Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Эмбика" (далее - Заявитель) на действия Единой Комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Аукционная комиссия), КГБУ "УАДиТ (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на поставку машины для ямочного ремонта дорог (дорожный ремонтер) (изв. N 0156200009923000726),
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 03.08.2023 г. в 10:00 ч.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Аукционной комиссии, Уполномоченным органом, Заказчиком.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923000726, Заказчик проводил электронный аукцион на поставку машины для ямочного ремонта дорог (дорожный ремонтер).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.07.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 18 860 000,00 руб.
4) дата окончания подачи заявок - 27.07.2023 г.
1. Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.07.2023 NИЭА1, заявка Заявителя (идентификационный номер заявки - 175) была отклонена Аукционной комиссией со следующим обоснованием: непредставление информации и документов, предусмотренных п. 1, пп. "в" п. 2, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N44 ФЗ. N п/п 10 п. 7.2 дополнительные технические и качественные характеристики Технического задания показателей товара: - частота вращения мешалки в диапазоне: от 4 до 10 об/мин (в соответствии с инструкцией по заполнению заявки: "наименование показателей товара, в отношении которых используется слова "в диапазоне" в заявке на участие в аукционе должны быть указаны диапазонным значением, соответствующим установленным Заказчиком требованиям). N п/п 10 технических качественных характеристик заявки участника закупки: - частота вращения мешалки в диапазоне: 10 об/мин.
Заявитель с решением Аукционной комиссии не согласен и обращает внимание на то, что Заказчик в приложении к извещению под наименованием "Частота вращения мешалки в диапазоне" указывает значение параметра "частота вращения мешалки в диапазоне" "От 4 до 10 об/мин".
Заявитель поясняет, что Заказчик такой формулировкой данной характеристики предусматривает частоту вращения 4,5,6,7,8,9 или 10 оборотов в минуту.
Таким образом, по мнению Заявителя, значение 10 оборотов в минуту, указанное Заявителем в материалах своей заявки, предполагает, что Заказчик может установить любое из вышеуказанных значений в диапазоне от 4 до 10.
2. Заявитель также сообщает, что в данном Техническом задании Заказчик не учел следующие технические характеристики требуемого товара:
1. Объем бака эмульсии;
2. Объем бункера щебня.
В связи с чем, по мнению Заявителя, в описании объекта закупки и информационной карте аукциона содержатся ошибки, которые существенно ограничивают конкуренцию, а также дают право Заказчику на неправомерное отклонение заявок.
Так, Заказчик использует код КТРУ 29.10.59.130-00000002 "Машина для ямочного ремонта дорог (дорожный ремонтер)".
Согласно описанию товара, содержащегося в ЕИС, это машина для ямочного ремонта дорог методом пневмонабрызга (или струйно-инъекционным методом) с использованием воды для промывки ямы, щебня и эмульсии для ее засыпки. Отсюда вытекают размещенные на сайте рекомендованные характеристики, которые должны быть использованы Заказчиком при описании объекта закупки.
При этом в таблице п.п. 7.1, пункта 7 "Описание и технические характеристики товара" содержится значение показателя: Наименование показателя "Тип подогрева эмульсии" - значение показателя "Дизельный".
Однако, Заявитель обращает внимание на то, что в таблице пункта 7.2 "дополнительные технические и качественные характеристики" этого документ содержат характеристики, описание и наименование к совершенно другому типу оборудования, так в п/п 4-16 таблицы указываются наименование, значение и обоснование "Технические характеристики термос-миксера".
Согласно единому каталогу КТРУ размещенному в ЕИС и Закону о закупках, правила предусматривают другой код для данного типа машин, а именно 29.10.59.119-00000001 "Термос для дорожных работ". Согласно описанию данного товара, это оборудование имеет горизонтальный или вертикальный бункер, мешалку и подогрев, оно предназначено для работы с горячим литым асфальтом.
Заявитель поясняет, что при данном методе ремонта дорог не используется эмульсия, так как рабочая температура литого асфальта 240 С0, а рабочая температура эмульсии 60 - 80 С0. При высокой температуре асфальтены, содержащиеся в битумной эмульсии, просто выгорают и теряют свои свойства. Кроме того, ремонт дорог литым асфальтом довольно дорогой и поэтому используется в зимний период, при отрицательных температурах, когда использование эмульсии в принципе невозможно так как вода в ее составе просто замерзнет, температура использования эмульсии от +5 С0.
