Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБОУ СОШ N 684 "Берегиня" Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; в отсутствие представителей ООО "ЮК "Эвантика" (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22698-ЭП/23 от 05.09.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (фрукты) для нужд ГБОУ школа N684 "Берегиня" Московского района Санкт-Петербурга. (извещение N 0372200107523000068) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.08.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200107523000068.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 912 137, 85 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика по основаниям, изложенным в жалобе.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Согласно ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 16-19 Положения
16. Для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
17. Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
18. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
19. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
пунктами 20 - 23 раздела IV настоящего Положения предусмотрено следующее:
20. Если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки";
б) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
в) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
г) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
где - предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
д) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
е) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
з) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
21. Если установлены предусмотренные пунктом 20 настоящего Положения предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше и (или) ниже такого предельного значения соответственно, баллы по детализирующему показателю в соответствии с пунктом 20 настоящего Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки.
22. В случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
23. Если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с извещением о проведении закупки Уполномоченным органом, Заказчиком определен следующий порядок оценки по критерию "характеристика N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки":
"Для оценки по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии с пунктом 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка.
Оценка заявки участника по детализирующей характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному предложению участника закупки о характеристиках объекта закупки, содержащему описание свойств объекта закупки в соответствии с требованиями, установленными в настоящем пункте и в инструкции по заполнению заявки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" членами комиссии оценивается предложение участника закупки о характеристиках объекта закупки, на основе представленных сведений в заявке на участие в конкурсе.
По каждой заявке членами комиссии оценивается предложение участника закупки в части описания свойств объекта закупки на основе представленных в соответствии с настоящим порядком оценки сведений в заявке на участие в конкурсе. Описание свойств объекта закупки должно разрабатываться участником закупки на основе описания объекта закупки и приложений к нему, являющимся его неотъемлемой частью, а также с учетом требований нормативных документов (Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 (далее - СП 1.1.1058-01), Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.3668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 года N 36 (далее - СП 2.3.6.3668-20); Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. СанПиН 2.3.2.1324-03", утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03" (далее - СанПиН 2.3.2.1324-03).
Представление предложения участника закупки о характеристиках объекта закупки, содержащее описание по каждому свойству объекта закупки в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, будет являться предоставлением "Предложение о наличии характеристики объекта закупки" необходимым и достаточным при оценке заявок. При этом, в рамках свойств объекта закупки: условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки; контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить описания таких свойств в отношении отдельно каждой номенклатурной позиции, исчерпывающий перечень которых содержится в описании объекта закупки, в соответствии с требованиями настоящего порядка оценки.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под "Предложением о наличии характеристики объекта закупки" понимается предоставление в составе заявки предложение участника закупки о характеристиках объекта закупки, содержащей описание всех свойств объекта закупки, в соответствии со всеми требованиями, установленными в настоящем пункте (в настоящем порядке оценки) и в инструкции по заполнению заявки, в противном случае предоставляемое описание признается как "Отсутствие характеристики объекта закупки".
В рамках свойства объекта закупки - процесс исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: процесс отработки заявки заказчика на поставку продуктов питания: от получения информации и её фиксации до подписания заказчиком документа о приемке, соблюдая всю хронологию действий сотрудников и временные рамки, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - условия транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий транспортировки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим транспортировки, а также уровень влажности воздуха (относительная влажность) при транспортировке, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - условия хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий хранения продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, включая температурный режим хранения, а также уровень влажности воздуха (относительная влажность) при хранении, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - условия разгрузки по адресу заказчика продуктов питания, являющихся объектом закупки согласно описанию объекта закупки, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: описание условий разгрузки продуктов питания, являющихся объектом закупки, соблюдаемых участником закупки при осуществлении своей деятельности, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: методы контроля качества продуктов питания и методы организационного контроля во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте.
В рамках свойства объекта закупки - производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, участнику закупки необходимо предоставить следующие сведения: порядок организации и проведения производственного контроля; программу (план) производственного контроля; меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля, в соответствии с порядком оценки, установленным в настоящем пункте. При этом, в предоставляемых сведениях о порядке организации и проведения производственного контроля должны содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо описать, каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью).
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" соответствующие сведения считаются представленными, если такие сведения отвечают всем соответствующим требованиям Заказчика, установленным в настоящем порядке оценки и в инструкции по заполнению заявки, вне зависимости от степени детализации таких сведений.
Значение количества баллов по характеристике N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", по шкале оценки:
Значение детализирующего показателя - характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" Количество присваиваемых баллов
Предложение о наличии характеристики объекта закупки 100 баллов
Отсутствие характеристики объекта закупки 0 баллов
Представленные сведения в предложении участника закупки о характеристиках объекта закупки должны носить однозначный характер и не допускать двусмысленных толкований.
