Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Российский государственный институт сценических искусств" (далее - Заказчик);
в отсутствие представителей:
ИП Тожибаев З.П. (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 20814-ЭП/23 от 14.08.2023) на действия ФГБОУ ВО "Российский государственный институт сценических искусств" (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий и прилегающих к ним территорий Российского государственного института сценических искусств в 2024 - 2025 гг. (извещение N 0372100017823000012) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 24.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372100017823000012.
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 446 502,03 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, в частности выбора способа закупки и дополнительных требований.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1.ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно ч. 2 ст. 24 закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Частью 6 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" содержит перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме.
Описание объекта закупки содержит следующие виды услуг:
"Ежедневная уборка помещений, аудиторий, включающая в себя:
- влажная уборка пола/плинтусов с добавлением моющих и дез.средств
- влажная протирка подоконников с добавлением моющих средств
- вынос мусора с заменой пакетов в мусорных корзинах, поломанных стульев, коробок, досок до 5 кг
- влажная протирка батарей от пыли и загрязнений с добавлением моющих средств
- мытье дверей, доводчиков, дверных блоков, дверных ручек, выключателей, розеток с добавлением моющих и дез.средств;
- обеспыливание поверхности напольных и настенных кондиционеров
- мытье стен на высоте не выше 200 см, с добавлением моющих средств
- мытье и полировка зеркал, стеклянных поверхностей, влажная /сухая протирка рамок в стекле и удаление пыли с картин, бюстов и мраморных статуэток с подстаментами
- удаление загрязнений, сухая протирка от пыли музыкальных инструментов, мебели в гардеробе и четырех деревянных скамеек из вестибюля с последующим нанесением средства для мебели "полироль" для полировки и блеска.
Мытье с применением моющих средств / протирка мусорных корзин бактерицидным средством
-Удаление пыли с вертикальных / горизонтальных поверхностей, в т.ч. полировка мебели: деревянные, стеклянные и др.
- Удаление пыли с подлокотников и крестовин стульев, банкеток, кресел.
Уборка санузлов, включающая в себя:
Мытье мусорных корзин с бактерицидным и моющим средствами
Вынос мусора с заменой пакетов в мусорных корзинах
Удаление загрязнений /мытье: дверей, доводчиков, дверных блоков, дверных ручек, выключателей, розеток с применением моющих/ дез.средств
Влажная уборка пола с применением моющих / дез.средств
Удаление загрязнений/ мытье перегородок и дверей туалетных кабинок
Мытье и полировка зеркал
Влажная протирка от пыли и загрязнений диспенсеров, дозаторов, сушилок для рук, имеющихся вешалок с применением дез. средств
Влажная протирка выключенных светильников и сухая протирка от пыли водонагревателей
-Удаление пятен, волос, ржавчины и мусора со стоков раковин.
- Удаление загрязнений с внутренней и внешней сторон раковин, пьедесталов и шкафов под раковину.
Удаление известкового налета с кранов/смесителей
-Удаление ржавчины, мочевого/ водного, известковых камней.
-Удаление загрязнений с внутренней и внешней поверхностей писсуаров/ унитазов
Влажная уборка бачков, крышек и сидений унитазов с добавлением моющих и дез.средств
Мытье писсуаров, унитазов в т.ч сидений, раковин, смесителей арматуры бактерицидным средством (дезинфекция)
Проветривание помещений и распыление дезодорирующих средств/освежителей воздуха
Промывание туалетных ершиков и чашей для них с добавлением дез.средств
Дезинфекция отверстий/трапов для стока воды
Мытье стен, подоконников, батарей с добавлением моющих и дез.средств
Мытье труб не выше 200 см
Дезинфекция/ мытье подводящих труб к унитазам и писсуарам
Чистка и мытье сантехники: отсутствие загрязнений, следов ржавчины, известкового налета, обработка дезинфицирующими и моющими растворами для сантехники
Контроль наличия и пополнение расходных материалов во все дозаторы, диспенсеры/ держатели в здании: туалетной бумаги, жидкого мыла, освежителей, дез.средств с элементами/батарейками к дозаторам для дез. обработки рук
Уборка всех коридоров, всех лестниц и маршей, всех площадок под лестницами, всех входных зон, каре, колонного зала, всех тамбуров включающая в себя:
- мытье пола, лестниц и маршей всех лестничных площадок, ликвидация жевательных резинок и локальных загрязнений
- мытье ступеней лестниц в т.ч. влажная чистка ковродержателей, двух локальных/приставных трехступенчатых лестниц и пол под ними
- влажная протирка плинтусов, подоконников от загрязнений
- мытье стен не выше до 200 см.;
- мытье дверей, батарей в т.ч. имеющиеся к ним декоративные экраны
- сухая чистка ковра вакуумным пылесосом и
ковровых дорожек: 64,8 кв.м.
