУПП ДИРЕКТОРУ, УЧАСТНИКУ ТАРАНЬЖИНОЙ О.П. ВРУЧЕНА ЛИЧНО 13/7".
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 11.07.2023 поступило обращение ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "МС ГРУПП", его участника и директора в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 308/ОЗТ от 17.05.2023, заключенного по результатам проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (эндотрахеальные трубки) для отделения реанимации для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (извещение N 0369300038823000115) в порядке, определенном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" объявлен аукцион путем размещения заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 24.04.2023 в 14:25 извещения о проведении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 76 662,50 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 03.05.2023.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 30,52%.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0369300038823000115 от 05.05.2023.
Контракт 308/ОЗТ на поставку медицинских изделий (эндотрахеальные трубки) для отделения реанимации для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" заключен 17.05.2023.
Из обращения ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" следует, что поставщиком товар поставлен частично, с нарушением установленных контрактом сроков. Данное обстоятельство, а также непоставка товара в полном объеме явилось причиной принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Изучив представленные документы, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункта 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно пункту 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе определено, что информация, указанная в пунктах 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение пяти рабочих дней с даты соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта. При этом, что если в соответствии с Законом о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписано с использованием единой информационной системы, такой документ, а также информация, содержащаяся в нем и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 статьи 103 Закона о контрактной системе, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.
Между ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" и ООО "МС ГРУПП" 17.05.2023 заключен контракт 308/ОЗТ на поставку медицинских изделий (эндотрахеальные трубки) для отделения реанимации для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" (далее - контракт).
Согласно пункту 1.2 контракта поставщик обязуется, в обусловленный контрактом срок, поставить товар заказчику, а заказчик обязуется обеспечить приемку товара, наименование и стоимость которого, указываются в Спецификации (Приложение N1), являющейся неотъемлемой частью контракта.
Цена контракта составляет 53 262 (пятьдесят три тысячи двести шестьдесят два) рубля 98 копеек. Без НДС: НДС не предусмотрен на основании УСН (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.1 контракта срок поставки товара: в течение 15 (пятнадцать) рабочих дней с даты подписания контракта.
Место доставки - 456912, Челябинская область, г. Сатка, ул. Куйбышева, 15, ГБУЗ "Областная больница г. Сатка", склад (пункт 4.2 контракта).
Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до 31.07.2023 г. (пункт 11.1 контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (пункт 11.4 контракта).
Неотъемлемой частью контракта является спецификация (Приложение N 1).
В соответствии со спецификацией на поставку медицинских изделий (эндотрахеальные трубки) для отделения реанимации для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница г. Сатка" к поставке требуется товар, определенный заказчиком в 8 позициях, отличающихся техническими характеристиками, в том числе внутренним диаметром трубки, и количеством по каждой позиции. Так, по позиции 1 (диаметр 7 мм) - 500шт.; по позиции 2 (диаметр 7,5 мм) - 500шт.; по позиции 3 (диаметр 8 мм) - 200шт.; по позиции 4 (диаметр 2 мм) - 10шт.; по позиции 5 (диаметр 2,5 мм) - 10шт.; по позиции 6 (диаметр 3 мм) - 10шт.; по позиции 7 (диаметр 3,5 мм) - 10шт.; по позиции 8 (диаметр 4 мм) - 10шт.
Как следует из сведений, размещенных в ЕИС, информации, представленной заказчиком, 30.06.2023 поставщиком осуществлена поставка товара в количестве по позиции 1 (диаметр 7 мм) - 40шт.; по позиции 2 (диаметр 7,5 мм) - 500шт.; по позиции 3 (диаметр 8 мм) - 200шт.; по позиции 4 (диаметр 2 мм) - 10шт.; по позиции 5 (диаметр 2,5 мм) - 10шт.; по позиции 6 (диаметр 3 мм) - 10шт.; по позиции 7 (диаметр 3,5 мм) - 10шт.; по позиции 8 (диаметр 4 мм) - 10шт.
Документ о приемке подписан заказчиком 03.07.2023. Платежным поручением N 182733 от 05.07.2023 поставленный товар оплачен ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" в размере 33 662,38 рублей. Тем самым, исполнено на 33 662,38 руб. из 53262,98 руб.
Претензии о нарушении сроков поставки неоднократно направлены заказчиком 08.06.2023 (N 1310); 05.07.2023 (N 14537); 10.07.2023 (N 1565). ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" рассчитана пеня, но срок для поставки в претензиях не установлен, что делает невозможным признание неоднократности нарушения поставщиком срока поставки, предусмотренного обязательствами по контракту.
Решение заказчика от 28.06.2023 N 1464 об одностороннем отказе от исполнения контракта принято ГБУЗ "Областная больница г. Сатка", а также сформировано с использованием единой информационной системы 28.06.2023.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта является 28.06.2023. Контракт расторгнут 11.07.2023, информация о расторжении контракта размещена заказчиком 11.07.2023.
Таким образом, ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Важно, что основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороной по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения индивидуального предпринимателя в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
А в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд, к тому же в совместной процедуре, и подавая соответствующую заявку, индивидуальный предприниматель несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (исполнителем).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
ООО "МС ГРУПП" нарушены условия контракта, товар в соответствии с обязательствами, принятыми на себя поставщиком в соответствии с условиями контракта, поставлен не в полном объеме, с нарушением срока поставки, определенного сторонами.
Действия ООО "МС ГРУПП" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность государственного бюджетного учреждения здравоохранения в трубках эндотрахеальных внутренним диаметром 7 мм в объеме 460 шт., согласно условиям заключенного контракта, не удовлетворена.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Комиссии, поставщик ООО "МС ГРУПП" осуществлял действия, направленные на исполнение контракта (осуществил частичную поставку товара), что не свидетельствует о недобросовестности действий поставщика, а указывает на осуществление Обществом попытки исполнить контракт.
Указанные обстоятельства не позволяют включить участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Областная больница г. Сатка" об ООО "МС ГРУПП" (ИНН 6679161866), его директоре и участнике в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 20 июля 2023 г. N 074/10/104-1587/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2023