В рамках свойства объекта закупки - контроль качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящая закупка, при указании какого-либо контроля (способа контроля), необходимо также указать периодичность такого контроля и лиц (должность), осуществляющих такой контроль.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" под методами контроля качества продуктов питания понимаются способы осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика, а под методами организационного контроля - способы контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс.
При предоставлении описания свойств объекта закупки, участник закупки должен не повторить требования описания объекта закупки и приложений к нему, являющимися его неотъемлемой частью, и/или положения нормативной документации, а представить описание по соответствующему свойству объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений описания объекта закупки (приложений к нему)/нормативной документации и имеющихся у участника закупки конкурентных качеств.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика, необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого продукта питания отдельно, а также предоставить сведения о периодичности осуществления каждого такого способа и лице (лицах) (должность/должности), осуществляющих каждый такой способ контроля.
В рамках характеристики N 1 (качество товаров (работ, услуг)) показателя "качественные характеристики объекта закупки" при описании способов контроля за действиями сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, необходимо не только перечислить сами способы, но и описать процесс их применения в отношении каждого сотрудника отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, выявленных при контроле за действиями сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, с описанием видов санкций, случаев их применения и процесса их применения к каждому сотруднику отдельно из числа сотрудников, которые будут задействованы во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс".
Комиссия УФАС отмечет, что Закон о контрактной системе и принятые на его основе нормативно-правовые акты РФ не регламентируют установление в документации тех или иных показателей (кроме указанных в положении 2604), а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев (кроме указанных в Положении). В связи с чем, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, принадлежит Заказчику.
Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки по указанному показателю позволяет прийти к выводу о том, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Изучив вышеуказанный порядок оценки, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в извещении содержится: перечень свойств объекта закупки, подлежащих описанию участником закупки в составе заявки и последующей оценке по указанной характеристике; шкала оценки заявок по указанной характеристике.
Таким образом, установленный Уполномоченным органом, Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Комиссия УФАС отмечет, что спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Уполномоченного органа, Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС, Заявитель не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, в части обоснования того, каким образом нарушаются требования законодательства, также подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя, что рассматриваемый порядок оценки ограничивает количество участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что скопированные в жалобу положения порядка оценки заявок на участие в конкурсе, не свидетельствуют о наличии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе в части формирования ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок.
Таким образом, в указанной части Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами комиссии заказчика.
Если в положениях настоящей инструкции не конкретизирован порядок предоставления сведений о значениях конкретных показателей, в случае установления в Приложении N 3 к описанию объекта закупки требований с использованием или без использования знака двоеточия - считать, что в таких положениях инструкции описан порядок предоставления сведений о значениях конкретных показателей для каждого из таких случаев.
В случае установления конкретных значений показателей (характеристик) товаров, по которым установлены требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых не могут изменяться, участником должны быть указаны значения без изменений, включая все слова, словосочетания, знаки, союзы, наречия, указанные Заказчиком в требованиях к значению показателя, за исключением слов, словосочетаний "должен(-но;-ны;-на)", "должен(-но;-ны;-на) быть". Сведения о значении показателей описывающих массовую долю каких-либо веществ или примесей, в пересчете на сухое вещество предоставляются в составе первой части заявки без изменений, в соответствии с требованиями настоящего извещения. Обоснование использования дополнительной информации, а также дополнительных потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии со статьей 33 Закона N 44 ФЗ: в технических характеристиках КТРУ на требуемые товары отсутствует требование о соответствии нормативно-техническому документу - ГОСТ, РСТ РСФСР действующему на территории Российской Федерации. Заказчиком установлены дополнительные требования к техническим характеристикам в соответствии с параметрами и нормами для требуемых товаров, установленными в ГОСТ, РСТ РСФСР. Включение дополнительных требований необходимо для проверки качества товаров на соответствие его действующему нормативному документу при непосредственной приемке товара.
1. Требования к минимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков: "не менее", "не меньше", "наименьшее значение", "минимально", "минимально от", "более", "больше", "выше", "не ", "", ">", "не <".
1.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "наименьшее значение", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "более", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "выше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака ">", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "не ", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не менее", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "минимально", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.9 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "не <", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не меньше установленного Заказчиком минимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
1.10 При указании значений показателей товаров, по которым установлены требования к минимальному значению показателя товара, таких как марка, класс, группа, сорт, участнику необходимо указывать значение лучше либо не хуже установленного, в соответствии с описанным выше порядком указания значений показателя, руководствуясь положениями установленной Заказчиком нормативно-технической документации.
