Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Научно-цифровая компания "КРИСТА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Централизованная бухгалтерия Московской области" (далее - Заказчик), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по поставке, развертыванию и настройке программного обеспечения для ведения бюджетного учета в централизованной бухгалтерии Московской области (извещение N0848500002623000048 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1. извещение о проведении Аукциона размещено - 16.08.2023;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 10 649 250,00 рублей;
3. дата окончания подачи заявок - 24.08.2023.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки с указанием на товарный знак без сопровождения словами "или эквивалент".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в п.3.2 Технических требований Описания объекта закупки установлены требования к составу приобретаемого программного обеспечения:
N п/п |
Наименование компонентов ПО |
Количество лицензий |
1. |
1С: Предприятие 8 КОРП. Клиентская лицензия на 100 рабочих мест. Электронная поставка |
2 |
2. |
1С: Предприятие 8 КОРП. Клиентская лицензия на 10 рабочих мест. Электронная поставка |
3 |
3. |
1С: Предприятие 8 КОРП. Клиентская лицензия на 5 рабочих мест. Электронная поставка |
4 |
4. |
1С: Предприятие 8.3 КОРП. Лицензия на сервер (х86-64). Электронная поставка |
10 |
5. |
1С: Предприятие. Облачная подсистема "Фреш". Электронная поставка |
1 |
6. |
1С: Корпоративный инструментальный пакет 8. Электронная поставка |
1 |
7. |
Защищенный программный комплекс 1С: Предприятие 8.3z (х86-64) |
1 |
8. |
1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 КОРП. |
1 |
9. |
1С: Бухгалтерия государственного учреждения 8 КОРП. Лицензия для централизованно обслуживаемых учреждений. |
31 |
10. |
1С: Зарплата и кадры государственного учреждения 8 КОРП. Лицензия для централизованно обслуживаемых учреждений. Электронная поставка |
31 |
11. |
1С: Общий центр обслуживания. Централизованная бухгалтерия КОРП. Редакция 2.0. Электронная поставка |
1 |
12. |
ПО управления корпоративным хранилищем данных (ETL) |
1 |
13. |
1С: Аналитика на 10 сеансов клиентов системы аналитики ПРОФ. Электронная поставка |
1 |
14. |
1С: Предприятие 8. Расширенная Корпоративная Лицензия. Электронная поставка. На 12 месяцев, начиная со следующего месяца после закупки лицензий КОРП |
1 |
15. |
1С: КП ГУ ПРОФ на 6 месяцев. |
1 |
16. |
1С: Комплект поддержки (Отраслевой 5-ой категории). Для 1С: ОЦО. ЦБ |
1 |
17. |
Оказание услуг по развертыванию и настройке программного обеспечения |
х |
Кроме того, Заказчиком в п.3.2 Технических требований Описания объекта закупки установлено в том числе следующее:
"Состав приобретаемого ПО определен на основании анализа существующих лицензий ПО в инфраструктурах учреждения Министерства социальной защиты Московской области, принимаемых на обслуживание Заказчиком. С учетом необходимости соответствия в единообразии технических, функциональных требований, а также полной функциональной совместимости с ПО Заказчика, приобретенного по Государственному контракту от 18.07.2023 г. N Е/278".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил письменные пояснения, согласно которым:
"В рамках развития Концепции централизации бухгалтерского (бюджетного) учета центральных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, утвержденной распоряжением Правительства Московской области от 16Л2.2016 N 421-РП/46 Министерством экономики
и финансов Московской области (далее - МЭФ Московской области) совместно с Министерством социального развития Московской области (далее - Минсоцразвития Московской области) принято решение о продолжении централизации бухгалтерского учета 30 государственных учреждений, подведомственных Минсоцразвития Московской области (далее - Учреждения).
Протокол совещания руководства Министерства социального развития Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области и Государственного казенного учреждения Московской области "Централизованная бухгалтерия Московской области" N 4 от 06.04.2023 г.
1. Передать полномочия по ведению бухгалтерского учета 30 Учреждений в ГКУ МО ЦБ МО в 2023 году при условии продолжения применения программного обеспечения 1C, в связи с невозможностью использования иного программного обеспечения.
2. Составить линейный план-график передачи Учреждений на обслуживание в ГКУ МО ЦБ МО.
3. Направить типовой договор об обслуживании с графиком документооборота в Министерство социального развития Московской области (Приложение 1).
Основная доля Учреждений (90%) применяют для бухгалтерского учета автоматизированную систему на платформе 1C: Предприятие в конфигурациях "Зарплата и управление персоналом" и "Бухгалтерия государственного учреждения" (далее - 1C).
Сведения о заключенных государственных контрактах на приобретение, развитие и сопровождение программных продуктов бухгалтерского, финансового и кадрового учёта или номера имеющихся лицензий на неисключительное право использования ПО (Приложение 2).
Минсоцразвития Московской области и МЭФ Московской области согласовали и утвердили линейный план-график "перевода на бухгалтерское обслуживание в государственное казенное учреждение Московской области "Централизованная бухгалтерия Московской области" государственных стационарных учреждений социального обслуживания Московской области "Добрый дом" и государственных казенных учреждений социального обслуживания Московской области семейные центры помощи семье и детям" (далее план-график) (Приложение 3).
