Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "МЕДИАПРОЕКТ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,. по доверенности, по доверенности;
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21735-ЭП/23 от 24.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку профессиональных цифровых видеокамер с объективами и штативами для нужд Мариинского театра (извещение N 0372100014222000007),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку профессиональных цифровых видеокамер с объективами и штативами для нужд Мариинского театра (извещение N 0372100014222000007) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 48 045 680,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "МЕДИАПРОЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "МЕДИАПРОЕКТ" заключен государственный контракт N 03/22-ЭА от 05.03.2022 на сумму 47 946 165,00 рублей, с учетом Дополнительного соглашения N 1 от 09.11.2022, (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 4.4.7 и п. 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "МЕДИАПРОЕКТ".
К заседанию Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить профессиональные цифровые видеокамеры с объективами и штативами для нужд Мариинского театра (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта), в течение 4 месяцев с даты подписания Контракта.
09.11.2022 был подписано Дополнительное соглашение согласно которому были внесены технические и функциональные характеристики являются улучшенными, по сравнению с характеристиками, указанными в Контракте.
В соответствии с обязанностями, установленными условиями Контракта, Поставщик обязан поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и Спецификацией (п. 4.1.1 Контракта), а также обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, лицензирования, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом (пункт 4.1.2 Контракта).
Приемка товара осуществляется Заказчиком в течение двадцати рабочих дней со дня поступления документа о приемке в соответствии с пунктом 3.5 Контракта (Датой поступления Заказчику документа о приемке, подписанного Поставщиком, считается дата размещения в соответствии с п. 3 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе такого документа в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Заказчик).
Датой приемки поставленного товара считается дата размещения в единой информационной системе в сфере закупок документа о приемке, подписанного Заказчиком (п. 3.12. Контракта).
Поставщиком на основании товарной накладной от 06.10.2022 N 23 Заказчику 06.10.2022 поставлен Товар (8 наименований) на общую сумму 5 159 955 рублей 00 копеек.
Поставщиком на основании товарной накладной от 27.10.2022 N 27 Заказчику 27.10.2022 поставлен Товар (1 наименование) на общую сумму 1 344 460 рублей 00 копеек.
Поставщиком на основании товарной накладной от 15.11.2022 N 30 Заказчику 15.11.2022 поставлен Товар (2 наименования) на общую сумму 332 985 рублей 00 копеек.
Поставщиком на основании счета-фактуры от 15.12.2022 N 198 Заказчику 15.12.2022 поставлен Товар (1 наименование) на общую сумму 2 685 950,00 рублей.
Поставщиком на основании счета-фактуры от 04.03.2023 N 7 Заказчику 03.03.2023 поставлен Товар (3 наименования) на общую сумму 5 864 295,00 рублей.
Поставщиком на основании счета-фактуры от 28.04.2023 N 12 Заказчику 28.04.2023 поставлен Товар (2 наименования) на общую сумму 7 699 680,00 рублей.
По состоянию на 31.07.2023 года Поставщиком Заказчику поставлен Товар на общую сумму 23 087 325, 00 рублей.
Поставщик недопоставил Заказчику товар на общую сумму 24 858 840,00 рублей.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 4.4.7 и п. 12.2 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 11.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
В рамках исполнения обязательств по контракту Участником поставлен следующий Товар:
1. Комплект ручек сервоуправления фокусом и трансфокатором Canon SS-41-IASD Япония -1 шт;
2. Устройство для чтения карт памяти Angelbird CFexpress Card Reader Mark II, Австрия - 6 шт;
3. Система беспроводной связи на 8 абонентов с лампами сигналов состояния Hollyland Syscom 1000T with tally lights, Китай - 1 шт;
4. Объектив для кинокамеры Тип 1 DZOFilm Pictor 20 to 55mm T2.8 Super35 Parfocal, Китай - 1 шт;
5. Объектив для кинокамеры Тип 1 DZOFilm Pictor 20 to 55mm T2.8 Super35 Parfocal, Китай - 1 шт;
6. Объектив с сервоприводом для кинокамеры Тип 4 Canon CN10X25 IAS S E/1, Япония - 1 шт;
7. Видеомонитор оператора накамерный TVLogic F-5A, Корея -9 шт;
8. Кабель питания накамерного видеомонитора TVLogic D-Tap-L Cable, Корея - 9 шт;
9. Синхронизатор видеосигналов с матричным коммутатором AJA KUMO 1616-12G Соединённые Штаты Америки - 1 шт;
10. Панель управления видеосигналами AJA KUMO CP Соединённые Штаты Америки -1 шт;
11. Объектив для вещательной видеокамеры Тип 1 24х Fujinon UA24x7.8BERD-S10 - 1 шт;
12. Объектив для вещательной видеокамеры Тип 2 24х Fujinon UA24x7.8BERD-S10 - 2 шт;
13. Комплект ручек сервоуправления фокусом и трансфокатором Fujinon SS-13DB - 3 шт;
14. Видеомонитор инженерный стоечный TVLogic LUM-242G with rackmount kit Корея - 2 шт;
15. Объектив с сервоприводом для кинокамеры Тип 4 Canon CN10X25 IAS S E/1, Япония - 1 шт;
16. Видеокамера цифровая профессиональная Canon C300 Mark III, Япония - 6 шт;
17. Модуль расширения портов видеокамеры Canon EU-V2 Япония - 6 шт.