1.11 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 1.1 - 1.10 указаны в наименовании показателя (в данном случае наименование показателя и требования к его значению разделено знаком двоеточия), при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
1.12 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "минимально от", означает что участник закупки обязан указать значение, превышающее установленное Заказчиком минимальное значение показателя, без использования предлога "от", если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2. Требования к максимальным значениям показателей (характеристик) товара установлены Заказчиком с использованием слов/словосочетаний/знаков: "не более", "не выше", "не больше", "наибольшее значение", "предельно", "максимально до", "меньше", "менее", "ниже", "не ", "", "<", "не >".
2.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "наибольшее значение", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "менее", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "ниже", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "<", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "максимально до", означает что участник закупки обязан указать значение, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя, без использования предлога "до", если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "не ", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, меньше установленного Заказчиком максимального значения показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не более", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием словосочетания "не выше", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.9 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием слова "предельно", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.10 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.11 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием знака "не >", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, не превышающее установленное Заказчиком максимальное значение показателя если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
2.12 Установление Заказчиком требований к значению показателя, когда слова, словосочетания или знаки, из пунктов 2.1 - 2.11 указаны в наименовании показателя (в данном случае наименование показателя и требования к его значению разделено знаком двоеточия), при этом в требовании к значению указано только числовое значение, означает что участник должен представить в заявке сведения о значении показателя, руководствуясь соответствующим пунктом настоящей инструкции в отношении установленного в требованиях числового значения.
3. Требования к минимальному и максимальному значению показателей (характеристик) товара.
3.1 Установление Заказчиком требований к значению показателя после знака двоеточия с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.2 Установление Заказчиком требований к значению показателя после знака двоеточия с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком "-" (тире/дефис), означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, соответствующий установленным Заказчиком требованиям, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.3 Установление Заказчиком требований к значению показателя после знака двоеточия с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.4 Установление Заказчиком требований к значению показателя после знака двоеточия с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных знаком ",", означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.5 Установление Заказчиком требований к значению показателя без знака двоеточия с использованием различных комбинаций слов/словосочетаний/знаков из пунктов 1 и 2 настоящей инструкции, в любом порядке, разделенных союзом "и", означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, если извещением и настоящей инструкцией не предусмотрено иное.
3.6 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "Наименование показателя: N1 - N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения не являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений.
3.7 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "Наименование показателя: N1 _ N2" (где N1, N2 - числовые значения) означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, в пределах установленного интервала, при этом указанные Заказчиком значения являются включенными в обозначенные предельные величины минимальных и максимальных значений.
3.8 Установление Заказчиком требований к значению показателя с использованием значений формата: "Наименование показателя: ~ N1" (где N1, - числовое значение) означает что участник закупки обязан указать диапазон конкретных значений показателя, находящегося в интервале от - 50% до +50% включительно от установленного требования, без использования знака "~".
4. Требования к значению показателей (характеристик) товара, по которым установлены в неизменном виде часть сведений (выбор вариантов значений показателей, включая сведения о соответствии товара нормативным документам). Данный вид показателей Заказчик устанавливает, руководствуясь позицией ФАС России, изложенной в письме от 1 июля 2014 года N АЦ/26362/14. Данный тип показателей относится к показателям, которые определены Законом о контрактной системе как варианты значений показателей (характеристик) товаров. При этом варианты значений, установлены Заказчиков в соответствии с требованиями нормативно-технической документации.
4.1 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием союза "или", означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования союза "или".
4.2 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием знака "/" (за исключением случаев, когда знак "/" стоит в единице измерения и в числе, выраженном в виде простой несократимой дроби, при указании марки и цвета товара, номера нормативно-технической документации), означает что участник закупки обязан указать одно конкретное из вариантов значений показателя, без использования знака "/".
4.3 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием знака ";", означает что участник закупки обязан указать два или более из вариантов значений показателя, разделенных знаком ";", включая первое установленное через знак ";", без использования знака ";".
4.4 Установление Заказчиком требований к вариантам значений показателя с использованием союза "и/или", означает что участник закупки обязан указать одно либо несколько конкретных вариантов значений показателя, без использования союза "и/или".
4.5 При указании в первой части заявки на участие в конкурсе сведений о конкретных показателях (характеристик) товаров, согласно инструкции по заполнению первой части заявки, выбрав одно или несколько из вариантов значений показателей товара, участнику необходимо указать соответствующие характеристики товара именно для выбранного(-ых) значения(-ий) показателя в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Показатели, установленные для другого(-их) варианта(-ов) значения(-ий), участник должен либо не указывать, либо вместо значения показателя использовать слова/знаки: "не указывается", "Х" и др.
