Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
_,
в присутствии представителя заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" - _;
уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв", податель жалобы - Индивидуальный предприниматель _ надлежащим образом уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения, своих представителей не направили, каких-либо ходатайств не заявляли,
рассмотрев жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя _ на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14; далее - ГОБУЗ "НОКБ") при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: перчаток медицинских, извещение N 0850200000423001224 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.08.2023, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки,
УСТАНОВИЛА:
11.08.2023 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки - ИП ... на действия заказчика - ГОБУЗ "НОКБ" при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: перчаток медицинских, извещение N 0850200000423001224 о проведении которого в редакции N ИИ1 было размещено на официальном сайте 09.08.2023 (вх. N 4421-ЭП/23 Новгородского УФАС России; далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Суть доводов Жалобы сводится к следующему.
1. По позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении настоящего электронного аукциона в редакции N ИИ1 (далее - Приложение N 1; Извещение) заказчиком установлено, что перчатки смотровые/процедурные должны иметь текстурный рисунок в области пальцев и толщину (одинарную) в указанной области не менее "0,08" мм.
В то же время, по данной позиции раздела 1 Приложения N 1 заказчиком установлено требование о необходимости соответствия перчаток требованиям ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора", согласно таблице 2 которого минимальная толщина перчаток медицинских с текстурированной поверхностью должна быть "0,11" мм.
2. По позиции 8 раздела 1 Приложения N 1 заказчиком установлено, что перчатки хирургические должны отвечать следующему требованию - "внешние перчатки надеты на внутренние".
В соответствии с подпунктами "з" и "и" пункта 223 утвержденных Приказом Минтруда России от 18.12.2020 N 928н Правил по охране труда в медицинских организациях при проведении инвазивных процедур, сопровождающих загрязнением рук кровью и другими биологическими жидкостями пациентов, медперсонал должен соблюдать меры индивидуальной защиты, а именно до и во время работы следует проверять перчатки на герметичность, а поврежденные перчатки немедленно заменять.
Вместе с тем, компоновка двойных перчаток позволяет удостовериться только в целостности внешней перчатки, а проверка целостности внутренней перчатки до работы невозможна из-за надетой сверху внешней перчатки.
Таким образом, указанное требование заказчика относительно способа сложения перчаток не только противоречит положениям вышеуказанных правил, увеличивает время надевания перчаток, усложняет процедуру проверки, но и является совершенно бессмысленным, так как перчатки все-равно придется проверять на целостность перед надеванием и затем уже надевать на руки по отдельности.
Данное требование заказчика относительно способа сложения перчаток также не предусмотрено ни ГОСТ Р 52238-2004 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация", ни соответствующими методическими рекомендациями, в связи с чем влечет сокращение количества участников закупки, поскольку не представляет поставщику возможным узнать способ сложения перчаток на момент подачи заявки (до их приобретения), а содержащиеся на сайтах производителей в сети "Интернет" сведения о способе сложения перчаток достоверным источником информации не являются.
Учитывая изложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Согласно представленным ГОБУЗ "НОКБ" возражениям на Жалобу (вх. N 4559/23 от 17.08.2023 Новгородского УФАС России) ее доводы заказчик считает необоснованными в связи со следующим.
1. Установленное требование к минимальному значению показателя "толщина (одинарная) в области пальцев" перчаток смотровых/процедурных по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 ("0,08" мм) соответствует таблице 2 ГОСТ 32337-2013 "Перчатки медицинские диагностические нитрильные. Технические требования", согласно которой минимальная толщина перчаток составляет "0,05" мм.
При этом, по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 заказчиком не указано конкретных характеристик перчаток, которые установлены именно в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
2. Требование "внешние перчатки надеты на внутренние" к перчаткам хирургическим по позиции 8 раздела 1 Приложения N 1 заказчиком установлено с целью индикации прокола, что прямо предусмотрено пунктом 3492 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".
Система двойных перчаток обеспечивает защиту от риска инфицирования именно за счет наличия системы индикации прокола, которая обеспечивает быструю визуализацию повреждения перчаток.
Внутренняя перчатка в такой системе всегда отличается от внешней по цвету, из-за чего жидкость (слизь, кровь и другие вещества), проникающая между перчатками при проколе, образует контрастное пятно.
В качестве внутренней перчатки используются контрастные перчатки по отношению к цвету крови и наружной перчатки, в качестве наружной - перчатки белого/бежевого цвета для контраста по сравнению также с кровью и внутренней перчаткой.
Кроме того, в пункте 2.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 установлено, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Согласно пункту 2.5 указанных методических рекомендаций современные медицинские перчатки различаются по характеристике материала, из которого они изготовлены, его химическому составу, технологии производства и обработки, а также возможностям целевого применения.
