Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 09 августа 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным предприятием Псковской области "Псковавтотранс" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении в отношении - Общества с ограниченной ответственностью "ОЛИМП КУБАНИ" (адрес: 350020, Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Коммунаров, д.266, Офис 9; ИНН 2310206044), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на капитальный ремонт здания автостанции в г. Печоры по адресу: Псковская область, г. Печоры, пл. Победы, д. 2 (Регистрационный номер: 664-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000593),
УСТАНОВИЛА:
01 августа 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ОЛИМП КУБАНИ" (адрес: 350020, Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Коммунаров, д.266, Офис 9; ИНН 2310206044), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на капитальный ремонт здания автостанции в г. Печоры по адресу: Псковская область, г. Печоры, пл. Победы, д. 2 (Регистрационный номер: 664-А-ГЗ) (номер извещения: 0157200000323000593).
Рассмотрение сведений состоялось 08 августа 2023 года в 11 часов 00 минут, с учетом перерыва, объявленного 07.08.2023 в 12.30, в связи с необходимостью получения дополнительных документов от Заказчика и Общества.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000323000593 о проведении аукциона - 01.06.2023 16:54.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 15 374 340,00 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 NИЭА1, на участие в аукционе подано 5 (пять) заявок, из них 3 (три) заявки отклонены. Победителем признана заявка N53, с предложением о цене контракта 11 560 667,90 рублей (снижение 24,8%).
5) 27.06.2023 Заказчиком заключен контракт N 0157200000323000593 на выполнение капитального ремонта по объекту: "Капитальный ремонт здания
автостанции в г. Печоры" по адресу: Псковская область, г. Печоры, пл. Победы, д. 2 с Обществом с ограниченной ответственностью "Олимп Кубани", с ценой 11 560 667,90 рублей (далее - контракт).
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту по объекту: "Капитальный ремонт здания автостанции в г. Печоры" по адресу: Псковская область, г. Печоры, пл. Победы, д. 2 (далее - Объект), а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 2.4. контракта предусмотрено авансирование в размере 30% от цены Контракта и составляет 3 468 200 (Три миллиона четыреста шестьдесят восемь тысяч двести) рублей 37 копеек.
Заказчик перечисляет Подрядчику аванс в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты подписания Контракта в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, реквизиты которого указаны в разделе 15 настоящего Контракта.
Предоставление аванса является целевым, и Подрядчик обязан использовать полученные средства только для выполнения работ по настоящему Контракту.
Заказчик в любое время вправе потребовать от Подрядчика предоставление документов, подтверждающих целевое использование авансовых средств, а именно: отчет об использовании авансовых платежей; надлежащим образом заверенные копии договоров, заключенных с Подрядчиком с поставщиками на поставку оборудования, материалов, изделий, а также копии договоров, заключенных между Подрядчиком и иными подрядными организациями на выполнение соответствующих работ; счета на оплату оборудования, материалов, выставленные Подрядчику; платежные поручения на оплату оборудования и материалов; товарно-транспортные накладные, подтверждающие получение оборудования и материалов; фотографии, подтверждающие прибытие и размещение строительных материалов и оборудования на строительной площадке, на дату запроса или иные документы, подтверждающие целевое использование авансового платежа (пункт 2.5 контракта).
В случае выявления нецелевого использования авансовых средств, а равно предоставления недостоверной информации о таком использовании или ненадлежащего исполнения обязанности Подрядчиком по предоставлению запрашиваемых документов о его использовании, размер вычета выплаченного аванса устанавливается в сумме 100% от стоимости работ, подлежащих оплате. В случае расторжения Контракта Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней после расторжения, вернуть Заказчику остаток непогашенного аванса.
В случае расторжения Контракта Подрядчик обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней после расторжения, вернуть Заказчику остаток непогашенного аванса (пункт 2.6. контракта).
28.06.2023 Общество выставило Заказчику счет N6 на выплату авансового платежа.
28.06.2023 (исх.N432-23) Заказчик обратился в Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области (далее - вышестоящий распорядитель бюджетных средств) за предоставлением субсидии для оплаты авансового платежа.
