Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия, в составе:
... - заместителя начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заказчика Акционерного общества "Жатайская судоверфь" (далее АО "Жатайская судоверфь", заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "РусСтрой" (далее - ООО "РусСтрой", заинтересованное лицо): ..., ... (представители по доверенностям), ... (директор);
рассмотрев обращение, представленное заказчиком Акционерным обществом "Жатайская судоверфь" об участнике закупки ООО "Русстрой" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по стапельным местам (изв. N 1200700011521000003), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее- Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком АО "Жатайская судоверфь" об участнике закупки ООО "Русстрой" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по стапельным местам (изв. N 1200700011521000003), в связи ненадлежащим исполнением обязательств по контракту.
Из устных письменных пояснений заинтересованного лица следует, что ООО "РусСтрой" предпринимало все необходимые действия для исполнения контракта.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, присутствующих в деле, установила следующее:
1) 10.06.2021 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 1200700011521000003 на выполнение строительно-монтажных работ по стапельным местам.
2) Способ определения поставщика - Открытый конкурс в электронной форме.
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 601 630 447,00 рублей.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.07.2021 NППИ1 по окончанию срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме поступила одна заявка от участника закупки.
5) 07.07.2021 г. на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе АО "Жатайская судоверфь" обратилось в Якутское УФАС России согласовать возможность заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по стапельным местам (изв. N 1200700011521000003) с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обществом с ограниченной ответственностью "РусСтрой" в связи с признанием электронного аукциона несостоявшимся.
6) Решением Якутского УФАС России от 16.07.2023 г. N 014/06/99-469/2021 установлено нарушение заказчиком пункта 3 части 9 статьи 93 Закона о контрактной системе в связи с заключением 13.07.2021 г. контракта между заказчиком АО "Жатайская судоверфь" и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "РусСтрой". Предписание об устранении нарушений не выдано.
7) 30.06.2023 г. заказчиком принято решение о расторжении контракта.
8) 11.07.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "РусСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзаца 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
13.07.2021 г. между заказчиком АО "Жатайская судоверфь" и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "РусСтрой" N ОК-1/21(далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет контракта" контракта установлено следующее:
"1.1. Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок выполнить собственными и/или привлечёнными силами и средствами строительно-монтажные работы по стапельным местам на объекте, указанного в пункте 1.2 Контракта (далее - работы, Объект) в соответствии с условиями Контракта, проектной документацией, сметой контракта по объекту (Приложение N 1), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2,6), и передать работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять работы и оплатить определенную Контрактом цену.
1.2. Описание Объекта:
1.2.1. Наименование Объекта: Модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей.
1.2.2. Место нахождения Объекта (место выполнения работ): Республика Саха (Якутия), пос. Жатай, ул. Северная, д. 41.
1.3. Сроки выполнения работ:
1.3.1. Дата начала выполнения работ: с момента заключения контракта.
1.3.2. Дата окончания выполнения работ: 30 ноября 2021 года."
Комиссией Якутского УФАС России из письменных устных пояснений представителей заказчика и заинтересованного лица установлено, что заинтересованным лицом исполнены и заказчиком приняты услуги на сумму 92 779 770,00 рублей. Работы по контракту в полном объеме не были выполнены в связи с чем заказчик был вынужден обратиться расторгнуть договор в одностороннем порядке.
Из пояснений заинтересованного следует, что АО "Жатайская судоверфь" в соответствии с пунктом 4.1.1 контракта и согласно части 1 статьи 747 Гражданского кодекса РФ должно было передать ООО "РусСтрой" строительную площадку в готовности к производству строительно-монтажных работ либо своевременно создавать условия для обеспечения своевременного начала работ, нормального их ведения и завершения в срок.
Вместе с тем, при получении стройплощадки и в ходе исполнения контракта ООО "РусСтрой" обнаружило многочисленные обстоятельства, препятствующие производству работ, в том числе расположенные в границах строительной площадки объекты, принадлежащие и эксплуатируемые как самим заказчиком - АО "Жатайская судоверфь", так и третьими лицами - АО "ЛОРП":
1. Наличие автодороги, эксплуатируемой АО "ЛОРП" для проезда к своим объектам на территории Жатайской судоверфи, в частности к ремонтному цеху (РМЦ). В РМЦ АО ЛОРП производит ремонтные работы речных судов. Автодорога проходит по центру строительной площадки ООО "РусСтрой".