Закупаемые по позиции 8 раздела 1 Приложения N 1 перчатки хирургические являются специализированными и применяются во время хирургических операций, когда хирургу необходимо экстренно надеть такие перчатки с минимальным контактом медперсонала с их поверхностью, о чем свидетельствует приведенное заказчиком обоснование рассматриваемого требования ("для возможности быстрого асептического надевания на руки при экстренных и неотложных операциях").
Таким образом, вскрывая упаковку, можно сразу надеть на руки две пары перчаток, экономя время и не допуская контаминации поверхности вирусами и бактериями.
Помимо указанного заказчик отмечает, что не обязывает поставщиков иметь товар в наличии на момент подачи заявки.
Так, если из эксплуатационной документации, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора в сети "Интернет", не следует о наличии какой-либо характеристики у медицинского изделия, поставщик имеет возможность узнать параметры изделия у дистрибьютора/производителя, у которого он закупает товар.
На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал указанные возражения на жалобу в полном объеме, а также дополнительно указал, что требование о соответствии перчаток смотровых/процедурных по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 положениям ГОСТ Р 52239-2004 приведено в отношении иных характеристик перчаток, неупомянутых заказчиком по рассматриваемой позиции Приложения N 1.
Согласно пояснениям ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" (вх. N 4535-ЭП/23 от 16.08.2023 Новгородского УФАС России), описание объекта закупки не относится к полномочиям уполномоченного учреждения.
Одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления рассматриваемой закупки.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В августе 2023 года заказчиком - ГОБУЗ "НОКБ" совместно с уполномоченным учреждением - ГОКУ МЦ "РЕЗЕРВ" осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: перчаток медицинских.
Извещение было утверждено начальником отдела государственных закупок ГОБУЗ "НОКБ" _ 09.08.2023.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию относительно наименования объекта закупки.
В пункте 3.1 Извещения заказчиком определен объект рассматриваемой закупки - поставка медицинских изделий: перчаток медицинских.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе одним из электронных документов, включаемых в извещение об осуществлении закупки, является описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
При этом необходимо отметить, что из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не следует, что заказчики при применении при составлении описания объекта закупки технических регламентов и документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, в обязательном порядке должны приводить в таком описании ссылки на наименования данных документов.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 3.2 Извещения описание объекта закупки содержится в Приложении N 1.
Требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам приобретаемого товара заказчиком приведены в разделе 1 Приложения N 1.
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, также содержатся в разделе 1 Приложения N 1.
1. В разделе 1 Приложения N 1 по позиции 2 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные" заказчиком установлены следующие показатели и требования к их значениям:
показатель "поверхность" - неизменяемое значение "текстурный рисунок в области пальцев";
показатель "толщина (одинарная) в области пальцев" - минимальное значение "0,08" мм;
показатель "ГОСТ Р 52239-2004" - неизменяемое значение "соответствие".
В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 52239-2004 настоящий стандарт устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Согласно таблице 2 ГОСТ Р 52239-2004 минимальная толщина перчаток медицинских с текстурированной поверхностью действительно составляет "0,11" мм.
С учетом указанных положений ГОСТ Р 52239-2004 податель Жалобы делает вывод, что заказчиком при установлении требований к минимальному значению показателя "толщина (одинарная) в области пальцев" перчаток смотровых/процедурных по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 нарушены правила описания объекта закупки.
Вместе с тем, подателем Жалобы не учтено, что по данной позиции раздела 1 Приложения N 1 ГОБУЗ "НОКБ" не указано, какие именно характеристики перчаток смотровых/процедурных и требования к их значениям (из числа использованных заказчиком при описании требований к перчаткам) приведены им именно в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Как следует из устных пояснений присутствовавшего на заседании Комиссии представителя заказчика, требование о соответствии перчаток смотровых/процедурных по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 положениям ГОСТ Р 52239-2004 вовсе приведено в отношении иных характеристик перчаток, неупомянутых заказчиком по рассматриваемой позиции Приложения N 1.
Согласно имеющимся в материалах Жалобы вышеупомянутым письменным объяснениям ГОБУЗ "НОКБ", показатель "толщина (одинарная) в области пальцев" и требование к его минимальному значению ("0,08" мм) установлены им в соответствии с положениями ГОСТ 32337-2013.
Согласно пункту 1.1 раздела 1 ГОСТ 32337-2013 настоящий стандарт устанавливает требования к медицинским диагностическим нитрильным перчаткам, предназначенным для проведения медицинских исследований, диагностики и терапевтических процедур.
Исходя из области применения указанного государственного стандарта, его положения могли быть использованы заказчиком при описании требований к перчаткам по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 наравне с положениями ГОСТ Р 52239-2004.
Требование к толщине перчаток предусмотрены таблицей 2 ГОСТ 32337-2013.
Согласно таблице 2 ГОСТ 32337-2013 минимальная толщина перчатки (пальца, ладони) должна быть не менее 0,05 мм.