В соответствии с п. 4 план-графика директору ГКУ МО ЦБ МО поручено осуществить Проведение закупочной процедуры на приобретение программного продукта на базе 1C и заключение договора до 25.07.2023.
В рамках передачи полномочий по ведению бухгалтерского бюджетного учета 30 Учреждений заключен Государственный контракт N Е/278 от 18.07.2023 года на приобретение неисключительного права использования программных продуктов "1C: Зарплата и кадры государственного учреждения" и "Клиентская лицензия на 5 рабочих мест" (далее - ПО 1C) с целью экспертной оценки функциональных возможностей для бухгалтерского бюджетного учета принимаемых Учреждений (Приложение 4).
21.07.2023 проведено совещание "О результатах тестирования функционала программного обеспечения 1C: Зарплата и кадры государственного учреждения" приобретенного по Государственному контракту Е/278 от 18.07.2023" (Приложение 5).
Направлен запрос вендору 1C дать разъяснения о способах распространения функциональности программных продуктов 1C для ведения учета 30 учреждений, при помощи настройки и развертывания, а также рекомендации по использованию программных продуктов иных производителей.
Получен ответ о том, что использование программных продуктов (и лицензий на них) иных производителей для распространения (расширения) функциональности программных продуктов 1C, не предусмотрено (Приложение 6).
По результатам проведенной экспертной оценки сделан вывод, что функциональные возможности ПО 1C удовлетворяют требованиям, предъявляемым к ведению бухгалтерского бюджетного учета Учреждений.
В связи с чем ЕКУ МО ЦБ МО необходимо увеличение рабочих мест (до 255) с покупкой лицензий 1C (настройкой, наладкой, разверткой) для реализации единообразия технических, функциональных требований, а также полной функциональной совместимости уже существующего ПО в принимаемых на обслуживание учреждениях. Работники, принимаемых на обслуживание учреждений имеют опыт работы в системе 1C и переобучение 173 работников на иную систему повлечет дополнительные затраты для бюджета Московской области, а также риски нарушения сроков начисления и выплаты заработной платы 7 799 работникам, несвоевременного и недостоверного отражения фактов хозяйственной жизни, искажение бюджетной (бухгалтерской) отчётности в иной для них системе, что приведет к нарушению требований, установленных Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
На основании вышеизложенного, слова "эквивалент" в Извещении об электронном аукционе не указаны, т.к. в соответствии с подпунктом б) пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми Заказчиком".
Кроме того, представителями Заказчика на заседании комиссии в подтверждение своей позиции представлены Протокол совещания руководства Министерства социального развития Московской области, Министерства экономики и финансов Московской области и Государственного казенного учреждения Московской области "Централизованная бухгалтерия Московской области" N 4, план-график "перевода на бухгалтерское обслуживание в государственное казенное учреждение Московской области "Централизованная бухгалтерия Московской области" государственных стационарных учреждений социального обслуживания Московской области, Сведения о заключенных государственных контрактах на приобретение, развитие и сопровождение программных продуктов бухгалтерского, финансового и кадрового учёта или номера имеющихся лицензий на неисключительное право использования ПО, а также ответ от официального дистрибьютера производителя программного обеспечения 1С, о том что использование программных продуктов (и лицензий на них) иных производителей для распространения (расширения) функциональности программных продуктов 1C, не предусмотрено.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к совместимости с ПО Заказчика, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком не установлено требование о наличие лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Заказчиком в п. 5.1.1 Технических требований Описания объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"5.1.1 Требования к организации информационной безопасности
Перед началом оказания услуг по настоящим техническим требованиям Исполнитель обязан предоставить Заказчику заверенную копию лицензии, подтверждающую соответствие Исполнителя требованиям Федерального закона Российской Федерации от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности":
- копию лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации на работы и услуги по проектированию в защищенном исполнении: средств и систем информатизации в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2012 года N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации"".
При этом, в "Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" установлено:
н) документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ |
не установлено извещением |
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Основная цель и задача проводимой закупки - это поставка лицензий ПО 1C. Настройка, наладка, развертка - сопутствующая услуга неотделимая при поставке ПО.
Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта.
Следовательно, в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заказчиком наличие соответствующей лицензии в извещении о проводимой закупке не установлено, но в тоже время данное требование установлено в проекте Умного контракта.
Согласно п. 3.2 Приложения N 5 (Технические Требования) проекта государственного контракта, п. 17 Таблицы 1 - "Состав приобретаемого программного обеспечения и услуг" необходимо для лицензирования в соответствии с подпунктом "д" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2012 года N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
Работы, связанные с настройкой, установкой ПО: п. 2.3; 2.4; 2.7 Таблицы 8 - "Состав работ, результаты, сроки и этапы выполнения", осуществляются в защищенном контуре сети Правительства МО и предназначены для создания информационной системы, реализующей функционал ввода, хранения и получения данных составляющих Персональные данные согласно Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ".
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении контракта на выполнение работ (оказание услуг), предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь субподрядчика (соисполнителя), обладающего соответствующими документами.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований, не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Научно-цифровая компания "КРИСТА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 1 сентября 2023 г. N 050/06/105-32841/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023