Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 107" (далее - Заказчик):
ООО "Экология" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17834-ЭП/23 от 12.07.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку дозаторов локтевых для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200085223000046),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.02.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку дозаторов локтевых для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200085223000046) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 660 558,68 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Экология".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Экология" заключен государственный контракт N 03722000852230000460001 от 20.03.2023 на сумму 657 255,89 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.06.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Экология".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку дозаторов локтевых для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 107" для нужд Санкт-Петербурга (далее - Товар), ассортимент, количество, цена которых указаны в Спецификации (Приложении N 1 к настоящему Контракту), в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней с момента заключения Контракта (п. 3.5 Контракта).
Согласно п.п. 6.2, 6.4, 6.6 Контракта при приемке Товара Заказчик проводит проверку соответствия наименования, качества, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в Контракте и в сопроводительных документах Поставщика. Для проверки представленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. В случае обнаружения Заказчиком нарушений условий настоящего Контракта, в том числе требований к количеству Товара, комплектности, упаковке Товара, комплекту, качеству и безопасности Товара Заказчик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара с указанием причин такого отказа.
Участник передал Товар Заказчику 13.04.2023. По результатам проверки поставленного Участником Товара Заказчиком были обнаружены многочисленные несоответствия условиям Контракта, в том числе:
- отсутствие страны происхождения товара;
- длина рычага Товара не соответствует длине, указанной в Спецификации к Контракту;
- в нарушение условий Контракта невозможно автоклавирование Товара, т.к. дозатор содержит несъёмные пластиковые детали;
- габаритные размеры Товара не совпадают с размерами, указанными в приложенном паспорте, также как и диапазон дозирования, дозирование, указанное в паспорте;
- смена помпы невозможна без полного разбора дозатора;
- отсутствует крепежная планка.
Заказчик 15.05.2023 отказал в приемке Товара, несоответствующего условиям Контракта, разместив экспертизу и мотивированный отказ с требованием поставки Товара в течение 7 рабочих дней с момента размещения мотивированного отказа.
Участник 24.05.2023 повторно передал Заказчику Товар. По результатам проверки данного Товара Заказчиком были обнаружены многочисленные несоответствия условиям Контракта, в том числе:
- отсутствие страны происхождения товара на упаковке и изделии, в паспорте указано страна происхождения Китай-Россия;
- длина рычага Товара не соответствует длине, указанной в Спецификации Контракта;
- в нарушение условий Контракта невозможно автоклавирование Товара, т.к. дозатор содержит несъёмные пластиковые детали;
- смена помпы невозможна без полного разбора дозатора; отсутствует крепежная планка. Товар поставлен аналогичный тому что был поставлен 13.04.2023.
Заказчик 14.06.2023 отказал в приемке Товара, несоответствующего условиям Контракта, разместив экспертизу и мотивированный отказ с требованием поставки Товара, в срок до 23.06.2023 надлежащего качества. Однако данное требование Заказчиком Участником исполнено не было.
В соответствии с п. 6.8 Контракта в случае повторного выявления входе приемки Товара нарушений условий настоящего Контракта, Заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8.10 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные ст. 95 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ст. 506 ГК РФ поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. 1 ст. 463 ГК РФ, если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абз. 4 ч. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 8.10 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
30.06.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Экология" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 11.07.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика ввиду следующих обстоятельств:
ООО "Экология" полностью был поставлен Товар на сумму 657 255,89 рублей, без НДС, качество которого согласно п. 5.1.1 Контракта удовлетворяет требования нормативных правовых актов Российской Федерации, то есть Товар новый, не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств имеет соответствие с паспортами завода-изготовителя, что неоднократно сообщалось Заказчику исходящими письмами N 2004-23 от 20.04.2023, N 1005-23 от 10.05.2023 и N 2306-23 от 23.06.2023.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Участник разместил Документы о приемке N УТЭ00000186 от 17.04.2023.
15.05.2023 Заказчик отказал в приемке Товара, разместив в ЕИС Мотивированный отказ, подписанный Сергеевой Юлией Юрьевной (медицинская сестра общеполиклинического отделения Заказчика) и Заключение без даты и номера по результатам проведения экспертизы оказанных услуг поставленных товаров, предусмотренных Контрактом. Заключение так же составлено и подписано Сергеевой Ю.Ю. (по мнению Участника, не уполномоченная на приемку Товара и не имеющая соответствующих знаний) сделала необоснованно вывод, что Товар имеет ненадлежащие качественные характеристики, не удовлетворяющие условия и требования Контракта. На что письмом исх. N 2405-23 от 24.05.2023 Участник направил в адрес Заказчика разъяснения по каждому пункту отказа.
24.05.2023 руководитель ООО "Экология" прибыл к Заказчику в Санкт-Петербург, пытался участвовать в приемке Товара с Заказчиком.
В ЕИС Участник разместил документы о приемке N УТЭ00000300 от 24.05.2023.
14.06.2023 Заказчик повторно отказал в приемке Товара, разместив в ЕИС Мотивированный отказ и Заключение без даты и номера по результатам проведения экспертизы оказанных услуг поставленных товаров, предусмотренных Контрактом, подписанные Сергеевой Ю.Ю.