В связи с установлением по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 более строгих требований к минимальному значению показателя "толщина (одинарная) в области пальцев" ("0,08" мм), чем предусмотрено таблицей 2 ГОСТ 32337-2013, заказчиком по данной позиции в силу требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе приведено соответствующее обоснование - "для механической прочности".
При этом необходимо отметить, что ссылка на ГОСТ Р 52239-2004 в указанном обосновании отсутствует.
Таким образом, требование к значению показателя "толщина (одинарная) в области пальцев" установлено заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, не противоречит положениям ГОСТ 32337-2013, является обоснованным, в связи с чем не может рассматриваться в качестве нестандартного и избыточного.
Также необходимо отметить, что согласно протоколу от 16.08.2023 подведения итогов определения поставщика (подрядчика исполнителя) (далее - Протокол) на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов (идентификационные номера заявок - 2, 3), обе заявки аукционной комиссией уполномоченного учреждения были признаны соответствующими требованиям Извещения.
При этом в заявках обоих участников закупки к поставке по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 были предложены перчатки с толщиной (одинарной) в области пальцев "0,11" мм, то есть со значением данного показателя, соответствующим как требованиям таблицы 2 ГОСТ Р 52239-2004, так и требованиям таблицы 2 ГОСТ 32337-2013.
Согласно сведениям официального сайта каких-либо запросов о даче разъяснений положений Извещения в адрес заказчика также не поступало.
Учитывая изложенное, требование заказчика к толщине (одинарной) в области пальцев перчаток смотровых/процедурных по позиции 2 раздела 1 Приложения N 1 каким-либо образом не ввело в заблуждение участников рассматриваемой закупки и не повлияло на ее итоги.
2. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017)).
При этом, формирование объекта закупки является правом заказчика, который не должен нарушать запрет, предусмотренный статьей 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В разделе 1 Приложения N 1 по позиции 8 "Перчатки хирургические синтетические (двойные, с цветовой индикацией прокола)" заказчиком установлены следующие показатели и требования к их значениям, а также приведено соответствующее обоснование потребности заказчика в данных характеристиках перчаток согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с неупоминанием данных показателей в документах о стандартизации:
показатель "две пары (4 шт.) перчаток (пара внешних и пара внутренних перчаток) в одной индивидуальной стерильной упаковке" - неизменяемое значение "соответствие" (обоснование - "для цветовой индикации проколов при использовании двойных перчаток при операциях в условиях повышенного риска");
показатель "внешние перчатки надеты на внутренние" - неизменяемое значение "соответствие" (обоснование - "для возможности быстрого асептического надевания на руки при экстренных и неотложных операциях").
Следует отметить, что необходимость использования двойных перчаток прямо предусмотрена пунктом 3492 СанПиН 3.3686-21, в соответствии с которым при наличии риска инфицирования гемоконтактными инфекциями во время вмешательств с высоким риском нарушения целостности перчаток необходимо использовать двойные перчатки с индикатором нарушения целостности перчатки.
Согласно имеющимся в материалах Жалобы вышеупомянутым письменным объяснениям ГОБУЗ "НОКБ", требование заказчика относительно способа сложения перчаток ("внешние перчатки надеты на внутренние") обусловлено ситуациями, когда во время хирургических операций хирургу необходимо экстренно надеть такие перчатки с минимальным контактом медперсонала с их поверхностью. Вскрывая упаковку, можно сразу надеть на руки две пары перчаток, экономя время и не допуская контаминации поверхности вирусами и бактериями.
При этом, доказательства сокращения заказчиком количества участников рассматриваемой закупки вследствие установления указанных требований к товару в материалах Жалобы отсутствуют.
Так, как отмечалось выше, на участие в рассматриваемой закупке поступили заявки от 2 хозяйствующих субъектов, обе заявки аукционной комиссией уполномоченного учреждения были признаны соответствующими требованиям Извещения.
Таким образом, описание объекта закупки по позиции 8 раздела 1 Приложения N 1 в рассмотренной части является обоснованным, соответствует действительным потребностям заказчика, обусловленным спецификой его деятельности как учреждения здравоохранения, среди прочего проводящего экстренные и неотложные вмешательства с высоким риском инфицирования гемоконтактными инфекциями, не противоречит санитарным правилам и нормам, а также не влечет необоснованное сокращение количества участников закупки.
В связи с изложенным, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
Каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчика, уполномоченного учреждения и его аукционной комиссии в результате проведения внеплановой проверки рассматриваемой закупки Комиссией не установлено.
Руководствуясь статьями 33, 42, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя _ на действия заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Новгородская областная клиническая больница" (173008, Великий Новгород, ул. Павла Левитта, д. 14) при осуществлении им совместно с уполномоченным учреждением - Государственным областным казенным учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинских изделий: перчаток медицинских, извещение N 0850200000423001224 о проведении которого в ред. N ИИ1 было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.08.2023, необоснованной.
_
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 18 августа 2023 г. N 053/06/33-445/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023