Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 2" (далее - Заказчик);
ООО "АЛЬТЕКС" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20260-ЭП/23 от 07.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку подушек (извещение N 0372200080823000111),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 04.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку подушек (извещение N 0372200080823000111) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 467 810,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.05.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АЛЬТЕКС".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 178-05/2023 от 29.05.2023 на сумму 353 196,55 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 8.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку подушек (далее - товар).
В соответствии с п. 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику одной партией по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, д. 130 (далее - место доставки) в рабочие дни с 09-00 до 15-00 час. (перерыв на обед 13.00 - 14.00) в течение 10 рабочих дней с даты регистрации контракта в Реестре контрактов, заключенных заказчиками. Учитывая, что контракт включен в указанный реестр 30.05.2023, срок поставки товара истёк 14.06.2023.
Пунктом 1.1. Контракта предусмотрена обязанность Поставщика поставить товар в соответствии со Спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Однако товар так и не был поставлен.
Письмом от 13.07.2023 N 01 Поставщик уведомил Заказчика о невозможности исполнить обязательства по Контракту.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 19.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Фактически поставки всего предусмотренного объема товара не производилось, так как Поставщиком на условиях устной договоренности осуществлена поставка образцов продукции 09.06.2023, это было сделано для того, чтобы в полной мере удовлетворить потребность Заказчика и поставить весь объем продукции в полном соответствии с видением принимающей стороны.
Поставщик подтверждает, что Контрактом не предусмотрено предоставление образцов, но Поставщик исходил из принципа добросовестности и уважительного отношения к клиенту, так как понимает свою ответственность и ценит репутацию.
Тем не менее, образцы так и не были согласованы, а Заказчиком ни разу не были представлены обоснования такого отказа.
Поставщик полагает, что поставка образцов не может считаться поставкой товара, так как отличается сама суть указанных объектов, так как образец является лишь пробной продукцией, предназначенной для изучения и согласования, ну и, конечно, образец, даже согласованный, не входит в поставку и служит лишь для его препарирования с целью определения соответствия заявленной спецификации.
На момент вынесения Решения об одностороннем расторжении Контракта Заказчиком в адрес Поставщика не было направлено ни одной претензии или требования о поставке товара.
Заказчик нарушил саму процедуру вынесения такого решения, так как самим фактом отсутствия претензий Заказчик лишил Поставщика возможности устранить недостатки.
Также серьезную проблему при исполнении Контракта вызвало некорректное положение технического задания. В Приложении N 2 "Обоснование НМЦК (подушка)" Заказчик ссылается на Реестр товаров для обеспечения нужд СПб, согласно которому (строка 19895), цена подушки по данному КТРУ составляет 513,20 руб, подушка с наполнителем пух/перо.
В то же время, согласно п. 3.4.1 ГОСТ 30332-2015 3.4. Характеристика изделий 1 -й и 2-й групп должны быть изготовлены в одном или двух чехлах (нижнем и верхнем).
Согласно п. 3.5.6 используемый для изготовления изделий наполнитель должен быть чистым, без постороннего запаха, не свойственного данному виду перо-лухового полуфабриката, с массовой долей влаги от 10 % до 12 %. Состав и массовая доля полуфабриката в наполнителе должны соответствовать приведенным в таблице А.1 приложения А. Состав и масса наполнителя в изделии должны быть отражены в техническом описании на модель.
Таким образом, товар по КТРУ отличается от прописанного в техническом задании КТРУ 13.92.24.140-00000004.
Поставщик предпринял все возможные законные способы и действовал в рамках обычаев делового оборота.
В устной беседе с руководителем контрактной службы Кузьминовым К.И. была достигнута договоренность, что Контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, что допускается Законом о контрактной системе, Гражданским кодексом и содержанием Контракта.
Для этого Кузьминов рекомендовал написать письмо о наличии сложностей с поставкой, что и было сделано Поставщиком.
Тем не менее, в письме Поставщика от 13.07.2023 нигде не написано, что Поставщик отказывается от исполнения обязанностей - это является домыслом Заказчика.
Одновременно с этим Поставщик просит расторгнуть Контракт по соглашению сторон.
Таким образом, исходя из наличия неопределенности в Техническом задании вынудило Поставщика готовить образцы для согласования, т.к. учитывая опыт работы с данным Заказчиком, изготовление всей партии товара вылилось бы в очередной отказ от приемки продукции.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АЛЬТЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "АЛЬТЕКС" предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что в рамках госзакупок Поставщиком было исполнено 482 контракта. Вместе с тем, сведения о внесении ООО "АЛЬТЕКС" в реестр недобросовестных поставщиков ранее в контрольный орган не направлялись. Несмотря на наличие нарушений при исполнении Контракта, Комиссия УФАС установила, что умысла на неисполнение условий Контракта со стороны Поставщика не было.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "АЛЬТЕКС" (ИНН: 9703009081) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2023 г. N РНП-78-1115/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023