Общая сумма поставленного товара - 23 087 325,00, что подтверждается Актами приема-передачи оборудования и документами о приемке, подписанными Заказчиком, что составляет 48% от цены Контракта, равной 47 946 165,00 рублей. Поставленный Товар Заказчиком принят без претензий к качеству, полностью оплачен.
В соответствии с п. 7.1. Контракта обеспечение гарантийных обязательств устанавливается в размере 14 413 704 рубля 00 копеек.
В случае если Контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения размер обеспечения исполнения Контракта в ходе исполнения Контракта подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены пунктами 7.6 и 7.7 Контракта.
В случае если Контрактом предусмотрены отдельные этапы его исполнения размер обеспечения исполнения Контракта в ходе исполнения Контракта подлежит уменьшению в порядке и случаях, которые предусмотрены пунктами 7.6 и 7.7 Контракта.
П. 7.2. Контракта, предусмотрено, что исполнение Контракта обеспечивается предоставлением независимой гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения исполнения Контракта, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактном системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный Контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе.
П. 7.3. Контракта, обязывает Участника тем, что внесенные Поставщиком в качестве обеспечения исполнения Контракта, в том числе часть этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения Контракта в соответствии с пунктами 7.1, 7.5 и 7.6 Контракта, возвращаются Поставщику в срок, не превышающий тридцать дней с даты исполнения Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом.
В п.7.4. Контракта указано, что независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения Контракта, должна содержать условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем десять рабочих дней не исполнено требование Заказчика об уплате денежной суммы по независимой гарантии, направленное до окончания срока действия независимой гарантии.
Размер обеспечения исполнения Контракта, в соответствии с п. 7.6, уменьшается посредством направления Заказчиком информации об исполнении Поставщиком обязательств по поставке Товара или об исполнении им отдельного этапа исполнения Контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Закона N 44-ФЗ (далее - реестр контрактов). Уменьшение размера обеспечения исполнения Контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены Контрактом. В случае, если обеспечение исполнения Контракта осуществляется путем предоставления независимой гарантии, требование Заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения Контракта, рассчитанного Заказчиком на основании информации об исполнении Контракта, размещенной в реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения Контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный Заказчиком, по заявлению Поставщика ему возвращаются Заказчиком в установленный в пункте 7.3 Контракта срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения Контракта, рассчитанный Заказчиком на основании информации об исполнении Контракта, размещенной в реестре контрактов.
В качестве подтверждения завершения Контракта в срок, Участник оформил независимую гарантию N 48131-22КЭБГ/0001 от 01.03.2022, действующую до 16.10.2022.
В ходе исполнения Контракта Поставщик неоднократно сообщал Заказчику о затруднениях, возникающих в части приобретения Товара у зарубежных производителей, а также их дистрибьютеров. Тем не менее, Участник предпринял все возможные меры для поставки Товара, что выражается в неоднократных запросах импортёрам, а также предоставлении независимых банковских гарантий Заказчику, подтверждающих намерения Поставщика.
