Резолютивная часть решения оглашена 31 июля 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 01 августа 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N 9 в составе:
<_>;в присутствии представителей от: заказчика - <_> , в присутствии <_>, рассмотрев обращение в режиме ВКС, представленное <_>
(далее - Заказчик) о включении в Реестр
недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью <_>
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 25.07.2023 поступило обращение <_> о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об <_> в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках ( подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик ( подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
24.01.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение N 0815500000523000335 о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для проведения анализов на аппарате PATHFAST ценой 753 984,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика ( подрядчика, исполнителя) от 02.02.2023 NИЭА1, заявка ООО <_> соответствовала требованиям извещения проведения аукциона и признана победителем закупки, с предложением цены контракта 753 984,00 рублей.
По результатам электронного аукциона (изв. N 0815500000523000335 от 24.01.2023) на право заключения контракта на поставку расходных материалов для проведения анализов на аппарате PATHFAST между <_> и <_> (Поставщик) заключен контракт N 64-ЭА от 14.02.2023 г., зарегистрированный в едином реестре контрактов 16.02.2023 г. за номером реестровой записи 2213003189223000067 (далее - контракт).
Цена контракта в соответствии с п. 6.1. составляет 735 134,08 руб. ( семьсот тридцать пять тысяч сто тридцать четыре) рубля 08 копеек, НДС не облагается.
В соответствии с п. 4.7. контракта поставка товара производится: по заявкам Заказчика в течение 15 дней с момента поступления заявки до 15.11.2023 г. (не чаще 1 раза в квартал), в случае экстренной необходимости возможна дополнительная поставка по заявке Заказчика.
Заявка направляется ответственным лицом от Заказчика (<_> тел. (<_> с электронной почты <_>) Поставщику по факсу: указывается (код города) номер факса либо на адрес электронной почты: указывается адрес электронной почты.
Поставщику 18.04.2023 г. была направлена заявка N01-10/1219 от 14.04.2023 г. г. на поставку всего товара по контракту. Срок поставки по заявке истек 03.05.2023 г. Товар поставлен не был.
По состоянию на 13.07.2023 не был поставлен товар:
Nп/п |
Наименование товара |
Количество |
Стоимость,руб. |
1 |
Наконечник пипетки ИВД/Наконечники одноразовые PATHFAST (PATHFAST Tip) |
8399 |
735080,48 |
2 |
Наконечник пипетки ИВД/ Наконечники одноразовые PATHFAST (PATHFAST Tip) |
1 |
53 , 60 |
Итого:735134,08
Просрочка поставки по состоянию на 13.07.2023 г. составляет 75 дней.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.Пунктом 8.5. контракта предусматривается, что Заказчик вправе отказаться от исполнения Контракта в одностороннем внесудебном порядке в случаях:
8.5.1 . Поставки товара ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок.
8.5.2 . Нарушения Поставщиком сроков поставки товара свыше, чем на 15 дней.
8.5.3 . Неоднократного (2 и более раза) ненадлежащего исполнения Поставщиком принятых на себя обязательств по настоящему Контракту.
8.5.4 . В иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством.
Таким образом, Поставщиком допущена просрочка исполнения контракта на срок свыше 15 дней, что в соответствии с п.п. 8.5.2. и п.8.5.3. является основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке Заказчиком.
В соответствии со ст. 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Сумма исполнения контракта составляет 0 рублей 00 коп.
В связи с этим, действия Поставщика повлекли нарушение прав и законных интересов Заказчика, поскольку последний в значительной степени лишился того, на что был вправе рассчитывать при заключении контракта.
Действия Поставщика не отвечают законным требованиям и интересам Заказчика, направленным на реализацию государственной политики, направленной на удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах и медицинской помощи и создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Заказчика решил отказаться в одностороннем порядке от исполнения контракта N64- ЭА от 14.02.2023 г. г., заключенного с ООО <_> на поставку расходных материалов для проведения анализов на аппарате PATHFAST.