- удаление пятен/грязи согласно рекомендации производителя
глубокая чистка ковра/
ковровых дорожек: 64,8 кв.м
- влажная протирка всех перил, в т.ч. выступов с подоконниками относящихся к перилам
- чистка от пыли и загрязнений метал.сеток на лестницах с использованием сметки, пылесоса с последующей влажной протиркой
влажная протирка наружной поверхности пожарных шкафов, локальных трех метал.шкафов и двух вешалок от пыли и загрязнений
- уборка входных зон: с Моховой ул / со двора с протиркой стекол и дверей не выше 200 см, с использованием для них специальных, предназначенных чистящих средств;
-мойка резиновых ковриков в тамбурах;
-мытье стекол и дверей тамбура с ул. Моховой.
- сухая протирка от пыли двух колонн не выше 200 см в вестибюле
-влажная протирка колонн не выше 200 см в колонном зале
влажная с применением моющих средств, далее сухая протирки всех стеклянных, зеркальных и деревянных поверхностей, в т.ч. муз.инструментов (сухая протирка с применением "полироль"), фоторамок, планов эвакуации
-ликвидация жевательных резинок с банкеток/ кресел, стульев
-влажная протирка скамеек/стульев + сухая чистка мягких кресел с применением пылесоса
Влажная протирка вытяжных решеток и кабель каналов
Удаление локальных загрязнений и надписей на стенах, дверях
Вынос мусора до 5 кг: поломанных стульев, досок, коробок
влажная протирка без применения моющих средств мраморных статуэток с подстаментами."
Комиссия УФАС отмечает, что объектом закупки является уборка с незначительным по объему дополнительными услугами.
Комиссия УФАС констатирует, что услуги по общей уборке зданий услуги по мытью окон, услуги по чистке и уборке специализированные входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. Таким образом Заказчиком нарушены положения ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Правительством РФ принято Постановление от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), которое устанавливает, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Пунктом 2 Постановления N 2571 утвержден прилагаемый перечень утративших силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 2571 установлено, в том числе, что:
а) положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиция приложения к настоящему постановлению (далее - приложение) применяется с учетом положений настоящего пункта в случае, если объект закупки включает один или несколько закупаемых товаров, работ, услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции графы "Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок";
позиции 1 - 5, 16, 22 и 41 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей;
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей;
позиция 23 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн. рублей;
позиция 32 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей;
позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей;
позиция 38 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 20 млн. рублей;
позиции 39 и 40 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 100 млн. рублей;
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком установлено дополнительное требование о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ оказание услуг по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ оказанных услуг, подтверждающий цену выполненных работ оказанных услуг.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Таким образом, с учетом вышеуказанного нарушения, Комиссия УФАС находит признаки нарушения Заказчиком ч. 4 ст. 24, ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 24, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Тожибаев З.П. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 4 ст. 24, ч. 6 ст. 24, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ФГБОУ ВО "Российский государственный институт
сценических искусств"
ул. Моховая, д. 34
Санкт-Петербург, 191028
Эл. почта: zakupki@rgisi.ru
АО "Агентство по государственному
заказу РТ"
ул. Московская, д. 55,
Казань, 420021
факс: (843) 292-95-87
ИП Тожибаев З.П.
Малышева, д. 77, кв. 40,
Екатеринбург, 620075
Эл. почта: ip.zahidzhon@gmail.com
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-3402/23
18.08.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-3402/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ФГБОУ ВО "Российский государственный институт сценических искусств", комиссии по осуществлению закупок устранить нарушение ч. 4 ст. 24, ч. 6 ст. 24, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе путём отмены всех юридически значимых действий, связанных с осуществлением закупки с номером извещения 0372100017823000012 (аннулировании процедуры);
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.09.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "Агентство по государственному заказу РТ":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2023 г. N 44-3402/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023