Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель - заместитель руководителя управления М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела Н.А. Ворсина, главный специалист - эксперт Е.О. Хорышев (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Бастион" (далее - общество) (ИНН 2462026342) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика, подрядчика (исполнителя) от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Услуги охраны" (далее - контракт), извещение N 0119200000122019505 (далее - электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика с просьбой о внесении сведений об ООО "Бастион" (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила ведения РНП) Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением обществом условий такого контракта.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанной в Контракте, размещённого в ЕИС, были направлены уведомления о проведении проверки, в которых содержались требования о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседаний Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
В назначенное время на рассмотрение обращения явились представители общества и заказчика по доверенностям, полномочия подтверждены, личности установлены.
Представитель Заказчика пояснил, что на включении сведений в РНП в отношении Общества не настаивает.
Представители Общества пояснили, что Общество оказывало услуги надлежащим образом, о чем свидетельствует отсутствие начисленных штрафов при исполнении контракта и указал на то, что по независящим от общества причинам лицензия на осуществление деятельности не была продлена, о чем общество незамедлительно сообщило заказчику.
Рассмотрев обращение заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные заказчиком и обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренных извещением о проведении электронного аукциона. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо предоставить услуги, являющиеся предметом контракта.
Комиссией установлено, что раздел 1 контракта предусматривает следующее: "1.1. По настоящему контракту Исполнитель обязуется оказывать охранные услуги: охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее-услуги) в срок, предусмотренный настоящим контрактом, согласно Спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и Техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Сроки оказания услуг: с 00:00 часов 01.01.2023 до 24:00 часов 31.12.2023
Этапы исполнения контракта (этапы оказания услуг): 1 этап: 01.01.2023 - 31.01.2023; 2 этап: 01.02.2023 - 28.02.2023; 3 этап: 01.03.2023 - 31.03.2023; 4 этап: 01.04.2023 - 30.04.2023; 5 этап: 01.05.2023 - 31.05.2023; 6 этап: 01.06.2023 - 30.06.2023; 7 этап: 01.07.2023 - 31.07.2023; 8 этап: 01.08.2023 - 31.08.2023; 9 этап: 01.09.2023 - 30.09.2023; 10 этап: 01.10.2023 - 31.10.2023; 11 этап: 01.11.2023 - 30.11.2023; 12 этап: 01.12.2023 - 31.12.2023".
В связи с тем, что общество перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки, 25.07.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в части порядка направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта:
В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 указанной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта 24.08.2022. Решение было размещено в ЕИС - 25.07.2023. Решение вступило в законную силу 07.08.2023. Ввиду чего Комиссия делает вывод о том, что процедура расторжения контракта не нарушена.
Также Комиссия считает необходимым обратить внимание на следующее.
Принимая участие в закупки Общество имело лицензию на осуществление частной охранной деятельности N Л056- 00106-24/00021461 от 07.07.2020 со следующим перечнем разрешенных видов услуг (работ): защита жизни и здоровья граждан; охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; охрана объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны, перечень видов которых устанавливается Правительством Российской Федерации, и (или) с принятием соответствующих мер реагирования на их сигнальную информацию; консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств; обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий; обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных пунктом 7 части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"; охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Датой окончания срока действия лицензии являлось 20.07.2023.
Согласно статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", частная охранная деятельность относится к лицензируемым видам деятельности.
В соответствии со статьей 11.2 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. Лицензия содержит вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат.
Учитывая, что срок действия лицензии был установлен до 20.07.2023, Общество заблаговременно, а именно 13.06.2023, с соблюдением требований Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ и Приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ от 30.11.2020 N 477 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию частной охранной деятельности", через Портал государственных услуг Российской Федерации направило заявление N 2808472697 на продление срока действия лицензии на частную охранную деятельность, дополнительно документы, предусмотренные для продления лицензии нарочно были переданы уполномоченному сотруднику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю.
15.06.2023 поступил отказ в выдаче документов, в связи с неполным объемом документов, необходимым к предоставлению.
22.06.2023 через Портал государственных услуг Российской Федерации Обществом было направлено заявление N 2830965834 на продление срока действия лицензии на частную охранную деятельность, а также, нарочно были переданы документы, предусмотренные для продления лицензии уполномоченному сотруднику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю.
22.06.2023 поступил отказ в выдаче документов, по тем же основаниям.
29.06.2023 через Портал государственных услуг Российской Федерации было направлено заявление N 2848132388 на продление срока действия лицензии на частную охранную деятельность, дополнительно документы, предусмотренные для продления лицензии нарочно были переданы уполномоченному сотруднику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Красноярскому краю.
29.06.2023 на электронную почту Общества было направлено уведомление N709/9-1112 о принятии заявления к рассмотрению.
21.07.2023 на электронную почту Общества было направлено Уведомление об отказе в продлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности N709/9-1292 от 20.07.2023.
Ввиду изложенного, письмом N21-07/15 от 21.07.2023 Обществом в адрес Заказчика было направлено уведомление о приостановлении услуг охраны в связи с непродлением действия лицензии.
В соответствии с пунктом 2.2.5 Контракта Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, исполнитель перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеуказанные требования Контракта, 25.07.2023 Заказчиком принято решение о расторжении Контракта на основании части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе.
27.07.2023 Обществом повторно направлены документы на получение лицензии.
В тот же период, Общество, не согласившись с отказом в продлении лицензии, обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Красноярского края.
Комиссия, выслушав пояснения лиц, участвующих при рассмотрении обращения, изучив представленные материалы, не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
В связи с изложенным, неисполнение условий контракта в полном объеме произошло по вышеизложенным причинам.
Кроме того, Комиссия считает необходимым принять во внимание обстоятельство, что общество в течение всего периода действия контракта проявило инициативу по уведомлению заказчика о сложившейся ситуации, а также предприняло меры по ее устранению.
Также Комиссия обращает внимание на тот факт, что Обществом до окончания срока действия лицензии, оказывало услуги надлежащим образом. Указанное подтверждено представителем Заказчика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений об ООО "Бастион" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
Е.О. Хорышев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 августа 2023 г. N 024/06/104-2246/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2023