Резолютивная часть решения оглашена 19 июля 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено 24 июля 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Соловьева Н.А.,
специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Трушинская К.Д.,
в присутствии (после перерыва) представителей:
администрации г. Котовска Тамбовской области (далее - Заказчик) - _.., _.., _...,
ООО "Звездастрой" (далее - Подрядчик, Общество) - _..,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от 29.06.2023 от исполнения контракта от 02.12.2022 N3740-К на выполнение работ по благоустройству дворовой территории дома N12 по ул. Котовского в г. Котовске Тамбовской области, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200003022003740,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение администрации города Котовска Тамбовской области (вх. от 12.07.2023 N4338/23) о направлении сведений об ООО "Звездастрой" (392028, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 150, лит. А, оф. 1, ИНН 6829164604) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 29.06.2023 от исполнения контракта от 02.12.2022 N3740-К на выполнение работ по благоустройству дворовой территории дома N12 по ул. Котовского в г. Котовске Тамбовской области, заключенного по итогам электронного аукциона N0164200003022003740, в связи с нарушением условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 18.07.2023, продолжилось 19.07.2023 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от 29.06.2023 от исполнения контракта от 02.12.2022 N3740-К на выполнение работ по благоустройству дворовой территории дома N12 по ул. Котовского в г. Котовске Тамбовской области, заключенного с ООО "Звездастрой", рассмотрев документы закупки, материалы, представленные сторонами, заслушав пояснения сторон, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164200003022003740 между Заказчиком и Обществом 02.12.2022 был заключен контракт N3740-К на выполнение работ по благоустройству дворовой территории дома N12 по ул. Котовского в г. Котовске Тамбовской области на сумму 1 234 995,36 рублей.
Согласно пункту 1.1 контракта: "Подрядчик обязуется по заданию Муниципального заказчика выполнить работы по благоустройству дворовой территории дома N12 по ул. Котовского в г. Котовске Тамбовской области (далее - работы, Объект) и сдать результат работ Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его".
В соответствии с пунктом 6.2 контракта: "Сроки выполнения работ: в соответствии с Графиком выполнения работ (приложение 3 к Контракту)".
Согласно приложению N3 к контракту начало работ: 10.05.2023; окончание работ: в срок не более 45 календарных дней с даты начала работ.
Порядок сдачи-приемки работы определен разделом 5 контракта.
Пунктом 3.3.3 контракта установлено следующее: "в случае несоответствия выполненных Работ условиям настоящего Контракта Муниципальный заказчик вправе не принять выполненные Работы и направить Подрядчику мотивированный отказ, содержащий перечень замечаний".
Законом о контрактной системе установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, установленными контрактом.
При этом согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пояснений представителей Заказчика работы по контракту должны быть выполнены в срок до 23.06.2023, однако в нарушение условий контракта по состоянию на 29.06.2023 Подрядчик работы по контракту не выполнил.
При этом, Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что со стороны Заказчика претензионная работа с Подрядчиком не велась.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта: "Право Муниципального заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств: предусмотрено".
29.06.2023 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 контракта, ч.2 ст. 715 Гражданского Кодекса РФ принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 02.12.2022 N3740-К, заключенного с ООО "Звездастрой", в связи с невыполнением работ по контракту в установленный срок.
Согласно п. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 29.06.2023 и получено Обществом 29.06.2023.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) Общество направило 15.06.2023 Заказчику документы о приемке, в том числе акт о приемке выполненных работ от 15.06.2023 на сумму 1 234 995,36 рублей (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ от 15.06.2023 на сумму 1 234 995,36 рублей (форма КС-3).
Заказчик отказал в приемке Обществу, разместив 22.06.2023 в ЕИС уведомление содержащее следующую причину отказа: "Здравствуйте в соответствии с муниципальным контрактом Вам необходимо подгрузить Акт о приемке выполненных работ ( форма КС-2) с расшифровкой непредвиденных затрат, справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), актов скрытых работ подписанных специалистом администрации города Котовска, необходимо представить сертификаты и паспорта на примененные материалы с отметкой Подрядчика".
