Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И.А. - заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля закупок,
при участии представителей:
администрации городского округа город Воронеж по Воронежской области управление муниципальных закупок: Вайс А.А. (доверенность б/н от 05.04.2023);
в отсутствии представителя Заявителя-ООО "ФАКТОР", о времени и месте рассмотрения, уведомленного надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ФАКТОР" на действия заказчика и комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Воронеж по Воронежской области при проведении аукциона N 0131300000623001678,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ФАКТОР" (далее - Заявитель) на действия заказчика и комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Воронеж по Воронежской области при проведении аукциона N 0131300000623001678.
По мнению Заявителя, комиссией Заказчика по осуществлению закупок неправомерно было принято решение о признании заявки несоответствующей требованиям извещения о проведении аукциона.
Заявитель также считает, что Заказчиком неправомерно в извещении о проведении аукциона установлено требование о предоставлении участниками закупки копии выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или копия свидетельства о регистрации средства массовой информации (в соответствии с требованиями Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации").
Представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, считает действия комиссии по осуществлению закупок, соответствующими законодательству о закупках, представил устные и письменные пояснения.
Заслушав пояснения представителя уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, а также осуществив на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение и документы об аукционе N 0131300000623001678 размещены в единой информационной системе в сфере закупок 18.08.2023.
Вместе с извещением в ЕИС размещен документ "требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и инструкция по ее заполнению".
В соответствии с указанным приложением, к участникам закупки Заказчиком предъявляется следующее требование в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ: наличие сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации").
Также, заказчиком указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию, а именно: копия выписки из реестра зарегистрированных средств массовой информации или копия свидетельства о регистрации средства массовой информации (в соответствии с требованиями Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации"). В случае если непосредственным участником закупки выступает редакция средства массовой информации, не являющаяся учредителем (соучредителем) средства массовой информации, такой участник закупки представляет Устав редакции и (или) документы, подтверждающие наличие договорных отношений между учредителем и редакцией средства массовой информации.
В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений от 29.08.2023, на участие в закупке было подано 2 заявки. Текущее снижение от начальной (максимальной) цены контракта 0,50 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона N 0131300000623001678 от 30.08.2023, заявка участника с порядковым номером N 114845759 отклонена по причине непредставления участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке документов, предусмотренных подпунктом 1) б) пункта 1 раздела I приложения к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция" в соответствии с подпунктом н) пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В составе заявки отсутствуют документы или копии документов, подтверждающие наличие сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации") и (или) Устав редакции и (или) документы, подтверждающие наличие договорных отношений между учредителем и редакцией средства массовой информации в случае, если непосредственным участником закупки выступает редакция средства массовой информации, не являющаяся учредителем (соучредителем) средства массовой информации.
Комиссия Воронежского УФАС России, ознакомившись с заявкой заявителя, установила, что в составе заявки участника отсутствовали сведения об исполнителе (ООО "Фактор") в реестре зарегистрированных средств массовой информации. В заявке участника были приложены две выписки из реестра СМИ, учредителем которого является ООО "ЭЛИЗАР". Документы, подтверждающие наличие договорных отношений между учредителем редакцией СМИ , данная заявка не содержит.
В соответствии с п.п. а) п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) информации и документов, предусмотренных подпунктами "а", "б", "г" и "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов извещению об осуществлении закупки.
Таким образом, ввиду отсутствия в составе заявки документа или копии документов, подтверждающих наличие сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации") и (или) Устав редакции и (или) документы, подтверждающие наличие договорных отношений между учредителем и редакцией средства массовой информации в случае, если непосредственным участником закупки выступает редакция средства массовой информации, не являющаяся учредителем (соучредителем) средства массовой информации комиссия по осуществлению закупок, действия комиссии по отклонению заявки заявителя не противоречат требованиям части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Вместе, Комиссией Воронежского УФАС России по результатам внеплановой проверки, проведенной на основании ч. 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установлено следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с положениями ст.8 Закона о средствах массовой информации редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных Закона о средствах массовой информации.
Средство массовой информации считается зарегистрированным с даты принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации и внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации. Регистрирующий орган обязан обеспечить внесение записи в реестр зарегистрированных средств массовой информации в день принятия соответствующего решения.
На основании решения о регистрации средства массовой информации в течение пяти рабочих дней заявителю выдается или направляется выписка из реестра зарегистрированных средств массовой информации.
Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия Воронежского УФАС России отмечает, что в соответствии с техническим заданием и спецификации к контракту, извещением о проведении аукциона предусмотрены следующие виды услуг:
- Распространение информации о деятельности администрации городского округа город Воронеж через средства массовой информации;
- Результатом оказания одной условной единицы услуги является размещение на сайте СМИ согласованного с Заказчиком информационного сообщения о деятельности администрации городского округа город Воронеж объемом не менее 1500 и до 3000 знаков (включая пробелы и знаки препинания), а также размещение согласованных Заказчиком постов о деятельности администрации городского округа город Воронеж не менее чем в двух группах / официальных страницах издания в социальных сетях: в публичном канале мессенджера Telegram, группах в "ВКонтакте", "Одноклассники".
Так, в соответствии с п. 1 раздела 3 технического задания, исполнитель по заданию Заказчика осуществляет подготовку и размещение в СМИ информационных сообщений о деятельности администрации городского округа город Воронеж в срок не позднее 1-го рабочего дня с даты получения задания или проведения мероприятия, если иное не предусмотрено заданием Заказчика. Задание предоставляется уполномоченному представителю Исполнителя посредством электронной почты / сообщения в мессенджере или иным согласованным с Исполнителем способом. Задание может быть дано Заказчиком, как в рабочие, так и праздные / выходные дни.
При этом, Заказчик не предоставил документов, подтверждающих, что услуги по разработке, осуществлению подготовки и размещения в СМИ информационных сообщений о деятельности администрации городского округа город Воронеж в срок не позднее 1-го рабочего дня с даты получения задания или проведения мероприятия, если иное не предусмотрено заданием Заказчика требуют отдельной правоспособности в виде наличия копий документов, подтверждающих наличие сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации") и (или) Устав редакции и (или) документы, подтверждающие наличие договорных отношений между учредителем и редакцией средства массовой информации в случае, если непосредственным участником закупки выступает редакция средства массовой информации, не являющаяся учредителем (соучредителем) средства массовой информации, поскольку являются сопутствующими и подготовительными и осуществляются до организации вещания.
Предметом закупки является распространение информации о деятельности администрации городского округа город Воронеж через средства массовой информации, то есть потенциальный участник, исходя из требований технического задания должен обладать навыком умения распространения информации о деятельности государственного органа через средства массовой информации с соблюдением требований действующего законодательства о распространении информации.
Следовательно, установление Заказчиком требования о наличии сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации") противоречит действующему законодательству и не соответствует предмету закупки.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. н) п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 43 Закона о контрактной системе, требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение требования о наличии сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации") противоречит действующему законодательству и не соответствует предмету закупки.
Допущенные администрацией городского округа город Воронеж нарушения, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 Кодекса об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ФАКТОР" на действия заказчика и комиссии по осуществлению закупок администрации городского округа город Воронеж по Воронежской области при проведении аукциона N 0131300000623001678 необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение требований ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - администрации городского округа город Воронеж и уполномоченному органу - управлению муниципальных закупок администрации городского округа город Воронеж предписание об устранении нарушений ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, выразившихся в установлении в извещении о проведении аукциона требования о наличии сведений об исполнителе в реестре зарегистрированных средств массовой информации (в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации").
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11 сентября 2023 г. N 036/06/49-1377/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023