Таким образом нарушения, по мнению Заявителя, допущенные в описании объекта закупки, содержат взаимоисключающие требования к характеристикам товара, искусственно ограничивая конкуренцию поставщиков термос-миксеров.
1. Аукционная комиссия в предоставленных пояснениях сообщает, что согласно п/п 10 п. 7.2 Технического задания Заказчиком установлен следующий показатель с требуемым значением:
- частота вращения мешалки в диапазоне: от 4 до 10 об/мин.
В соответствии с приложением к извещению под наименованием "Инструкция по заполнению заявки": наименование показателей товара, в отношении которых используется слова "в диапазоне" в заявке на участие в аукционе должны быть указаны диапазонным значением, соответствующим установленным Заказчиком требованиям.
Аукционная комиссия поясняет, что Заявитель в материалах своей заявки указал частоту вращения мешалки в диапазоне: 10 об/мин.
Вместе с тем, установленный диапазон от 4 до 10 об/мин предполагает, что вращение в размере 4 об/мин является номинальным значением и вращение в размере 10 об/мин является номинальным.
В связи с вышесказанным, по мнению Аукционной комиссии, указание единственного значения 10 об/мин не отвечает требованиям Заказчика, установленным в Техническом задании.
В связи с этим, Аукционной комиссией была отклонена заявка Заявителя по п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещение об осуществлении закупки.
2. В отношении второго довода Уполномоченный орган поясняет, что требования извещения и приложений к нему, в частности - Технического задания, полностью соответствуют потребностям и характеристикам, установленным в КТРУ.
Кроме того, сообщает Уполномоченный орган, было получено три коммерческих предложения, что подтверждает возможность поставки требуемого товара с заявленными Заказчиком характеристиками.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
Согласно пп. "а", п. 2, ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
В соответствии с ч. 5 ст. 43 Закона о закупках, подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке.
В силу ч. 1 ст. 27 Закона о закупках Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отклонение заявки на участие в закупке по основаниям, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, не допускается.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 49 Закона о закупках, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о закупках, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о закупках, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона о закупках, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о закупках;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о закупках (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о закупках (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о закупках в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о закупках;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном п. 3 или п. 4 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках.
Согласно извещению, объектом вышеуказанной закупки является поставка машины для ямочного ремонта дорог (дорожный ремонтер).
1. Комиссия сообщает, что согласно п/п 10 п. 7.2 Технического задания у показателя "Частота вращения мешалки в диапазоне" установлено значение "От 4 до 10 об/мин".
В материалах своей заявки, ООО "Эмбика" в значении показателя "Частота вращения мешалки в диапазоне" указало значение "10 об/мин".
Вместе с тем, в пункте 2.2.2 Инструкции по заполнению заявки в части характеристик товара установлено следующее: "наименование показателей товара, в отношении которых используется слова "в диапазоне" в заявке на участие в аукционе должны быть указаны диапазонным значением, соответствующим установленным Заказчиком требованиям".
На основании указанного, Комиссия делает вывод о том, что ООО "Эмбика" в нарушение положений Инструкции по заполнению заявки в части характеристик товара указало не диапазонное значение показателя "Частота вращения мешалки в диапазоне", в соответствии с чем Аукционной Комиссией заявка ООО "Эмбика" была отклонена правомерно.
2. Относительно довода Заявителя, касающегося положений извещения о проведении Закупки, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с положениям п. 1 ч. 2 ст. 105 Закона о закупках, подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
- жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Согласно извещению, окончание срока подачи заявок - 27.07.2023 г.
При этом, данная жалоба подана в адрес Пермского УФАС России лишь 01.08.2023 г., то есть по истечении установленных ч. 2 ст. 105 Закона о закупках сроков обжалования.
Таким образом, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
Также Комиссией установлено, что ООО "Эмбика" запросы на предоставление разъяснений положений извещения не направляло, следовательно, ему были понятны требования Заказчика.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эмбика" на действия Единой Комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, КГБУ "УАДиТ, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении электронного аукциона на поставку машины для ямочного ремонта дорог (дорожный ремонтер) (изв. N 0156200009923000726) необоснованной в части довода о неправомерном отклонении заявки.
2. Признать жалобу ООО "Эмбика" на действия Единой Комиссии Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, КГБУ "УАДиТ, Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского в части довода, касающегося положений извещения о проведении электронного аукциона и приложений к нему не подлежащей рассмотрению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 августа 2023 г. N 11323/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023