2. Наличие эксплуатируемого подземного электрокабеля мощностью ВЛ-6 кВ, который был обесточен только в апреле 2023 года. До его отключения не представлялось возможным производить земляные работы без риска для жизни и здоровью работников ООО "РусСтрой".
3. Наличие эксплуатируемой газовой трубы, отключенной только в октябре 2022 года. Демонтаж газовой трубы обязаны произвести третьи лица - подрядчики АО "Жатайская судоверфь" по иным контрактам. В перечень работ, выполняемых ООО "РусСтрой" по контракту, демонтаж газовой трубы не входит. По состоянию на конец июня 2023 газовая труба не демонтирована.
4. Наличие судна, находящегося на хранении на территории строительной площадки, которое было вывезено только в июне 2022 года.
5. Отсутствие проезда к подстанции ТП-4 для замены трансформаторов. Проезд перекопан с августа 2021 года, иные подъездные пути перегорожены строениями, контейнерами, иными объектами АО "Жатайская судоверфь" и третьих лиц. Оборудование и строительные материалы являются громоздкими и тяжелыми, в силу чего их ручное перемещение силами рабочих к месту монтажа и их монтаж невозможны.
6. Козловой кран на рельсовом ходу, весом 20 тонн, присутствует на строительной площадке вместе с остатками рельсовых путей до настоящего времени, его демонтаж является обязанностью АО "Жатайская судоверфь". На неоднократные обращения ООО "РусСтрой" к АО "Жатайская судоверфь" за разъяснениями о судьбе крана и сроках его демонтажа ответ до сих пор не дан.
7. Здание старого цеха, на земельном участке с кадастровым номером 14:35:107001:13052, в настоящее время здание демонтировано, но остался свайный фундамент, его демонтаж является обязанностью АО "Жатайская судоверфь". О сроках его демонтажа также ничего не известно.
8. По настоящее время отсутствует возможность перекопа, для замены грунтов и устройства коммуникационных бетонных лотков, пожарных проездов эксплуатируемых АО "Жатайская судоверфь" и АО "ЛОРП", поскольку на территории строительной площадки ООО "РусСтрой", вдоль пожарных проездов, на ремонтных слипах стоят речные суда АО ЛОРП. Речные суда находятся так близко от контуров земляных котлованов, что производство земляных работ спецтехникой, без риска жизни и здоровью рабочих ООО "РусСтрой" и рисков причинения ущерба речным судам, невозможно и это препятствует производству работ по устройству бетонных лотков для инженерной инфраструктуры.
На протяжении всего срока исполнения контракта, в целях надлежащего исполнения контракта, ООО "РусСтрой" было вынуждено производить работы не по всему фронту строительной площадки, а локальными участками, что повлекло за собой дополнительные затраты и убытки. На всех площадях строительной площадки, пригодных для производства работ, были произведены соответствующие работы.
Кроме того, АО "Жатайская судоверфь" письмом от 03.03.2022 года исх.N214-170/2022 запретило ООО "РусСтрой" производить земляные работы на земельном участке с кадастровым номером 14:35:107001:13271, находящегося в границах строительной площадки ООО "РусСтрой". До настоящего момента письменного разрешения АО "Жатайская судоверфь" на производство земляных работ на этом участке ООО "РусСтрой" еще не получило.
В связи с изложенным, на основании положений части 3 статьи 716, части 2 статьи 719, части 2 статьи 328 Гражданского кодекса РФ, части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 года, раздела 13 государственного контракта NОК-1/21 от 13.08.2021 года ООО "РусСтрой" 19.06.2023 года приняло решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и направило его в адрес АО "Жатайская судоверфь" с сопроводительным письмом от 19.06.2023 года исх.N96/06.
В силу требований части 20.1 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ ООО "РусСтрой" неоднократно пыталось 19-21 июня 2023 года разместить свое решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в ЕИС, однако технические моменты не позволили сформировать уведомление на площадке ЕИС. В связи с этим, ООО "РусСтрой" было вынуждено вручить АО "Жатайская судоверфь" решение и уведомление о расторжении контракта на бумажном носителе под расписку.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 13 "Изменение и расторжения Контракта" контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
"13.5. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
13.6. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе в случаях:
13.6.1. В любое время до сдачи Заказчику результата работы, уплатив Подрядчику часть цены Контракта пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта (ст. 717 ГК РФ).