Общие положения:
Во всех иных случаях, не указанных в настоящей инструкции, установлены значения показателей и требования, которые не могут изменяться, и участник закупки в первой части заявки обязан указать сведения точно в соответствии с настоящей инструкцией.
Установление Заказчиком требований с использованием словосочетания "не допускается" и его форм, означает что участник закупки обязан однозначно указать на отсутствие данной характеристики у предполагаемого к поставке товара, например, используя слово "отсутствует" либо иным способом, не допускающим двусмысленное толкование.
Установление Заказчиком требований к минимальному или максимальному значению показателя с использованием значений формата: "N1 х N2 х N3" (где N1, N2, N3 - числовые значения) означает что участник закупки обязан указать конкретное значение показателя (не интервальное) в установленном формате, при этом числовые значения должны быть указаны в соответствии с установленным требованием к минимальному или максимальному значению показателя, за исключением первого.
При составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающаяся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
В отношении способа описания объекта закупки, использованном в извещении о закупке, Заказчик поясняет следующее: Оформление требований к объекту закупки было произведено Заказчиком в строгом соответствии с пунктом 4.5 ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации". Участником в первой части заявки на участие в конкурсе обязательно должна быть указана соответствующая единица измерения, установленная Заказчиком к конкретному показателю (при наличии). При установлении требований к одному показателю с использованием альтернативных единиц измерения, Участник закупки указывает одну из представленных Заказчиком единиц измерения. Когда требование установлено только к минимальному либо только к максимальному значению показателя, без использования знака двоеточия, значение такого показателя является не изменяемым, участник закупки в первой части заявки на участие в конкурсе, обязан предоставить значение такого показателя без изменений. В случае указания на то, что товар должен соответствовать государственным стандартам, указанные участником конкретные показатели предложенного для поставки товара, должны соответствовать и государственному стандарту, и заданному диапазону значений характеристик товара, согласно извещению о конкурсе. В случае, если, на момент подачи заявки участником закупки, указанные в извещении документы о техническом регулировании утратили силу, соответствие товаров таким документам не требуется. При установлении требований по показателю, по которому установлены в неизменном виде все сведения, используется словосочетание "должен быть". В данном случае наименование показателя, его значение и единицы измерения (при наличии) представляются в строгом соответствии с установленными требованиями, с учетом положений настоящей инструкции, без использования словосочетания "должен быть". Если значение показателя товара является отрицательными значением, то участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел. Если Заказчиком установлено требование о соответствии товара конкретному ГОСТ (ГОСТам), то Участник должен использовать значения показателей, установленные ГОСТ (ГОСТами), т.е. если показатель, установленный Заказчиком имеет уточняющее слово (знак, словосочетание, формулировку или их комбинацию), обозначающее минимальное значение показателя или максимальное значение показателя, например "не менее 1", и, в то же время ГОСТ (ГОСТами) установлен конкретный перечень возможных вариантов, например "1, 2, 3", то Участник не может предложить промежуточное значение, не указанное в ГОСТ (ГОСТами), например "1,01"
Все сведения, содержащиеся в заявке участника закупки, не должны допускать двусмысленных толкований. В значениях показателей предложения участника не должно содержаться слов: "или эквивалент", "должен(-но;-ны;-на)", "должен(-но;-ны;-на) быть", "не допускается(-ются), "может быть", (и их производные), "желательно", а также рекомендуется использовать общепринятые обозначения и наименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, установленным в извещении о конкурсе в электронной форме. В случае установления единицы измерения показателя в его наименовании (в данном случае наименование показателя от требования к его значению разделено знаком двоеточия), участник должен предоставить значение такого показателя без изменений.
Применение заказчиком союза "и" и знака "," при установлении требования к показателям (характеристикам) товаров, значения которых согласно настоящей инструкции не могут изменяться либо если значения перечислены с использованием иных слов и знаков, но изменению не подлежат, это означает, что Заказчику требуются товары одновременно с каждым из указанных показателей. В этом случае участнику необходимо указать все разновидности (типоразмеры, цвета, марки и т.п.) товара со всеми перечисленными заказчиком показателями для каждой разновидности товара.
