Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам. Председателя Комиссии: |
Кучеевой А.С. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, Габдулхаевой А.А. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" - Павлова Р.И. (по доверенности), представителя заявителя ООО "Мирас" - Мухаммадиева Ф.Ф. (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "Мирас" (вх. N8258/ж от 10.08.2023 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" при проведении закупки N0711200008323000274 на предмет:"Поставка медицинских изделий (Анализатор культуры крови ИВД, автоматический) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала" на 2023 год",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0711200008323000274 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 03.08.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 261 392,79 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя об установлении заказчиком требований к поставляемому товару, которым в совокупности соответствует единственный производитель.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 8 Закона о контактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с извещением о проведении закупки предметом контракта является поставка медицинских изделий (Анализатор культуры крови ИВД, автоматический) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала" на 2023 год.
Техническим заданием заказчиком были установлены следующие требования к характеристикам поставляемого товара:
Параметр |
Характеристика |
|
Определение стерильности крови и стерильных биологических жидкостей |
возможность |
|
Тип размещения прибора |
настольный |
|
Ёмкость анализатора - флаконов на борту одновременно |
Не менее 120 шт. |
|
Возможность подключения дополнительных инкубационных модулей (без самостоятельного элемента управления) |
Не менее 3 шт. |
|
Увеличение ёмкости анализатора при подключении дополнительных инкубационных модулей - флаконов на борту одновременно |
Не менее 840 шт. |
|
Экран |
Сенсорный |
|
Метод детекции микробного роста |
Колориметрический |
|
Типы образцов, валидированные производителем |
- кровь, - амниотическая жидкость, - спинномозговая жидкость (ликвор), - перитонеальная жидкость, - плевральная жидкость, - синовиальная жидкость. |
|
Исследование некровяных образцов |
без добавления специализированных коммерческих питательных добавок |
|
Аналитическая чувствительность (нижний предел) флаконов для образцов |
8 КОЕ/флакон |
|
Внесение флаконов в любую свободную ячейку |
без согласования с прибором |
|
Изменение времени инкубации флакона |
- во время загрузки - после загрузки
|
|
Отсроченная загрузка флаконов в анализатор без снижения высеваемости согласно клиническим исследованиям производителя (подтверждено инструкцией и валидировано производителем) |
Не менее 24 ч |
|
Инкубация флаконов до отрицательного результата (валидировано производителем / подтверждено инструкцией) |
Не менее 5 сут. |
|
Допустимый объем крови взрослых пациентов (валидировано производителем / подтверждено инструкцией) |
Не менее 0,5 мл |
|
Допустимый объем крови детских образцов (валидировано производителем / подтверждено инструкцией) |
Не менее 0,1 мл |
|
Выявление дрожжевых грибов |
в аэробном флаконе |
|
Способ перемешивания флаконов |
качание |
|
Периодичность измерений инкубируемых флаконов |
Не менее 10 мин |
|
Датчик детекции бактериального роста |
встроен во флакон |
|
Дополнительный контроль датчика положительного флакона |
Визуально |
|
Оповещение о положительном флаконе с помощью |
- звукового сигнала - визуального сигнала |
|
Материал флаконов |
ударопрочный пластик |
|
Использование флаконов в пневматических транспортных системах - пневмопочте |
возможность |
|
Типы флаконов для использования в анализаторе |
- аэробные - анаэробные - педиатрические |
|
Инактивация антибиотиков в образцах пациентов, проходящих курс антибиотикотерапии |
с помощью адсорбентов |
|
Дублированное штрих-кодирование флаконов |
для прослеживаемости в анализаторе и внутренних документах лаборатории |
|
Графики кривых роста микроорганизмов |
для более ранней предварительной оценки результата |
|
Выгрузка флакона и последующая загрузка в любую ячейку с сохранением данных (времени и даты первоначальной загрузки флакона) |
Не более чем через 15 минут |
|
Продолжение построения графика кривой роста микроорганизма (от момента первоначальной загрузки) при выгрузке и повторной загрузке |
Не более чем через 15 минут |
|
Функция единовременной выгрузки |
всех отрицательных флаконов, всех положительных флаконов |
|
Хранение в памяти прибора информации о флаконах |
Не менее 1920 шт. |
|
Информация о флаконах в памяти прибора |
- время загрузки, - время выгрузки, - время получения положительного результата, - график кривой роста. |
|
Информация о выполненных анализах в отчетах |
- номер флакона, - лабораторный номер, - номер истории болезни, - ФИО пациента, - тип флакона, - дата и время загрузки, - дата и время выгрузки, - дата и время получения результата, - результат. |
|
Функция передачи отчетов в excel-формате |
с помощью USB-порта |
|
Диагностическая проверка оптики каждой ячейки после выполнения анализа |
автоматическая |
|
Подключение к лабораторной информационной системе (при наличии) |
возможность |
|
Подключение к межплатформенному программному обеспечению (при наличии) |
- для удаленного контроля анализатора, - для консолидации результатов различных этапов микробиологического исследования, - для обмена данными между приборами, - для эпидемиологического анализа результатов. |
|
Дополнительные условия | ||
Требования к времени наработки оборудования на момент закупки |
Поставляемое оборудование должно быть выпуска не ранее 2022 г., не бывшее в употреблении, не восстановленное, не прошедшее ремонт, замену составных частей, восстановление потребительских свойств |