13.6.2. Если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (п. 2 ст. 715 ГК РФ).
13.6.3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок требования об устранении недостатков (п. 3 ст. 715 ГК РФ).
13.6.4. Отступление Подрядчика в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п. 3 ст. 723 ГК РФ).
13.6.5. В случае просрочки выполнения работ Подрядчиком по этапу более, чем на десять календарных дней.
13.6.6. В иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации.
13.7. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в том числе в случаях:
13.7.1. Консервации Объекта по независящим от Подрядчика причинам.
13.7.2. Внесения Заказчиком изменений в Проектную документацию, увеличивающих стоимость строительства более чем на 10% (десять процентов) от цены Контракта.
13.8. В случае, если Контракт расторгнут вследствие неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств, обеспечение исполнение Контракта возврату не подлежит, при условии внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, а в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения Контракта производится удержание суммы по такой банковской гарантии, в размере цены Контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом и оплаченных Заказчиком, но не превышающем размер обеспечения исполнения Контракта.
13.12. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
13.13. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта."
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
30.06.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 30.06.2023 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 30.06.2023 г.
30.06.2023 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет поставщика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком 11.07.2023 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
13.07.2021 г. между заказчиком АО "Жатайская судоверфь" и единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО "РусСтрой" N ОК-1/21.
30.06.2022 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 01-760/2022.
25.07.2022 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензияN 01-642/2022.
08.08.2022 г. заинтересованным лицом представлен ответ N 189/08 на претензию.
21.12.2022 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 214-1174/2022.
10.01.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия 214-10/2023.
03.03.2022 г. заказчик письмом с исх.N214-170/2022 запретило ООО "РусСтрой" производить земляные работы на земельном участке с кадастровым номером 14:35:107001:13271.
07.03.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия 214-1227/2023.
14.03.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 214-248/2023.
23.03.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 214-284/2023.
17.04.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 214-391/2023.
30.04.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия 214-339/2023.
23.05.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия N 214-551/2023.
08.06.2023 г. заказчиком заинтересованному лицу направлена претензия 214-632/2023.
19.06.2023 г. заинтересованным лицом заказчику направлено решение о расторжении контракта в одностороннем порядке и направило его в адрес АО "Жатайская судоверфь" с сопроводительным письмом от 19.06.2023 года исх.N96/06.
30.06.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.07.2023 г. контракт расторгнут.
Как следует из материалов дела, пояснений присутствующего лица ООО "РусСтрой" были приняты меры к исполнению вышеуказанного контракта. Вместе с тем, неисполнение обязательств по контракту в полном объеме связано с тем, что заказчиком строительная площадка не предоставлена ООО "РусСтрой" в готовности к производству строительно-монтажных работ, либо своевременно создавать условия для обеспечения своевременного начала работ, нормального их ведения и завершения в срок.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что заинтересованное лицо не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
В ходе внеплановой проверки установлено следующее.
1. Согласно части 1.3 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случае изменения объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также по контрактам, предусмотренным частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта не более чем на десять процентов цены контракта
Согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, по независящим от сторон контракта обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, либо по вине подрядчика не исполнен в установленный в контракте срок, допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. При этом в случае, если обеспечение исполнения контракта осуществлено путем внесения денежных средств, по соглашению сторон определяется новый срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта. В случае неисполнения контракта в срок по вине подрядчика предусмотренное настоящим пунктом изменение срока осуществляется при условии отсутствия неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом, предоставления подрядчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта.
07.02.2022 года между заказчиком и заинтересованным лицом в соответствии с пп "г" п. 13.1 контракта, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 года N 2321 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2019 года N 775" заключено дополнительное соглашение N2 о внесении изменений в пункт 1.3.2 контракта о нижеследующем:
"1.3.2. Дата окончания выполнения работ: 16 апреля 2021 года".
