Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия Управления) в составе:
в присутствии представителя Управления записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики (далее - Заказчик),
в отсутствие представителя Управления Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок (далее - Уполномоченный орган),
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "Управленческие системы" (далее - Заявитель, ООО "Управленческие системы"),
надлежащим образом извещенных уведомлением от 01.08.2023 N АК/1549/23, в том числе публично, путем размещения в единой информационной системе информации о рассмотрении жалобы ООО "Управленческие системы", рассмотрев жалобу ООО "Управленческие системы" на действия Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме N 0179200001923000333 "Автоматизированное рабочее место" (далее - запрос котировок) с пользованием программного обеспечения TrueConf, руководствуясь ст.ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также в результате осуществления внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Карачаево-Черкесское УФАС России поступила жалоба ООО "Управленческие системы" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении запроса котировок.
Согласно жалобе Заявителя, описание объекта закупки составлено с нарушением требования Закона о контрактной системе.
Заказчик в своих возражениях сообщил, что описание объекта закупки составлено и размещено в ЕИС в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы ООО "Управленческие системы" Комиссией Управления состоялось 07 августа 2023 года дистанционно.
Рассмотрев доводы, изложенные в жалобе ООО "Управленческие системы", изучив материалы дела, а также результаты внеплановой проверки, проведенной в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России пришла к следующим выводам.
25.07.2023 в 17:45 ч. в единой информационной системе в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru Уполномоченным органом опубликован запрос котировок в электронной форме N 0179200001923000333 "Автоматизированное рабочее место" (извещение о проведении закупки - 25.07.2023 в 17:45 ч.) путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта - 322 680, 00 рублей.
В извещении о проведении запроса котировок в электронной форме предусмотрено: Дата и время начала подачи заявок - 25.07.2023 в 17:45 ч.; Дата и время окончания подачи заявок - 01.08.2023 в 09:00 ч.
На участие в запросе котировок поданы 3 заявки от участников закупки.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Карачаево-Черкесским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, положения инструкции по заполнению заявки составлены с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Разделом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в запросе котировок в электронной форме и инструкция по ее заполнению" Заказчиком установлена инструкция по заполнению заявки на участие в закупке.
Установлено, что инструкция по заполнению заявки содержит все возможные требования к описательной части объекта закупки, в том числе технические характеристики, единицы измерения, наименования показателей.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению вышеуказанного положения инструкции не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены противоречивые сведения, которые водят участников закупки в заблуждение.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что в разделе "Описание объекта закупки" Заказчиком установлены требования к техническим характеристикам товара, в том числе к "Типу оперативной памяти", а именно: DDR4/DDR5, при этом далее по тексту Заказчиком установлено конкретное значение показателя: "Тип оперативной памяти": DDR4.
По показателю "Интегрированный сетевой контроллер: 10/100/1000 Base-T", при этом далее по тексту Заказчиком установлено конкретное значение показателя: "Интерфейсы/разъемы: PS/2, Проводной интерфейс (Ethernet LAN) 1Гбис/с".
Таким образом, действия Заказчика, установившего противоречивые требования к техническим характеристикам товара, нарушают требования п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки установлено множество конкретных значений технических и качественных характеристик, которые ограничивают количество возможных к поставке товаров.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что раздел "Описание объекта закупки" содержит множественное количество конкретных значений характеристик товара, в том числе: "Кол-во шейдерных процессоров: 24; Кол-во ядер процессора: 4; Базовая частота графической системы: 350 MHz; Макс. динамическая частота графической системы: 1.5 GHz; Макс. объем видеопамяти графической системы: 64 GB; Максимальная частота памяти, МГц: 4800; Минимальная частота памяти, МГц: 2133; Максимальный объем памяти, ГБ: 64 и другие".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего максимальные и (или) минимальные значения показателей к техническим характеристикам товара, противоречат требованиям ч. 2 ст. 33, п. 1 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком при описании объекта закупки не были использованы сведения, установленные к техническим характеристикам товара в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) установлены правила использования Каталога (далее - КТРУ).
Согласно п. 4 Постановления N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно разделу "Описание объекта закупки" Заказчиком к закупке подлежит товар, а именно: монитор, клавиатура, мышь.
Согласно сведений, размещенных в открытом доступе ЕИС в разделе КТРУ содержится в том числе информация с техническими и качественными характеристиками с различными кодами КТРУ к закупаемому товару с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом, раздел "Описание объекта закупки" не содержит указаний и сведений о том, что Заказчиком при формировании объекта закупки были использованы данные сведения из Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, на основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают требования ч. 6 ст. 23, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236).
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп. "г" п. 2(1) Постановления N 1236 для целей применения п. 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств по оказанию услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Кроме того, Постановлением N 1236 утвержден Порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением российской федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок подготовки обоснования).
Пунктом 2 Порядка подготовки обоснования установлено, что обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
- в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
- программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Так, Заказчиком при описании объекта закупки установлено:
- предустановленное ПО Windows 10 Pro x64 неисключительное право;
- предустановленное ПО Office Home and Business x64 неисключительное право.
Программное обеспечение попадает под запрет в соответствии с Постановлением N 1236.
При этом Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлен запрет в соответствии с Постановлением N 1236, и не содержит обоснования невозможности соблюдения указанного запрета.
Таким образом, действия Заказчика нарушают требования ч. 3 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 105 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управленческие системы" обоснованной в части.
2. Признать Управление записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики нарушившим ч. 3 ст. 14, ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1, 5, 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Управлению записи актов гражданского состояния Карачаево-Черкесской Республики, Управлению Карачаево-Черкесской Республики в сфере закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 009/06/106-67/2023 от 07.08.2023 должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 7 августа 2023 г. N 009/06/106-67/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2023