|
Требования к лицу, выполняющему работы по вводу в эксплуатацию оборудования |
Работы по вводу в эксплуатацию оборудования, поставка которого входит в объект закупки, работы по гарантийному ремонту указанного оборудования должны осуществляться лицом - исполнителем (поставщиком либо иным лицом, привлеченным поставщиком за счет поставщика, ответственность за действия которого несет поставщик), имеющим лицензию, требования к которой установлены разделом N2. Поставщик до начала процесса выполнения работ по вводу указанного оборудования в эксплуатацию, по гарантийному ремонту указанного оборудования предоставляет Заказчику сведения о лице, которое будет выполнять указанные работы, включая идентификационный номер налогоплательщика, а также доказательства наличия у исполнителя необходимой лицензии (лицензий) в соответствии с разделом N2 настоящего технического задания. |
|
Требования к экспертизе поставленного оборудования на соответствие техническому заданию и комплектности |
Заказчик вправе привлекать экспертов, экспертные организации для участия в приеме Товара |
|
Требования к размерам, весу, упаковке, отгрузке оборудования |
Доставка и разгрузка Товара Грузополучателю должна осуществляться в полном объеме за счет Поставщика, в упаковке, соответствующей данному виду Товара и обеспечивающей полную сохранность от всякого рода повреждений, с соблюдением установленных производителем требований по хранению. |
|
Требования к качеству оборудования и безопасности медицинского персонала и пациентов, к защите окружающей среды |
- Качество Товара должно: -соответствовать требованиям завода-изготовителя, указанным в нормативно-технической документации на данный вид Товаров; -подтверждаться документами качества, оформленными в установленном порядке и необходимыми по действующему законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации (копии регистрационных удостоверений, декларация или сертификат соответствия, которые должны быть обязательны в соответствии с требованиями нормативных правовых документов РФ на поставляемый Товар, в том числе документы, подтверждающие страну происхождения Товара) |
|
Требования к гарантийному и послегарантийному обслуживанию |
Поставщик обеспечивает в срок действия гарантии бесплатный ремонт поставленного медицинского оборудования в соответствии с Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2017 г. N 513-ст). Гарантия - не менее 12 месяцев с даты подписания соответствующего Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов |
|
Требования по объему гарантий качества услуг |
Если в течение срока действия гарантии обнаружатся скрытые дефекты, Заказчик обязан известить об этом Поставщика в письменном виде и одновременно потребовать их устранения путем ремонта или замены дефектных элементов. Поставщик в течение 1 рабочего дня обязан ответить на извещение Заказчика и в течение 1-го рабочего дня с момента получения извещения произвести ремонт. В случае невозможности осуществления ремонта (замены) оборудования в указанные сроки Поставщик обязан по требованию Заказчика в течение не более 5 рабочих дней предоставить во временное пользование такое же оборудование до истечения времени ремонта (замены). Все расходы, связанные с проведением экспертизы выявленных дефектов, ремонтом или заменой некачественного Товара (или его элементов) в гарантийный период, несет Поставщик. Гарантия - не менее 12 месяцев с даты подписания соответствующего Акта ввода Оборудования в эксплуатацию, оказания Услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов |
|
Требования по сопутствующему монтажу поставленного оборудования, пуско-наладочным и иным работам |
Ввод в эксплуатацию медицинской техники должен проводиться исполнителем (поставщиком либо иным лицом, за действия которого несет поставщик, привлеченным поставщиком за счет поставщика) в соответствии с Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 июня 2017 г. N 513-ст) и нормативно-технической документацией на данное оборудование |
|
Требования по количеству, периодичности, сроку поставок |
Доставка и разгрузка Товара заказчику осуществляется по адресу Сибрский тракт д 29, в полном объеме силами Поставщика и за счет Поставщика. |
|
Требования по передаче заказчику вместе с оборудованием технической, согласованной разрешительной и иной документации |
Предоставление владельцу эксплуатационной документации, необходимой для поддержания поставленной медицинской техники в исправном, работоспособном состоянии (паспорт, формуляр, руководство по эксплуатации и др.) на русском языке. |
|
Требования к подготовке и обучению медицинского и технического персонала заказчика |
Обучение эксплуатации специалистов Заказчика |
|
Порядок сдачи и приемки оборудования |
Приемка оборудования должна производиться в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан, инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 15.06.1965 г. N П-6 и инструкцией о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству от 25.04.1966 г. N П-7. |
|
Цена Товара, подлежащая определению по результатам процедуры закупки |
Цена на Товар включает в себя стоимость Оборудования и Услуг, тары, упаковки, маркировки, регистрацию, декларирование, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, а также все расходы на перевозку, разгрузочные, погрузочные, такелажные работы, расходы на ввод в эксплуатацию и другие обязательные платежи, которые Поставщик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по настоящему Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Татарстан |
Согласно изложенным доводам заявителя, совокупность технических характеристик Анализатора культуры крови ИВД свидетельствует о том, что требованиям заказчика соответствует единственный аппарат единственного производителя - BioMerieux, Франция (оборудование Bact/ALERT).