После вступления настоящего решения в законную силу комиссия решила направить сведения об ООО <_> в Управление ФАС по Чувашской Республике Чувашии для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товару, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Также согласно пункту 8.3 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в связи с неисполнением обязательств по Контракту со стороны ООО <_>, Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 14.07.2023 сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой надлежащего уведомления общества о принятом Заказчиком Решении является 14.07.2023.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО <_> нарушения не устранены. Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в связи с чем Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 25.07.2023.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно пункту 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
В своих доводах ООО <_>
сообщает следующее.
14.02.2023 между Заказчиком <_> (далее - Заказчик) и ООО <_> (далее - Поставщик) заключен контракт N 64-ЭА на поставку расходных материалов для проведения анализов на аппарате PATHFAST (далее - Контракт).
В соответствии с Приложением N 1 к Контракту "Спецификация" Поставщик взял на себя обязательства поставить 8 400 шт. (40 упак.) наконечников одноразовых PATHFAST (PATHFAST Tip) производства ЛСИ Медиенс Корпорейшн, Япония.
Согласно п. 4.7 Контракта поставка товара производится: по заявкам Заказчика в течение 15 дней с момента поступления заявки до 15.11.2023 г. (не чаще 1 раза в квартал), в случае экстренной необходимости возможна дополнительная поставка по заявке Заказчика.
На момент заключения данного Контракта ООО <_> имело в наличии наконечники PATHFAST Tip, которые были закуплены у белорусского дистрибьютора ЛСИ Медиенс Корпорейшн, ЧТУП "Аргомеда".
После заключения Контракта ООО <_> связалось с сотрудниками Заказчика по вопросу поставки товара, однако, потребность в товаре у Заказчика на тот момент отсутствовала.
Так как у Поставщика имелись обязательства на поставку вышеуказанного товара и перед другими государственными заказчиками, было принято решение дополнительно закупить товар у <_>. Однако 16.02.2023 <_> сообщило, что не сможет принять заказ ООО <_> в работу, ссылаясь на новый пакет санкций, принятых Японией против России.
ООО <_> связалось с представителями Заказчика, объяснив складывающуюся ситуацию с поставками товара, попросив обозначить потребность в товаре и направить заявку с графиком поставки до окончания срока действия Контракта, но представители Заказчика отказались от направления запрашиваемой заявки.
Несмотря на это, ООО <_> не оставляло попыток закупить товар в ряде иностранных государств, но получало отказы (переписка представлена в приложениях).
16.03.2023 в адрес ООО <_> поступило письмо от <_> из которого следует, что компания ЛСИ Медиенс Корпорейшн (Япония) запретила <_> поставлять продукцию их производства на территорию России.
ООО <_> также были предприняты попытки закупить товар у официального дистрибьютора в России <_> и компании, с которой Заказчик ранее заключал контракты на поставку наконечников PATHFAST (PATHFAST Tip), ООО "ОМК". К сожалению, и от <_> и от <_> поступил ответ о невозможности оказать маркетинговую поддержку по данному запросу.
18.04.2023 на электронную почту ООО <_> поступила заявка на поставку товара (исх. N 01-10/1209 от 14.04.2023) в полном объеме.
На момент получения заявки на складе Поставщика в наличии имелось 1050 шт. наконечников PATHFAST (PATHFAST Tip) (5 упак.), которые были отгружены и приняты Заказчиком 21.04.2023, о чем свидетельствует подписанный Заказчиком документ о приемке товара N 128 от 14.04.2023 (с исправлением N 1 от 17.04.2023). Претензий от Заказчика о неполной поставке товара или Акт рекламаций, предусмотренный п. 5.1.3 и Приложением N 3 Контракта, ООО <_> не получало.
15.05.2023 ООО <_> направило в адрес Заказчика письмо белорусского дистрибьютора производителя расходных материалов для аппарата PATHFAST <_> с подробным изложением сложившейся ситуацией и просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с невозможностью закупки и поставки товара. Заказчик отказался расторгать контракт по соглашению сторон.