28.06.2023 вышестоящий распорядитель бюджетных средств обратился в Комитет по финансам Псковской области с заявкой на предоставление финансирования на выплату аванса.
30.06.2023 Комитет по финансам Псковской области сообщил, что в ближайшее время ожидается поступление средств в бюджет Псковской области из резервного фонда Правительства РФ.
10.07.2023 (исх.N462-23) Заказчик направил Обществу гарантийное письмо о выплате авансового платежа, как только поступят субсидии.
Согласно пункту 3.3. контракта срок выполнения работ - 60 (Шестьдесят) календарных дней с даты подписания контракта.
Заказчик согласно пункту 4.2.2. контракта , в течение 2-х (двух) рабочих дней с даты заключения настоящего контракта обязан согласовать представленный подрядчиком календарный план производства работ, график производства работ (Приложение N 4).
Согласно пункту 4.2.3. контракта Заказчик обязан передать подрядчику после подписания контракта экземпляр проектной документации на бумажном носителе и информацию о лицах, уполномоченных осуществлять строительный контроль за проведением работ.
В свою очередь согласно пункту 5.2. контракта Подрядчик обязан:
В течение 2-х (Двух) рабочих дней с даты заключения настоящего Контракта, разработать и передать на согласование Заказчику календарный план производства работ, график производства работ (Приложение N 4), которые приобщаются и являются Приложениями к настоящему Контракту и информацию о назначении ответственных лиц, имеющих право действовать от имени Подрядчика ( пункт 5.2.1.контракта).
В течение 5 (Пяти) рабочих дней после заключения Контракта предоставить Заказчику смету (с учетом цены Контракта). Смета контракта должна быть составлена в соответствии с Методикой составления сметы контракта (приложение N 2 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 23.12.2019 г. N841/пр.). При наличии у Заказчика замечаний к смете Подрядчик в трехдневный срок обязан внести изменения в смету и передать Заказчику. С момента утверждения сметы Заказчиком она становится неотъемлемой частью настоящего Контракта (пункт 5.2.2. контракта).
Согласно пункту 5.2.6. контракта Подрядчик обязан постоянно вести общий журнал производства работ (ежедневно), специальные журналы производства работ и своевременно оформлять необходимую исполнительную документацию. Все журналы учета выполненных работ представлять представителям Заказчика по их запросам или при посещении ими Объекта.
Вышеназванные требования соблюдены Обществом до подписания контракта, в связи с чем Заказчик прикрепил данные документы (смету, график) к заключенному контракту.
03.07.2023 Заказчик направил подписанный со своей стороны договор N2/ДВ-14/23 о возмещении расходов за коммунальные услуги. Обществом он не подписан (в материалах дела предоставлен Обществом).
14.07.2023 (исх.N471-23) Заказчик направил претензию Обществу о неисполнении обязательств (не приступил к выполнению работ).
17.07.2023 (исх.N476-23) Заказчик направил претензию Обществу о неисполнении обязательств (не приступил к выполнению работ).
18.07.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
24.07.2023 (исх.N11) Общество предлагает расторгнуть контракта по соглашению сторон поскольку Заказчик не выплатил аванс.
31.07.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пункту 11.4. контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно (более 7(семи) рабочих дней) к исполнению Контракта или нарушает график выполнения работ более, чем на 7 (семь) рабочих дней, или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ст. 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ст.723 ГК РФ);
- по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.
18.07.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.07.2023 размещены сведения о расторжении контракта.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта. С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Исходя из пояснений Общества, исходя из сметы Контракта, материалы для редкими и дорогостоящими, которые были заранее заказаны у поставщиков. Поставщики и подрядные организации отказались Заказчик своими действиями показал свою неплатеже Поставщиком был подписан договор на выполнение демонтажных работ на объекте строительства, частично закуплен материал, в связи с расторжением контракта Поставщик понес значительные финансовые потери.
При этом, не один из подтверждающих данные доводы Общества документов Комиссии не предоставлены, о необходимости сообщалось на электронную почту, а также представителю Общества до объявления перерыва.