Согласно пояснениям заказчика, все указанные в жалобе требования к требуемому аппарату имеют клиническое обоснование. Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, обусловлена спецификой применения товара, и составлена таким образом, чтобы товар, который будет поставлен, полностью соответствовал текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара.
Комиссия отмечает, что при участии и подачи заявки потенциальный участник закупки опирается на устанавливаемые заказчиком в техническом задании требования и технические характеристики к продукции. Соответственно, учитывая, что показатели необходимой продукции становятся известными только при размещении соответствующей закупки с устанавливаемыми в документации требованиями, участник только при изучении документации может сделать вывод о возможности осуществления поставки нужного товара и согласиться с устанавливаемыми условиями заказчика.
Правила описания объекта закупки определены статьей 33 Закона о контрактной системе. Частью 2 указанной статьи установлено, что извещение о закупке должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования положений Закона следует, что заказчики, осуществляющие закупку при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работа, услугам, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствует их потребности, а с другой стороны необоснованно не ограничить количество участников.
Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в аукционной документации.
При этом Комиссия отмечает, что включение в закупочную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией Татарстанского УФАС России в ходе анализа технического задания заказчика установлено, что совокупности установленных технических характеристик аппарата действительно соответствует оборудование Bact/ALERT.
Кроме того, на участие в закупке была подана 1 заявка, которая содержала предложение о поставке товара - Bact/ALERT, снижение от начальной максимальной цены контракта отсутствует.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлены объективные документальные подтверждения того, что требованиям, установленным в техническом задании соответствуют товары, как минимум двух производителей. Тогда как, в доказательство обратного установлено, что единственная поданная заявка предложила к поставке анализатор Bact/ALERT.
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае, заказчик установив требования к характеристикам товара, которые соответствуют одному производителю, ограничил доступ для участия в закупке лицам, желающим поставить товар иного производителя.
Учитывая, что заказчик не представил на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих, что установленные технические характеристики аппарата ИВЛ соответствуют продукции иных производителей, в том числе не указал наименования конкретных моделей производителей, Комиссия приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара, установленные Заказчиком в техническом задании, влекут за собой ограничение количества участников закупки, противоречат пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу, что установление в извещении требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, является признаком ограничения конкуренции в закупке, создает преимущество производителю (дистрибьютору, дилеру) и ограничивает участников закупки.
Таким образом, доводы заявителя признаны обоснованными.
Заказчиком нарушены требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику, оператору ЭТП предписания об устранении нарушений требований действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "Мирас" (вх. N8258/ж от 10.08.2023 г.) на действия заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" при проведении закупки N0711200008323000274 на предмет:"Поставка медицинских изделий (Анализатор культуры крови ИВД, автоматический) ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для нужд ГАУЗ "РКОД МЗ РТ им. проф. М.З. Сигала" на 2023 год" обоснованной.
2. Признать заказчика ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала" нарушившим требования статей 6, 8, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГАУЗ "Республиканский клинический онкологический диспансер Министерства здравоохранения Республики Татарстан имени профессора М.З.Сигала", Оператору ЭТП АГЗ РТ предписание об устранении нарушений требований действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. Председателя Комиссии |
А.С. Кучеева |
Члены Комиссии |
Л.А. Акперова |
|
А.А. Габдулхаева |
Исп. Акперова Л.А.,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 17 августа 2023 г. N 016/06/33-1166/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023