Резолютивная часть решения оглашена 15 августа 2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18 августа 2023 года.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управлением автомобильных дорог Псковской области" (далее - Заказчик) в соответствии со ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭнергоЦентр" (адрес: 1357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект Калинина, 2а, офис N3; ИНН 2310133879), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий капитального ремонта моста через реку Дубня на км 1+770 автомобильной дороги Маршевицы - Сигорицы -Владимирец в Островском районе Псковской области (номер извещения: 0157200000322001077),
УСТАНОВИЛА:
08 августа 2023 года в адрес Псковского УФАС России поступили сведения от Заказчика в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭнергоЦентр" (адрес: 1357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект Калинина, 2а, офис N3; ИНН 2310133879), для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий капитального ремонта моста через реку Дубня на км 1+770 автомобильной дороги Маршевицы - Сигорицы -Владимирец в Островском районе Псковской области (номер извещения: 0157200000322001077).
Рассмотрение сведений в режиме видеоконференцсвязи состоялось 15 августа 2023 года в 16 часов 30 минут, с учетом перерыва объявленного 14.08.2023 в 12 часов 30 минут, в связи с необходимостью получения дополнительной информации.
1) Дата размещения в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения N0157200000322001077 о проведении конкурса - 17.10.2022 16:24.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 6 079 159,07 рублей.
3) Оператор электронной площадки - ЭТП Газпромбанк.
4) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.11.2022 NИЭОК1, на участие в конкурсе подано 3 (три) заявки, победителе признана заявка с идентификационным N12.
5) 21.11.2022 Заказчиком заключен контракт N 01572000003220010770001 с Обществом с ограниченной ответственностью "ЗемЭнергоЦентр", с ценой контракта 3 647 000,00 рублей.
Комиссия Псковского УФАС по контролю в сфере закупок, изучив материалы дела, установила следующее:
Согласно пункту 1.1. контракта, в целях развития сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения Псковской области Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий капитального ремонта моста через реку Дубня на км 1+770 автомобильной дороги Маршевицы - Сигорицы - Владимирец в Островском районе Псковской области (далее - работы) в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ (Приложение N1 к контракту), в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, и передать Заказчику результат выполнения работ.
Согласно пункту 1.2. контракта результатом выполненной работы, предусмотренный настоящим контрактом, является проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, при наличии положительного заключения государственной экспертизы (часть 3 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
В случае получения отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации - результат по Контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактическим понесенным расходам Подрядчика.
Согласно пункту 1.4. контракта состав работ и исходной информации, предоставляемой Заказчиком Подрядчику, устанавливается Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ (Приложение N 1 к контракту), включая возможные работы, определенно в нем не упомянутые, но необходимые для выполнения работ в полном объеме в соответствии с действующими нормативными документами и техническими регламентами (СНиП, ВСН, ОДН и др.).
Согласно пункту 5.1.1. контракта, в срок не позднее 5 рабочих дней со дня подписания контракта предоставить для согласования Заказчику план выполнения работ по контракту согласно установленного срока выполнения работ по Контракту в соответствии с Заданием на выполнение проектно-изыскательских работ (Приложение N1 к Контракту).
Пунктом 6.1. контракта определен срок выполнения Подрядчиком работ, предусмотренных пунктом 1.1 контракта: в течение 13 (тринадцати) месяцев с даты заключения контракта. Результат выполненных работ, установленный п.1.2. контракта, Подрядчик должен сдать не позднее "21" декабря 2023 года.
25.11.2022 (исх.N25/11-3) Общество в регламентированный контрактом срок направляет Заказчику план выполнения работ.
27.03.2023 (исх.N951) Заказчик направляет Обществу замечания и предложения в части инженерных изысканий, технического задания и др.
07.04.2023 (исх.N0120-ис) Общество просит Заказчика рассмотреть вариантность проведения капитального ремонта моста (сравнительное приложение на 3 листах).
17.04.2023 (исх.N1407) (ответ на исх.N0120-ис от 07.04.2023) Заказчик просит Общество пересмотреть ряд принятых решений в части выполнения работ, информирует о нарушении этапности проектирования (п. 16.1 тех задания).
03.05.2023 (исх.N1612) Заказчик согласовал задания и программы для производства работ по инженерно-геодезическим изысканиям по объектам, а также направляет замечания в остальной документации ( приложение 1 лист).
04.05.2023 (исх.N0168-ис) Общество просит Заказчика рассмотреть вариантность дорожной одежды (сравнительное приложение на 3 листах).
11.05.2023 (исх.N1686) (ответ на исх.N0168-ис от 04.05.2023) Заказчик сообщает Обществу о выявленных недостатках в проектных решениях (8 пунктов).