Письмом исх. N 2306-23 от 23.06.2023 Участник в очередной раз развёрнуто ответил Заказчику на каждый пункт Мотивированного отказа Заказчика, приложив доказательства и фотографии надлежаще поставленного Товара, а именно:
Пункт 1 Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) дозатор для мыла/ дезинфицирующих средств (цена 4 417,09 рублей).
1.1. Длинна рычага поставленного дозатора составляет 225 мм. (форма рычага П-образная, соответственно длина измеряется от крайних точек), что соответствует Спецификации Контракта. Таким образом, Участник ставит под сомнение правильность выбора Заказчиком методов и средств измерений.
1.2. Согласно паспорту размеры Товара: В х Ш х Г: 287х94х90 мм., что так же подтверждается Протоколом испытаний (исследований) N НН/СС/23-2584 от 23.06.2023, в котором помимо размеров установлен допустимый процент погрешности, который позволяет до миллиметра не конкретизировать размер на упаковке, в связи с чем высота Товара на упаковке отличается на 1 мм.
1.3. и (2.3 Мотивированного отказа) Локтевые дозаторы, имеют в своем паспорте указание о стране происхождения Россия-Китай. Такое обозначение страны происхождения указано по следующим основаниям:
1. Корпус дозатора, крепежная планка производятся на заводе г. Екатеринбурга в соответствии с договором N 80-12-2021 от 13.12.2021 на изготовление из давальческого сырья и поставку изделий, заключенного между ООО "Экология" и ООО "КБ Пресс-Форма".
2. Рычаг для локтевого дозатора производится в г. Тверь, согласно договору N 3-Сб от 27.12.2021, заключенного между ООО "Экология" и ООО "ПластКом".
3. Другие комплектующие для локтевых дозаторов, импортируются ООО "Экология" из Китайской Народной Республики. Последняя поставка была осуществлена согласно ГТД N 10511010/070722/3093309.
Окончательная сборка и упаковка локтевых дозаторов осуществляется на производственных мощностях ООО "Экология". На основании этого, все вопросы по качеству товара, его характеристикам конечные потребители могут адресовать в адрес ООО "Экология". Паспорта дозаторов прилагаются.
Пункт 2 Спецификации - дозатор для мыла/дезинфицирующих средств (цена 6968,99 рублей).
2.1. Смена помпы производится путём извлечения механизма с рычагом и помпой. Для этого необходимо: вынуть флакон, завести пальцы справа и слева от утолщения цилиндра помпы· и нажатием вверх приподнять специальные "ушки" чтобы извлечь механизм с рычагом и помпой от планки крепления, затем извлечь установленную помпу и поставить новую, вставить механизм обратно до щелчка, так же приподняв специальные "ушки".
2.2. Крепёжная планка расположена на обратной стороне дозатора (фото прилагается), в которой есть специальные отверстия (одно верхнее и два нижних), позволяющие надежно фиксировать дозатор и снять/навесить, без использования дополнительного инструмента.
Таким образом, Заказчик неоднократно отказывал в приемке Товара, ссылаясь на недостатки, по мнению Участника являющиеся не объективными.
Участник полагает, что поставленный им Товар имеет нужные для Заказчика функциональные и потребительские свойства и характеристики, отвечающие потребности Заказчика и условиям Контракта.
Согласно п. 7.4.3 Контракта Поставщик вправе запрашивать у Заказчика предоставления разъяснений и уточнений по вопросам поставки Товаров в рамках Контракта.
Вышеуказанным исходящим письмом N 2306-23 от 23.06.2023 Участник просил внести ясность и определить порядок, методику экспертизы и замерам поставленного Товара, так как оснований полагать, что Товар не соответствует условиям Контракта у Заказчика нет, что подтверждается отсутствием в Контракте каких-либо оговорок, прямо подтверждающих правильность позиции Заказчика.
Письмо было направлено по электронной почте Заказчика и по средствам почты России (скан почтовой описи и чека ответ на Мотивированный отказ от 23.06.2023). На данное письмо от Заказчика ответ не поступил.
Участник обратился в ООО "СИТИ СЕРТ" ОГРН 5187746016794 (Система добровольной сертификации продукции, услуг, систем менеджмента и персонала "Сертификационно-Испытательный Центр "Рус-Тест" Зарегистрирована в Едином реестре систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Росстандарт РФ) для проведения испытаний поставленного Заказчику Товара. Протоколом испытаний (исследований) N НН/СС/23-2584 от 23.06.2023 подтверждается, что Товар по габаритам соответствует условиям по заявленным Участником параметрам.
Представитель Участника отметил, что даже если допустить, что расхождения в "мм" существовало, то это никаким образом не сказалось бы на качестве, технических и функциональных характеристиках Товара.
Однако 30.06.2023 Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Экология" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил достаточных и убедительных доказательств, свидетельствующих о соответствии поставленного ООО "Экология" в адрес Заказчика Товара условиям и требованиям Контракта.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила, что ООО "Экология" надлежащим образом не исполнило принятые на себя обязательства по Контракту и не устранило нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Вместе с тем представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС настаивал на включении ООО "Экология" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Экология", ИНН: 6659185308, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Бородаев Владислав Анатольевич, ИНН: 665810375001, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Экология" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
11.07.23 |
13.07.23 |
12.07.23 |
0 |
12.07.23 |
19.07.23 |
19.07.23 |
0 |
24.07.23 |
24.07.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 июля 2023 г. N РНП-78-1002/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023