Инспекция Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция Управления) в составе:
- <_> - председателя Инспекции, руководителя Пензенского УФАС России;
- <_> - заместителя председателя Инспекции, начальника отдела контроля закупок
- <_> - члена Инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии от государственного учреждения - отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области (далее - ОСФР по Пензенской области, Заказчик):
- <_> - представителя по доверенности от 10.02.2023,
от общества с ограниченной ответственностью "Электрофорум" (далее - ООО "Электрофорум" /Исполнитель) <_> - представителя по доверенности от 03.08.2023,
рассмотрев документы и сведения, представленные заказчиком отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области об ООО "Электрофорум" (600005, Владимирская область, г. Владимир, пр-д Промышленный, д. 1 этаж 1, помещ. 22-26, 22а, 23а, 25а, ИНН 3327124458), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по обеспечению инвалида протезами голени модульными, в том числе при недоразвитии" (извещение N 0355100017923000054 от 04.04.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила ведения РНП),
УСТАНОВИЛА:
01.08.2023 в Пензенское УФАС России поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Электрофорум" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона.
Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 02.08.2023 (исх. N ЕК/2406/23) назначено на 07.08.2023 в 14 часов 30 минут.
Представители сторон участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
Представитель заказчика пояснила, что между фондом и ООО "Электрофорум" был заключен государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалида протезами голени модульными, в том числе при недоразвитии. До истечения срока изготовления изделий получатель отказался от изготовления протезов. По мнению представителя заказчика, отказ получателя произошел в связи с тем, что исполнитель своевременно не приступил к исполнению контракта, а именно - не связался с получателем изделия, не произвел индивидуальный обмер. Фондом в адрес исполнителя неоднократно направлялись письма с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон, однако ответов на письма от исполнителя получено не было. На основании изложенного просила включить сведения об ООО "Электрофорум" в РНП.
Представитель ООО "Электрофорум" пояснила, что Общество с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта не согласно. Пояснила, что исполнитель неоднократно пытался дозвониться до получателя, однако он не отвечал на звонки. По мнению представителя исполнителя, в случае, если получатель отказывается от изготовления изделий, фонд должен произвести замену получателя на другого.
С целью выяснения дополнительных обстоятельств рассматриваемого дела Инспекцией принято решение об отложении рассмотрения дела до 15 часов 45 минут 08 августа 2023 года.
После перерыва ООО "Электрофорум" представило распечатку телефонных звонков с получателем, договор субаренды помещения N1 от 01.05.2023, аудиозапись звонка робота без ответа получателя.
На заседании Инспекции представитель ООО "Электрофорум" пояснила, что срок исполнения контракта - 60 дней. Считает, что, если Общество не приступило к исполнению контракта в день получения реестра получателей, не свидетельствует о недобросовестности исполнителя.
Представитель заказчика пояснила, что по ее мнению, исполнителем не было предпринято попыток исполнить контракт добросовестно.
В результате рассмотрения обращения Инспекцией Управления установлено следующее.
04.04.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком размещено извещение N 0355100017923000054 о проведении электронного аукциона "Выполнение работ по обеспечению инвалида протезами голени модульными, в том числе при недоразвитии".
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 1 407 533,34 рублей.
В электронном аукционе приняло участие 2 участника.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 14.04.2023, победителем аукциона признано ООО "Электрофорум", которое предложило по результатам проведения процедуры подачи предложений наименьшую цену контракта - 1 323 081,30 рублей.
25.04.2023 года между Заказчиком и ООО "Электрофорум" заключен государственный контракт N 054ЭА. Реестровый номер контракта - 1583601156523000078 (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1 Контракта Исполнитель обязуется выполнить работы по обеспечению Получателя протезами голени модульными, в том числе при недоразвитии (далее - Изделия), предусмотренные Техническим заданием (Приложение N 1 к настоящему Контракту) в полном объеме, а Заказчик обязуется оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта Исполнитель обязан обеспечить выполнение работ при представлении Получателем паспорта и Направления, выдаваемого Заказчиком (в случае, если от имени Получателя действует его законный представитель, то предъявляются паспорт представителя и документ, подтверждающий соответствующие полномочия). Срок обеспечения Получателя Изделием, изготавливаемым по индивидуальному заказу с привлечением Получателя и предназначенного исключительно для личного использования в рамках настоящего Контракта, не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней с даты получения Реестра Получателей.
Согласно пункту 4.1.3 Контракта исполнитель обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта, а также к установленному Контрактом сроку обязан предоставить Заказчику результаты исполнения Контракта по выполнению работ, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 4.1.14 Контракта установлено, что исполнитель обязан письменно уведомить заказчика в случае отказа получателя от выполнения работ по изготовлению изделия, с обязательным приложением письменного его отказа от выполнения работ по изготовлению изделия, либо акта об отказе от выполнения работ по изготовлению изделия, составленного и подписанного исполнителем с обязательным привлечением не менее 2 незаинтересованных лиц в течение 5 календарных дней с момента отказа.