17.05.2023 (исх.N1754) Заказчик требует от Общества предоставить отчет о проделанной работе в срок до 19.05.2023.
26.05.2023 (исх.N0209-ис) Общество просит Заказчика рассмотреть вариантность проведения капитального ремонта моста. Варианты оговорены со специалистами Заказчика (сравнительное приложение на 3 листах).
26.05.2023 (исх.N02090-ис) Общество просит Заказчика рассмотреть вариантность проведения капитального ремонта моста. Варианты оговорены со специалистами Заказчика (сравнительное приложение на 3 листах).
16.06.2023 (исх.N2139) (ответ на исх.N02090-ис от 26.05.2023) Заказчик требует от Общества откорректировать документацию в соответствии с выданными замечаниями с повторным направлением Заказчику для проверки и согласования.
26.06.2023 (исх.N2245) Заказчик сообщает Обществу о рассмотренных технических отчетах по изысканиям, а также требует предоставить откорректированную документацию предоставить в срок до 30.06.2023 (приложение 1 лист).
04.07.2023 (исх.N2348) Заказчик информирует Общество о необходимости сообщить о ходе выполнения работ и сроках сдачи документации в целом для прохождения государственной экспертизы, а также предоставить откорректированную документацию в соответствии с замечаниями до 07.07.2023 (т.е. Общество должно направить документы в течение 48 часов).
05.07.2023 (исх.N0275-ис) Общество направляет заказчику на рассмотрение документацию по инженерным изысканиям (откорректированную по замечаниям из писем: исх.NN 2243; 2244; 2245 от 26.06.2023).
07.07.2023 (исх.N0280-ис) Общество информирует Заказчика о ходе выполнения работ, а также направляет откорректированный график выполнения работ, а также требует усилить конструктивный подход в принятии решений.
07.07.2023 (исх. N301) Заказчик направляет в адрес Общества претензию в части нарушения сроков выполнения работ и требует уплатить неустойку (пени) в размере 5000 руб.
11.07.2023 (исх.N0286-ис) Общество просит Заказчика рассмотреть вариантность проведения капитального ремонта моста, с учетом корректировок (согласно письма исх.N1686 от 11.05.2023).
11.07.2023 (исх.N0287-ис) Общество просит Заказчика рассмотреть вариантность проведения капитального ремонта моста, с учетом корректировок (согласно письма исх.N2139 от 16.06.2023).
11.07.2023 (исх.N0288-ис) Общество направляет Заказчику отчет о проделанной работе.
11.07.2023 (исх.N0289-ис) Общество направляет Заказчику на согласование документацию в части инженерных изысканий кап.ремонта моста.
12.07.2023 (исх.N2456) Заказчик требует от Заказчика предоставить откорректированную документацию в срок до 17.07.2023 в соответствии с направленными замечаниями (приложение 2 листа).
13.07.2023 (исх.N2506) (ответ на исх.N0289-ис от 11.07.2023) Заказчик сообщает Обществу об отказе в согласовании документации в части инженерных изысканий кап ремонта мостов.
13.07.2023 (исх.N2507) (ответ на исх.N0288-ис от 11.07.2023) Заказчик сообщает Обществу, что представленный отчет не дает четкого понятия выполнения работ и требует пояснить согласования ФКУ Упрдор "Северо-Запад".
14.07.2023 (исх.N14/07-01) (ответ на исх.N301 от 07.07.2023) Общество направляет Заказчику ответ на претензию. Информирует заказчика об изменении сроков выполнения работ по независящим от Общества обстоятельствам. Общество оплатило неустойку за нарушение условий контракта (пп. N140 от 10.07.2023).
17.07.2023 (исх. 2543) (ответ на исх.NN0279-ис; 0280-ис; 0281-ис от 07.07.2023) Заказчик сообщает Обществу, что ранее направлял замечания в части согласования вариантов дорожной одежды; варианты мостовых сооружений не учитывают замечания, указанные в письме Заказчика N2139 от 16.06.2023.
17.07.2023 (исх.N304) Заказчик информирует Общество о создании комиссии по рассмотрению вопроса о расторжении в одностороннем порядке контрактов.
18.07.2023 (исх.N0301-ис) Общество направляет Заказчику на согласование документацию в части инженерных изысканий раздел ИГДИ.
25.07.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.07.2023 (исх.N28/07-01) Общество направляет Заказчику ответ, о не согласии с принятым Заказчиком решением об одностороннем отказе.
01.08.2023 (исх.N2708) (ответ на исх.N0287-ис от 18.07.2023) Заказчик сообщает Обществу о выявленных недостатках в документации и направляет перечень замечаний, а также требует их учета Обществом (приложение на 8-ми листах).