Согласно письменной позиции Заказчика довод подрядчика о невозможности исполнить обязательства вследствие не выплаты аванса необоснованный. Согласно нормам ГК РФ подрядчик вправе отказаться от контракта если заказчик не исполнил и очевидно, что не исполнит в установленный срок свои встречные обязательства по договору, когда это препятствует исполнению вами договора (п. 2 ег. 719 ГК РФ). К встречной обязанности так же .можно отнести и уплату заказчиком аванса, но только в том случае, когда начальные и конечные сроки выполнения работ исчисляются с момента его уплаты (п. 23 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"). Та же позиция изложена в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными") В нем разъяснено, что подрядчик вправе отказаться от исполнения своих обязательств только если их исполнение поставлено в зависимость от действий заказчика, т.е. если предусмотрено что подрядчик должен приступить к работе после получения аванса, а заказчик его не оплатил.
По условиям контракта (п. 3.3.) и согласно графика производства работ (приложение N 4 к контракту) подрядчик должен был приступить к работам на объекте 28 июня 2023 года (после заключения Контракта). Аванс должен был быть оплачен заказчиком 04 июля 2023 г. Таким образом, обязательства подрядчика не поставлены в зависимость от исполнения заказчиком своего обязательства но уплате аванса.
Кроме того, по состоянию на 04.07.2023 подрядчик на объект не вышел, работы не начал. Таким образом, 04.07. - это седьмой день неисполнения контракта Подрядчиком и данное обстоятельство уже явилось основанием для
начала процедуры расторжения контракта по п. 11.4. контракта.
Локальный сметный расчет "Капитальный ремонт здания автостанции в г. Печоры по адресу: Псковская область, г. Печоры, пл. Победы, д. 2" прошел государственную экспертизу сметы без замечаний. Учитывая бюджетное финансирование, сметный расчет не предполагает- использование дорогостоящих или инновационных строительных материалов. Их применение в данном случае было бы нецелесообразно и экономически не обосновано. Все материалы и оборудование на выполнение данного ремонта имеют оптимальные средние цены и доступны для покупки и заказа. Кроме того, нет единого определения того, что подразумевается под "дорогостоящими материалами" и соответственно их перечня. Исходя из общепринятого понимания, дорогих отделочных материалов, таких как мрамор, гранит, деревянный паркет, натуральный камень и т.д., смета не содержит.
Согласно сведениям из реестра контрактов в ЕИС у Общества не имеется исполненных контрактов, из 6 (шести) заключенных 3 (три) расторгнуто, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 03.08.2023 сведения об Обществе и учредителе внесены в реестр недобросовестных поставщиков (N реестровой записи 23006255).
Комиссия, изучив материалы дела, считает, что поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что ООО "ОЛИМП КУБАНИ" не исполнило обязательства по контракту, что свидетельствует о недобросовестных действиях Общества и виновном уклонении.
Включение сведений в РНП является необходимой мерой ответственности, поскольку служит для ограждения государственных заказчиков от недобросовестных поставщиков, поскольку Общество не осознает последствия срыва исполнения контрактов для государственных и муниципальных заказчиков и действует неосмотрительно при участии в торгах.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (до 08.04.2025) следующие сведения о подрядчике, с которым контракт расторгнут на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением поставщиком обязательств по контракту:
- наименование: Общество с ограниченной ответственностью "ОЛИМП КУБАНИ";
- место нахождения: 350020, Краснодарский край, г.Краснодар, ул.Коммунаров, д.266, Офис 9;
- идентификационный номер налогоплательщика /код причины постановки на учет: ИНН 2310206044, КПП 231001001;
- дата проведения электронного аукциона: 09.06.2023;
- объект закупки: капитальный ремонт здания автостанции в г. Печоры по адресу: Псковская область, г. Печоры, пл. Победы, д. 2 (номер извещения:
0157200000323000593);
- цена контракта - 11 560 667,90 рублей;
- срок выполнения: 60 (Шестьдесят) календарных дней с даты подписания контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 9 августа 2023 г. N РНП 060/06/95-307/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2023