06.07.2023 Общество направило посредством ЕИС Заказчику документы о приемке, в том числе акт о приемке выполненных работ от 06.07.2023 на сумму 1 122 281,75 рублей (форма КС-2), справку о стоимости выполненных работ от 06.07.2023 на сумму 1 122 281,75 рублей (форма КС-3), ведомость объемов работ от 06.07.2023.
Заказчик отказал в приемке Обществу, разместив 07.07.2023 в ЕИС уведомление содержащее следующую причину отказа: "работы выполнены не в полном объеме".
09.07.2023 Общество направило посредством ЕИС Заказчику документы о приемке, однако, Заказчик отказал в приемке Обществу, разместив 09.07.2023 в ЕИС уведомление содержащее следующую причину отказа: "Здравствуйте, в соответствии с муниципальным контрактом Вам необходимо подгрузить сертификаты и паспорта в полном объеме (в тч. на электрооборудование, урны, лавочки и тд) с отметкой подрядной организации, кроме того просим Вас скорректировать представленный объем по форме КС-2".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что ни решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ни сформированные Заказчиком в ЕИС уведомления об уточнении электронного документа не содержат перечня замечаний непосредственно к работам, которые должен выполнить Подрядчик согласно условиям заключенного контракта.
Согласно ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В связи с тем, что в десятидневный срок работы на объекте не были выполнены, указанное решение вступило в законную силу 10.07.2023.
В ходе рассмотрения дела представитель Подрядчика пояснил, что все замечания к выполняемым работам были выставлены в устном порядке, осмотр объекта осуществлялся в его отсутствие, документы, подтверждающие факт осмотра объекта, а также содержащие перечень замечаний, получены им не были.
Уведомлением об объявлении перерыва от 18.07.2023 комиссия Тамбовского УФАС России запрашивала у Заказчика информацию об объемах выполненных работ по рассматриваемому контракту в стоимостном и процентном соотношениях по состоянию на 29.06.2023 и 10.07.2023 с указанием перечня таких работ. На заседание 19.07.2023 Заказчиком было представлена информация о том, что по состоянию на 29.06.2023 работы на объекте были выполнены на 96,19%, при проведении работ не установлены новые светильники потолочные с креплением к кронштейну 100 Вт и комплектующие к ним, а по состоянию на 10.07.2023 Подрядчиком были выполнены работы в объеме 99,27%, при проведении работ частично использованы старые провода, частично отсутствует гофрированная изоляция, на объекте остались старые выключатели.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пункту 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 (ред. от 31.10.2022) "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, оценивая соблюдение Заказчиком процедуры принятия решения об одностороннем отказе, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком не подтверждены факты нарушения существенных условий контракта ООО "Звездастрой" (п.п. б) п.15 Постановления Правительства N1078). Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Обществом положений заключенного между сторонами контракта.
Заказчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих намеренное и умышленное нарушение Подрядчиком положений заключенного между сторонами контракта. Надлежащих документов, содержащих несоответствие выполненных работ Подрядчиком локально-сметному расчету контракта (актов осмотра, экспертиз и др.), Заказчиком в материалы дела не представлено, кроме того, представленная информация о том, что исполненные Подрядчиком работы по контракту по состоянию на 26.06.2023 составляют 96,19% противоречит самому решению Заказчика об одностороннем отказе, в котором он указывает на то, что Подрядчиком работы по контракту не выполнены.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах, сведения об ООО "Звездастрой" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения, представленные администрацией города Котовска Тамбовской области в отношении ООО "Звездастрой" (392028, Тамбовская обл., г. Тамбов, ул. Авиационная, д. 150, лит. А, оф. 1, ИНН 6829164604), в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
||
Члены комиссии Н.Е. Козлова
Н.А. Соловьева
К.Д. Трушинская |
|
Исп. Трушинская К.Д.
Тел. (4752) 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 24 июля 2023 г. N 068/10/104-514/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.07.2023