30.05.2022 года между заказчиком и заинтересованным лицом на основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона N 46-ФЗ от 08.03.2022 г., пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 года N 680 заключено дополнительное соглашение N 3 о внесении изменений в пункт 1.3.2 контракта о нижеследующем:
"1.3.2. Дата окончания выполнения работ: 30 июня 2023 года".
Из пояснений лиц участвующим на заседании комиссии Якутского УФАС России установлено, что в связи с выявлением обстоятельств, препятствовавших исполнению контракта в первоначально установленный срок, продлен путем заключения дополнительного соглашения N2 от 07.02.2022 года о продлении срока исполнения контракта до 16 апреля 2022 года. В последующем, дополнительным соглашением N3 от 30.05.2022 года срок исполнения контракта был вновь продлен до 30 июня 2023 года.
Вместе с тем, согласно пункту 17.10. контракта следует, что контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон со дня его подписания и действует до 31 января 2022 года, а в части всех взаиморасчетов по Контракту до полного их завершения.
Согласно пункту 1.3.2. контракта дата окончания выполнения работ установлена 30 ноября 2021 года.
На основании изложенного следует вывод о том, что дополнительные соглашения N2 от 07.02.2022 года, N3 от 30.05.2022 года заключены после завершения срока действия контракта.
Кроме того, согласно пункту 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить, что Правительство Российской Федерации в 2022 и 2023 годах вправе принимать решения, предусматривающие установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так, согласно абзаца "а" пункта 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 установить, что при возникновении в ходе исполнения государственных и муниципальных контрактов (далее - контракт), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в 2022 - 2023 годах допускаются следующие изменения существенных условий контракта изменение (продление) срока исполнения контракта, в том числе в связи с необходимостью внесения изменений в проектную документацию, включая контракт, срок исполнения которого в соответствии с положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ранее изменялся.
При этом, в силу части 70 статьи 112 Закона о контрактной системе в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в 2021 - 2023 годах положения пункта 8 части 1 статьи 95 настоящего Федерального закона также применяются к контрактам, которые заключены на срок менее одного года и предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия.
Так согласно пункту 8 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе если при исполнении заключенного на срок не менее одного года контракта, предусмотренного частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, геологическому изучению недр, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством Российской Федерации положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений
Вместе с тем, ни заказчиком, ни заинтересованным лицом документов подтверждающих наличия решения органа власти о внесении изменений в существенные условия контракта ОК-1/21 не представлен, также в Единой информационной системе в сфере закупок не размещено.
Следовательно, дополнительное соглашение N 3 от 30.05.2022 года заключено в отсутствии установленным законом оснований.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение согласно пункту 9 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, а также усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 КоАП РФ.
2. Согласно пункту 10 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по казначейскому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. В порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, в указанный орган направляется информация, указанная в пунктах 10 и 11 части 2 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем соответственно исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, а информация, предусмотренная пунктом 13 части 2 настоящей статьи, не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем подписания документа о приемке. При этом, если в соответствии с настоящим Федеральным законом контракт, документ о приемке, соглашение об изменении контракта, соглашение о расторжении контракта, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта подписаны с использованием единой информационной системы, такие документы, а также информация, содержащаяся в них и подлежащая включению в реестр контрактов, направляется с использованием единой информационной системы для включения в реестр контрактов в порядке, установленном в соответствии с частью 6 настоящей статьи, не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за днем подписания таких контракта, соглашений, вступления в силу решения, в день подписания документа о приемке.
Согласно сведениям Единой информационной системы в сфере закупок установлено следующее:
- акт от 26.05.2023 года размещен в ЕИС 09.06.2023 года;
- акт от 03.04.2023 года размещен 18.04.2023 года.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение согласно пункту 10 части 2, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, а также усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
При этом, в связи с тем, что контракт расторгнут предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
1. Сведения, представленные заказчиком Акционерным обществом "Жатайская судоверфь" об участнике закупки ООО "Русстрой" для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения контрактов на выполнение строительно-монтажных работ по стапельным местам (изв. N 1200700011521000003) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика Акционерное общество "Жатайская судоверфь" нарушившим пункт 9 части 1 статьи 95, пункт 10 части 2 статьи 103, часть 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены Комиссии _
_.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 18 июля 2023 г. N 014/06/104-1119/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2023