Так, письмом N МП/22/АО/04 от 10.03.2022, Поставщик уведомил Заказчика о затруднениях, возникших при закупке Товара у иностранных производителей и дистрибьютеров. Заказчик, в свою очередь, письмом N 294 от 16.03.2023 указал на обязанность Поставщика исполнить свои обязательства, а кроме того, на санкции, которые следуют за отказ от исполнения таковых. В случае невозможности исполнения Контракта в связи с введением санкций, необходимо предоставить соответствующее подтверждение ответственных органов.
Письмом N МП/22/АО/18 от 31.05.2022, Поставщик проинформировал Заказчика о невозможности получения сертификата о форс-мажоре, запрашиваемого у торгово-промышленной палаты, а также обратился с просьбой согласования поставки части Товара с улучшенными характеристиками. Ответным письмом N 533 от 30.06.2022 Заказчик согласовал поставку Товара с улучшенными характеристиками.
Далее письмами N МП/22АО/20 от 01.07.2022, N МП/22/АО/21 от 12.07.2022, N МП/22/АО/31 от 27.09.2022, N МП/22/АО/32 от 05.10.2022 Поставщик информировал Заказчика о поставках части Товара.
Несмотря на окончание срока поставки Товара, определенного Контрактом, Поставщик, письмом N МП/22/АО/33 от 12.10.2022 уведомил об окончании действия независимой гарантии, обеспечивающей исполнение Контракта и вышел с инициативой предоставления новой банковской гарантии. Данным письмом Исполнитель просил Заказчика согласовать срок, на который распространяются гарантийные обязательства по Контракту. Письмом N 713 от 12.10.2022 Заказчик выразил заинтересованность в дальнейшем исполнении Контракта, согласовал срок банковской гарантии. Далее письмом N МП/22/АО/38 от 03.11.2022 Поставщик направил Заказчику независимую гарантию N М00-22-52445/EG от 02.11.2022, действующую до 31.01.2023, уведомил о поставке следующей партии Товара.
Более того, Исполнитель предоставил продленную независимую банковскую гарантию NM00-23-51692/EG от 30.03.2023, действующую до 31.07.2023 г. Заказчик, письмом N 227 от 29.03.2023 подтвердил намерения принять Товар за сроками действия Контракта и утвердил сумму и срок предоставляемой Поставщиком независимой банковской гарантии, которая, в свою очередь, подтверждает намерения Поставщика добросовестно исполнять обязательства в последующем.
Согласно Акту приема-передачи от 28.04.2023 произведена поставка последней части Товара.
В связи с тем, что санкционная ситуация в отношении Российской Федерации усложнилась, Поставщик вышел с инициативой заключения дополнительного соглашения о продлении сроков исполнения Контракта (приложение 12), поскольку не мог предвидеть дальнейшие экономические ограничения, и, как следствие, рассчитать возможный, разумный срок поставки оставшейся части Товара. Заказчик, в свою очередь, отклонил дополнительное соглашение, поскольку не нашел оснований для продления срока исполнения Контракта, тем не менее, выразил свою заинтересованность в поставке Товара (приложение N23).
В соответствии с актом от 28.04.2023 Поставщиком произведена поставка Товара на сумму 7 699 680,00 (семь миллионов шестьсот девяносто девять тысяч шестьсот восемьдесят) рублей 00 копеек. На данном этапе в совокупности Исполнителем поставлено 48% от общего объема.
Поставщик израсходовал ресурс контрагентов, готовых производить поставку профессиональных цифровых видеокамер с объективами и штативами как от производителей, так и со складских помещений дистрибьютеров. О том, что дальнейшая поставка Товара невозможна Исполнитель немедленно уведомил Заказчика письмом N МП/23/АО/07 от 25.05.2023.
Письмом N 540 от 11.08.2023 Заказчик направил Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на поставку Товара для нужд Мариинского театра.
Поставщик незамедлительно отреагировал на данное Решение и направил Заказчику письмо N МП/23/АО/11 от 11.08.2023, в котором указал на обстоятельства, повлиявшие на действия Исполнителя.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "МЕДИАПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "МЕДИАПРОЕКТ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "МЕДИАПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "МЕДИАПРОЕКТ" (ИНН: 7841458930), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 августа 2023 г. N РНП-78-1196/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.09.2023