ООО <_> не оставляло попыток закупить, требуемый для исполнения Контракта, товар, однако, и дистрибьюторы, и поставщики отвечают отказом, ссылаясь на ситуацию, описанную выше (ответы, поступившие посредством электронной почты, в приложении).
14.07.2023 на электронную почту ООО <_> поступило Решение о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 64-ЭА от 14.02.2023 (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение).
Ознакомившись с Решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, ООО <_> выявило ряд неточностей, содержащихся в его тексте:
Во-первых, пункт 2 на странице 1 содержит некорректную информацию о предмете контракта и ИКЗ:
"Предмет контракта: поставка расходного материала для эндоваскулярных вмешательств (Шприц-манометр для баллонного катетера, однократного использования).
ИКЗ: 232213003189221300100100230013250244".
Предметом контракта N 64-ЭА от 14.02.2023 является поставка расходных материалов для проведения анализов на аппарате PATHFAST.
ИКЗ: 232213003189221300100100200013250244.
Во-вторых, абзац 1 страницы 2 содержит указание на поставщика ООО <_>, тогда как контракт N 64-ЭА от 14.02.2023 заключен между ООО <_> и <_>.
В-третьих, в абзаце 9 на странице 2 Решения указывается, что товар по заявке на поставку товара N 01-10/1209 от 14.04.2023 поставлен не был, в абзаце 1 страницы 3 Решения указано что сумма исполнения контракта составляет 0 рублей 00 коп.
Данная информация является недостоверной, так как ООО <_> осуществило поставку товара на сумму 91 896,00 рублей, что подтверждается документом N 128 от 14.04.2023 (с исправлением N 1 от 17.04.2023).
Таким образом, обобщая все высказанное, общество полагает, что в действиях ООО <_> отсутствует признак "недобросовестности", так как: товар в неполном объеме, но был поставлен, осуществлялись действия, направленные на закупку товара, на протяжении всего срока исполнения Контракта информировало Заказчика о возникшей ситуации.
В действиях ООО <_> отсутствует намеренное умышленное уклонение от исполнения контракта, кроме того, условиями контракта предусмотрены штрафные санкции в отношении исполнителя за нарушение условий контракта, что является инструментами воздействия на исполнителя при просрочке исполнения обязательств по контракту, но претензий о начислении неустойки от Заказчика в адрес ООО <_> не поступало.
В письме Минфина России от 8 апреля 2022 г. N 24-01-09/29768 разъяснено, что невозможность исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, возникшая вследствие введения санкций и мер ограничительного характера (например, в отношении закупаемого товара, работы, услуги, являющихся объектом закупки, материалов и оборудования, необходимых для поставки и (или) производства таких товаров, выполнения таких работ, оказания таких услуг), является обстоятельством для отказа во включении информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, разъяснения Минфина России и приведенные правовые позиции судебных органов, ООО <_> просит не включать сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
При рассмотрении сведений Комиссия изучила материалы на предмет установления:
- факта нарушения законодательство о контрактной системе;
- существенность нарушенных требований закона и условий контракта;
- наличие вины в действиях/бездействии ответчика; - последствия нарушения для заказчика; - соразмерность меры ответственности.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике ( подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Поставщика были направлены на фактическое исполнение контракта. Исполнителем совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта.
В рассматриваемом случае Комиссия Управления полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
В то же время такая вина не установлена.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением
контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением
контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссией установлено наличие оснований, предусмотренных п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, исключающих возможность внесения сведений об ООО <_> в реестр недобросовестных поставщиков.
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - <_>
о включении в Реестр недобросовестных поставщиков
(подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО <_>, находящемся по адресу:
<_>, в Реестр недобросовестных поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель Комиссии <_>
Члены Комиссии <_>
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 2 августа 2023 г. N 021/10/104-627/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.08.2023