01.08.2023 (исх.N2709) (ответ исх.N0306-ис от 19.07.2023) Заказчик сообщает Обществу о выявленных недостатках в документации, а также требует направить откорректированную документацию повторно для проверки и согласования. Также Заказчик информирует Общество, в случае не направления сводки ответов на замечания Заказчика, Обществу будет направлен мотивированный отказ в рассмотрении документации.
04.08.2023 (исх.N371) (ответ на исх.N28/07-01 от 28.07.2023) Заказчик сообщает Обществу о правомерном решении одностороннего отказа и не подлежит отмене.
07.08.2023 (исх.N2788) (ответ на исх.N0301-ис от 18.07.2023) Заказчик сообщает Обществу о рассмотрении представленной документации в части изысканий по разделу ИГДИ, замечания из письма исх.N2456 от 12.07.2023 устранены.
07.08.2023 (исх.N2792) (ответ исх.NN 0527-ис 0528-ис; 0529-ис от 03.08.2023) Заказчик направляет Обществу мотивированный отказ в рассмотрении документов.
08.08.2023 размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 13,14,15 Правил ведения РНП по результатам рассмотрения представленных информации, документов и проведения проверки фактов, в случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 11.1. контракта, он может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда либо в случае одностороннего отказа стороны настоящего контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Согласно пункту 11.2. контракта Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего контракта в случае, если:
11.2.1. Подрядчик выполняет работы ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми.
11.2.2. Подрядчик неоднократно нарушил сроки выполнения работ, установленные Планом выполнения работ, предоставленного Подрядчиком в соответствии с п.5.1.1. Контракта.
11.2.3. В ходе исполнения Подрядчиком условий Контракта Заказчику стало очевидно, что работы не будут выполнены надлежащим образом в установленный настоящим Контрактом срок.
11.2.4. При систематическом (три и более раз) нарушении Подрядчиком любых условий настоящего Контракта.
25.07.2023 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.08.2023 размещает сведения о расторжении контракта в ЕИС.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В свою очередь, такая правовая категория, как "недобросовестность", является оценочным понятием и складывается из ряда элементов поведения хозяйствующего субъекта в ходе заключения либо исполнения контракта.
С учетом изложенного контрольным органом в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание Общества недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя конкурса в реестр недобросовестных поставщиков.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие исполнителя, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О, постановлениях от 21.11.2002 N15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 NС1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемых целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Согласно пояснений Общества (в материалах дела), в рамках выполнения работ по указанному контракту с той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требуется по характеру обстоятельства и условиям оборота, предпринимая все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства:
- действовал добросовестно и был заинтересован в исполнении контракта;
- нарушения существенных условий контракта при выполнении работ не допущено;
- сроки, установленные в контракте на выполнение работ не нарушены;
- на момент отказа Заказчика от исполнения контракта, выполнена существенная часть работ и передана Заказчику.
Сравнив, план выполнения работ изначально составленный и откорректированный с учетом сложившихся обстоятельств, можно увидеть, что Общество укладывается в срок, предусмотренный контрактом до 21.12.2023. Работы с 1 по 8 пункт выполнены, работы, указанные в п. 10 выполнению не подлежат, в связи с отсутствием в полосе отвода объектов перечисленных в этом пункте коммуникаций.
Общество просило также учесть, что имеет безупречную репутацию, за плечами, более 30 заключенных и исполненных контрактов, при этом, ранее сведений в отношении Общества о включении в реестр недобросовестных поставщиков не поступало.
Представленные в материалы дела документы, подтверждают принятие Обществом необходимых мер, направленных на выполнение условий контракта: переписка с Заказчиком, готовность устранить замечания, активная позиция при рассмотрении сведений в антимонопольном органе.
Также, Комиссия принимает во внимание, что даже после принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Обществом принимались меры по решению создавшейся ситуации и были направлены не на уклонение от исполнения обязательств по контракту, а на скорейшее их разрешение. Умышленное недобросовестное уклонение от исполнения контракта антимонопольным органом не установлено
Доводы Заказчика о неисполнимости в срок до 21.12.2023 года условий контракта не доказаны материалами дела.
Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, статьей 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и п.п. в ч. 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, направленные Государственным бюджетным учреждением Псковской области "Управление автомобильных дорог Псковской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ЗемЭнергоЦентр" (адрес: 1357532, Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект Калинина, 2а, офис N3; ИНН 2310133879), в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий капитального ремонта моста через реку Дубня на км 1+770 автомобильной дороги Маршевицы - Сигорицы -Владимирец в Островском районе Псковской области (номер извещения: 0157200000322001077), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 18 августа 2023 г. N РНП 060/06/95-314/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023