Значение, заключенное в круглые скобки, знак "(_)", является не изменяемым, указываются участником без изменения, в соответствии с требованиями, установленными в описании объекта закупки. Положения инструкции, описывающие порядок предоставления сведений в виде значений, которые не могут изменяться, согласно настоящей инструкции, являются приоритетными перед всеми остальными положениями, за исключением случаев, когда показатель является несоответствующей (несуществующей) характеристикой товара для выбранного значения показателя, который он вправе не указывать в соответствии с положениями настоящей инструкции.
При представлении сведений о значениях показателей товаров участник закупки не вправе изменять наименования показателей и наименования товаров. Изменение названия показателя товара или наименования товара трактуется комиссией как непредставление сведений о показателе. В случае отсутствия в извещении единиц измерения требуется использовать единицы измерения, указанные для данного показателя в соответствующей нормативной документации. Скопированные в заявку требования к конкретным значениям показателей со словами, указанными в инструкции, без соблюдения требований инструкции не является указанием конкретных показателей товара. В случае предоставления недостоверной информации, непредставления информации или несоответствия представленной информации требованиям извещения участник закупки не допускается к участию в ней. Участник закупки может подтвердить содержащиеся в указанной форме сведения, приложив к ней любые необходимые, по его мнению, документы. Не предоставление таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в настоящем конкурсе в электронной форме.
В случае предоставления недостоверных сведений, а также непредставления таких сведений заявка на участие в настоящем конкурсе в электронной форме может быть признана несоответствующей требованиям извещения об конкурсе в электронной форме, что влечет за собой отказ в допуске к участию в настоящем конкурсе в электронной форме участника закупки.
Участник закупки в составе первой части заявки на участие в конкурсе при предоставлении сведений о характеристиках предлагаемых товаров вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Характеристики предлагаемого участником закупки товара", при этом, такой участник конкурса должен руководствоваться вышеизложенной инструкцией по указанию характеристик товаров, предлагаемых участником закупки.
Рекомендуемая форма "Характеристики предлагаемого участником закупки товара":
Наименование товара, страна происхождения товара, товарный знак (при наличии) |
Характеристики предлагаемого участником закупки товара |
|
|
1.2. Наименование страны происхождения товара указывается в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
1.3. Порядок предоставления предложения по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен в Приложении N 4 к Извещению об осуществлении закупки (Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
1.3.1. Предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" рекомендуется предоставлять по форме "Качественные характеристики объекта закупки":
Форма "Качественные характеристики объекта закупки"
N столбца N строки |
1 |
2 |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
1.3.2. Инструкция по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки":
Инструкция по заполнению столбца N 1 формы "Качественные характеристиках объекта закупки": указывается наименование соответствующего свойства объекта закупки, по которому предоставляются сведения, при этом каждое свойство объекта закупки указывается в отдельной строке формы "Качественные характеристиках объекта закупки". Инструкция по заполнению столбца N2 формы "Качественные характеристиках объекта закупки": указываются сведения по соответствующему свойству объекта закупки, указанному в столбце N1 этой же строки, в соответствии с осуществляемой деятельностью поставщика по контракту, заключаемому по итогам конкурсной процедуры, относительно настоящего объекта закупки в соответствии с описанием объекта закупки и порядком предоставления предложения по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
1.3.3. В случае, если участник предоставляет по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не по форме "Качественные характеристиках объекта закупки", участник при формировании предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должен учитывать положения инструкции по заполнению формы "Качественные характеристики объекта закупки" и то, что такое предложение по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должно содержать всю информацию, требуемую для указания в форме "Качественные характеристиках объекта закупки". При этом, вся информация, содержащаяся в таком предложении по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" должна быть представлена в структурированном виде: любая представленная информация, относящаяся к описанию какого-либо свойства объекта закупки, должна однозначно соотноситься с соответствующим свойством объекта закупки; в рамках описания одного свойства объекта закупки должна быть изложена информация, относящаяся только к этому свойству объекта закупки.
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
Из положений извещения следует, что инструкция по заполнению заявок в значительной степени затрудняет прочтение установленных Заказчиком требований к товару, что не предусмотрено Законом о контрактной системе, более того, Комиссия УФАС приходит к выводу, что по своему содержанию подобного рода положения инструкции не определяют порядок заполнения заявок, а дают разъяснения относительно тех или иных характеристик, установленных Заказчиком, что также не предусмотрено Законом о контрактной системе и использование подобного рода конструкций является нецелесообразным с точки зрения достижения целей регулирования процедур закупок.
Кроме того, установленная Заказчиком инструкция содержит излишне подробное и объемное описание правил представления сведений о товаре, которые содержат достаточно двусмысленные условия, что в определенной степени затрудняет правильное заполнения заявок.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения, что нарушает п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЮК "Эвантика" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 сентября 2023 г. N 44-3754/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023