Резолютивная часть решения объявлена 31 июля 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 3 августа 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок.,
с участием:
заявитель - индивидуальный предприниматель (далее также -, индивидуальный предприниматель, заявитель) - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
заказчик - Управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (далее также - заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи начальника управления Давыдовой Ж.А.,
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности Роговой Н.А.,
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя на действия заказчика, Управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района (извещение N 0171200001923002401) (далее также - закупка), а также осуществив внеплановую проверку вышеуказанной закупки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44- ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба индивидуального предпринимателя на действия заказчика, Управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района, и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района (извещение N 0171200001923002401).
Заявитель полагает, что извещение об осуществлении закупки размещено заказчиком и уполномоченным органом с нарушением требований законодательства о контрактной системе: не установлены к участникам закупки дополнительные требования к наличию опыта выполнения работ, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган представил письменные пояснения по существу жалобы.
Ознакомившись с позицией сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайтеwww.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 07.07.2023 размещено извещение N 0171200001923002401 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 985 242, 50 рублей.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с извещением N 0171200001923002401 объектом закупки является выполнение ремонтных работ автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района.
Исходя из пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Исходя из части 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, установлен постановлением Правительством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 определено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" Раздел III. "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлено следующее.
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок Дополнительные требования к участникам закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
|
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Учитывая вышеизложенное, законодатель обязывает заказчика и уполномоченного органа в документации о закупке устанавливать к участникам закупки дополнительные требования к опыту выполнения работ, в случае:
1) выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, в рассматриваемом случае объектом закупки является ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района;
2) если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, в рассматриваемом случае закупка осуществляется для муниципальных нужд (Управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района) и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей (5 985 242, 50 рублей).
Таким образом, применительно к закупке с извещением N 0171200001923002401, должны применять положения пункта 18 Раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Из содержания извещения N 0171200001923002401 следует, что последнее не содержит информации об установлении к участникам закупки дополнительных требований к наличию опыта выполнения работ, предусмотренных пунктом 18 Раздела III постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, заказчиком и уполномоченным органом при провождении рассматриваемой закупки допущено нарушение пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Данные действия заказчика содержат в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия Ярославского УФАС России принимая во внимание обстоятельства, что допущенные заказчиком и уполномоченным органом нарушения при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района (извещение N 0171200001923002401) не повлияли на состояние конкуренции, поскольку (1) ИП Тожибаев З.П. не доказал тот факт, что оспариваемые им требования, не включенные в аукционную документацию, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, явились непреодолимыми для участников закупки; (2) ИП Маланьина С.В. (победитель закупки) соответствует дополнительным требованиям, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, имеет необходимый опыт выполненных работ, что подтверждается информацией и документами, содержащимися в реестре контрактов, заключенных заказчиками в единой информационной системе; (3) заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности подачи им заявки на участие в данной закупке; (4) запросов о разъяснении положений извещения о данном конкурсе в адрес заказчика и уполномоченного органа не поступало; (5) отсутствие доказательств, свидетельствующих о наличии материально-правового интереса заявителя на участие в закупке; (6) результаты рассматриваемой закупки имеют крайне важное значение для заказчика, поскольку направлены на достижение социально значимых целей (соблюдения безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования); считает возможным не выдавать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя (ИНН, ОГРНИП) на действия заказчика, Управления жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (ИНН 7616008970, ОГРН 1117609000123), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района (извещение N 0171200001923002401), обоснованной.
2. Признать заказчика, Управление жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (ИНН 7616008970, ОГРН 1117609000123), и уполномоченного органа, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. По итогам проведения внеплановой проверки открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения "1Р79-д Меленки" Митинского сельского поселения Гаврилов-Ямского муниципального района (извещение N 0171200001923002401), в действиях комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
4. Не выдавать заказчику, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, капитального строительства и природопользования администрации Гаврилов-Ямского муниципального района (ИНН 7616008970, ОГРН 1117609000123), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание.
5. Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Ярославского УФАС России для принятия мер в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 3 августа 2023 г. N 076/06/106-878/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2023