Согласно пункта 4.2.3 Контракта заказчик обязан принять и оплатить фактически выполненные работы в порядке и на условиях настоящего Контракта.
В соответствии с пунктом 4.3.2 Контракта заказчик имеет право дополнять и корректировать Реестр Получателей.
Согласно пункту 9.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8 - 23 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
26.04.2023 Заказчиком в адрес Исполнителя направлен реестр получателей протезов голени модульных, в том числе при недоразвитии N959799 от 26.04.2023. Согласно указанному реестру Исполнителю необходимо было обеспечить одного получателя указанными изделиями в количестве двух штук.
Таким образом, в соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта работы должны быть выполнены в срок, не превышающий 60 дней с даты получения Реестра Получателей, а именно - не позднее 26.06.2023.
18.05.2023 заказчику от получателя изделий поступило заявление, согласно которому получатель отказывается от изготовления изделий в ООО "Электрофорум".
Письмом от 22.05.2023 заказчик в адрес исполнителя направил письмо с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон, так как предложить замену получателя не представляется возможным.
Письмом от 09.06.2023 заказчик направил в адрес заказчика соглашение о расторжении государственного контракта от 25.04.2023 N054ЭА, акт сверки взаимных расчетов, итоговый акт о приемке выполненных работ.
Письмом от 28.06.2023 заказчик направил в адрес исполнителя письмо с просьбой сообщить текущую информацию о стадии исполнения контракта от 25.04.2023 N054ЭА.
Ответа на указанные письма в адрес заказчика не поступило, на основании чего заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта NАЛ-58-03/29290 от 21.07.2023.
Письмом от 28.07.2023 исполнитель сообщил, что с решением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.04.2023 N054ЭА не согласен, указал, что, если получатель отказался от обеспечения, заказчик должен представить ему замену.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 3 статьи 703 ГК РФ если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика.
Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Статьей 717 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
На заседании Инспекции представитель ООО "Электрофорум" пояснила, что исполнитель в период с 26.04.2023 по 18.05.2023 к работам по изготовлению изделия не приступил. В указанный период исполнителем были совершены лишь телефонные звонки на номер получателя посредством автоматизированной системы.
Представитель заказчика на заседании Инспекции пояснила, что исполнитель фактически к исполнению контракта не приступил, учитывая отказ получателя от исполнения контракта, а также то, что замену получателя предложить не представляется возможным, заказчиком в соответствии с пунктом 9.1 Контракта, письмами от 22.05.2023, 09.06.2023, 28.06.2023 было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон. Представитель заказчика указала, что учитывая то, что на заказчике лежит обязанность по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации, а также по эффективному расходованию бюджетных средств, расторжение контракта планировалось произвести в кратчайшие сроки, вместе с тем, позиция исполнителя по игнорированию писем заказчика затягивала данный процесс.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством в порядке, предусмотренном частями 8-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.
Учитывая, что необходимость выполнения обязательств по контракту отпала, а также отсутствие со стороны исполнителя ответов на письма от 22.05.2023, 09.06.2023, 28.06.2023 о предложении расторжения контракта по соглашению сторон, 21.07.2023 ОСФР по Пензенской области принято решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения государственного контракта N 054ЭА от 25.04.2023.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления ООО "Электрофорум" о принятом решении следует считать 21.07.2023 (дата размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС). 01.08.2023 - дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (спустя 10 дней с даты размещения решения об одностороннем отказе в ЕИС).
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании вышеизложенного, обращение в Пензенское УФАС должно быть направлено не позднее 03.08.2023. Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 01.08.2023, т.е. в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как следует из документов и информации, представленных в рамках рассмотрения обращения, изделия в соответствии с пунктом 4.1.1 Контракта должны быть изготовлены не позднее 26.06.2023. Согласно пояснениям представителя ООО "Электрофорум" исполнитель совершал в адрес получателя изделий телефонные звонки 10.05.2023 и 11.05.2023. 22.05.2023 Обществу из письма заказчика стало известно об отказе получателя от изготовления изделий от 18.05.2023. Следует отметить, что в отказе получателя не указаны причины отказа от изготовления изделий в ООО "Электрофорум". Информация о том, что отказ был заявлен по причине недобросовестных действий со стороны исполнителя в отказе отсутствует. Факт того, что исполнитель не приступил к изготовлению изделия до 18.05.2022 не свидетельствует о недобросовестности Общества. При этом заказчиком изначально было предложено Обществу расторжение контракта именно по соглашению сторон.
При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении ООО "Электрофорум" в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения ООО "Электрофорум".
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Инспекция Управления
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пензенской области об ООО "Электрофорум" (600005, Владимирская область, г. Владимир, пр-д Промышленный, д. 1 этаж 1, помещ. 22-26, 22а, 23а, 25а, ИНН 3327124458) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Инспекции <_>
Заместитель председателя Инспекции <_>
Член Инспекции <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 8 августа 2023 г. N 058/10/104-455/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2023