Резолютивная часть решения оглашена 05.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 07.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
|
Козловой А.А.
|
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку периферийного оборудования (извещение N 0369400001223000060), при дистанционном участии:
- представителя Филиала по эксплуатации водохранилищ Челябинской области (далее - заказчик) Лесняк О.И., действующего на основании доверенности от 11.08.2023;
- представителя ООО "УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" (далее - заявитель, Общество) Стасевича С.Н., действующего на основании доверенности от 02.12.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 29.08.2023 поступила жалоба ООО "УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку периферийного оборудования (извещение N 0369400001223000060) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам заказчик 22.08.2023 объявил о проведении запроса котировок путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 461 433,24 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 29.08.2023 в 13:59.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Заказчиком в описании объекта закупки указана информация об установлении предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Вместе с тем, указанная информация отсутствует в извещении об осуществлении закупки, что свидетельствует о наличии противоречий, а также нарушении действующего законодательства о контрактной системе.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил письменные пояснения, которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе.
Заказчиком при описании предустановленного программного обеспечения в составе закупаемого системного блока установлен запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236. При этом, описание объекта закупки входит в состав извещения, конкретизируя особенности проведения закупки.
Отсутствие в извещении информации об установлении запрета обусловлено тем, что объект закупки состоит из пяти позиций, тогда как Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 распространяется только на одну закупаемую позицию.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из совокупного толкования пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, формируемое заказчиком с использованием единой информационной системы и размещаемое в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Таким образом, исходя из указанных норм Закона о контрактной системе, описание объекта закупки является отдельным электронным документом, размещаемым в составе извещения об осуществлении закупки.
Как следует из материалов дела, заказчиком в рамках рассматриваемого запроса котировок осуществляется закупка, в том числе системного блока (код позиции 26.20.15.000-00000026).
В составе извещения об осуществлении закупки заказчиком размещен электронный документ, содержащий описание объекта закупки (приложение N 1 к извещению).
В описании объекта закупки, в отношении системного блока предусмотрено требование о наличии предустановленной операционной системы.
Также в описании объекта закупки указано, что программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных согласно постановлению правительства РФ от 16 ноября 2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, в описании объекта закупки указана информация об установлении предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Вместе с тем, в извещении об осуществлении закупки, сформированном заказчиком с использованием единой информационной системы и размещенном в единой информационной системе, отсутствует информация об установлении запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236. Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии противоречий в извещении и описании объекта закупки в части установления запрета по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, что, в свою очередь, вводит в заблуждение и не позволяет определить факт установления заказчиком такого запрета.
Данные обстоятельства могут быть подтверждены результатами рассматриваемого запроса котировок.
Так, на участие в рассматриваемой закупке подано три заявки. Участниками закупки с идентификационными номерами 2 (ООО "Компьютерные технологии"), 1 (ООО "Цифровой город") в заявках указаны порядковые номера реестровых записей в реестре российского программного обеспечения. Участником закупки с идентификационным номером 3 (ООО "Кочевник") в заявке продекларирована страна происхождения Китай и в отношении предлагаемой предустановленной операционной системы не указан порядковый номер реестровой записи в реестре российского программного обеспечения. При этом, заявка участника закупки с номером 3, наряду с заявками участников закупки с номерами 1, 2, признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения. Тогда как, в силу запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе такая заявка должна быть приравнена к заявке, содержащей предложение о поставке товара иностранного происхождения, и, как следствие, должна быть отклонена.
Комиссия критически относится к доводам заказчика в части того, что участник закупки с идентификационным номером 3 (ООО "Кочевник") продекларировал в заявке соответствие предлагаемой предустановленной операционной системы требованиям Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, поскольку в силу пункта 2(2) указанного Постановления подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным данным Постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
Также Комиссия критически относится к доводам заказчика относительно того, что указание информации об установлении запрета в описании объекта закупки является достаточным. Отсутствие в извещении информации об установлении запрета обусловлено тем, что объект закупки состоит из пяти позиций, тогда как Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 распространяется только на одну закупаемую позицию.
Так, в силу действующего законодательства о контрактной системе описание объекта закупки является отдельным электронным документом, размещаемым в составе извещения об осуществлении закупки. В силу пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами должна находить отражение в формируемом заказчиком с использованием единой информационной системы и размещаемом в единой информационной системе извещении об осуществлении закупки.
Более того, действие запрета только на одну закупаемую позицию товара не исключает обязанности заказчика по указанию информации об установлении такого запрета в извещении об осуществлении закупки, формируемом в единой информационной системе.
Таким образом, с учетом указанных обстоятельств, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о наличии в действиях заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, в силу подпункта "д" пункта 5 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента получения заявки на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки осуществляют возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае указания в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи иностранного государства в качестве страны происхождении товара в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Таким образом, при установлении заказчиком в извещении об осуществлении закупки соответствующего запрета заявка участника закупки, в которой в качестве страны происхождении товара указано иностранное государство, подлежала бы возврату оператором электронной площадки, что, в свою очередь, не позволило бы такому участнику закупки конкурировать с другими участниками закупки и подавать ценовые предложения.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ" на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку периферийного оборудования (извещение N 0369400001223000060) обоснованными в части наличия противоречий в извещении об осуществлении закупки и описании объекта закупки относительно установления запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 сентября 2023 г. N 074/06/106-2103/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023