Решение Приморского краевого суда
от 27 июня 2016 г. по делу N 3а-87/16
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Зайцевой О.А.
при секретаре Чондановой Л.Н.
с участием прокурора Бобылевой О.А.,
представителя административного истца ФИО10, представителя Думы города Владивостока ФИО11, представителя департамента градостроительства Приморского края ФИО12, представителя Администрации города Владивостока и управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока ФИО13, представителя Администрации Приморского края ФИО14,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл-Склад" к Думе города Владивостока, департаменту градостроительства Приморского края, заинтересованные лица: управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, Администрация города Владивостока, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю, Администрация Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части
установил:
ООО "Кристалл-Склад" обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что Обществу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>: здание - цех обжига кирпича общей площадью 2678 кв. м., на основании договора купли-продажи от 7 декабря 2005 года и акта приема-передачи от 7 декабря 2005 года; земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 3515 кв. м. с разрешенным использованием - для дальнейшей эксплуатации здания - цеха обжига кирпича, на основании договора купли-продажи земельного участка от 28 сентября 2011 года N. Согласно сведениям, указанным в ИСОГД город Владивосток, а также в схеме расположения земельного участка, выполненной ООО ФИО15, земельный участок при утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа и формировании системы зонирования указанных территорий разделен и отнесен к нескольким территориальным зонам: зоне Р-1 (зона городских лесов и лесопарков), зоне П-4 (производственно-коммерческая и производственная V класса вредности), зоне Т-3 (зона объектов автомобильного транспорта). Решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа. Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462. Нахождение спорного земельного участка в нескольких функциональных/территориальных зонах с различными градостроительными регламентами нарушает требования части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, препятствует Обществу в эксплуатации земельного участка и осуществлении своей предпринимательской деятельности, что влечет за собой признание Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в указанной части недействующими. Нормами Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что положения правил землепользования и застройки, в том числе предусматривающие параметры градостроительного зонирования, должны корреспондироваться с соответствующими положениями генерального плана городского округа или поселения. Согласно заключению Ростехнадзора объекты капитального строительства, расположенные на рассматриваемом участке являются частью единого производственного цикла по производству кирпича - кирпичный завод. Данный объект относится к объектам опасного производства, в отношении которого во избежание причинения ущерба жизни и здоровью людей и окружающей среде, должны соблюдаться специальные меры пожарной, промышленной и санитарно-эпидемиологической безопасности. При определении соответствующего функционального планирования рассматриваемой территории со стороны заинтересованных лиц не исполнена обязанность по организации единой соответствующей функциональной и в последующем территориальной зоны производственно-коммунальных объектов III и II класса вредности (зона П-2 или П-1). Просит суд признать несоответствующим законодательству Российской Федерации и недействующим решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" в части утверждения функционального зонирования, а именно одновременно зон рекреации (зона городских лесов) и производственной, в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес> с момента вступления в законную силу судебного акта; признать несоответствующим законодательству Российской Федерации и недействующим решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны Р-1 (зона парков и лесов), зоны П-4 (производственных объектов V опасности) и зоны Т-3 (зона автомобильного транспорта), в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес> с момента вступления в законную силу судебного акта; обязать Департамент градостроительства Приморского края в срок 6 месяцев с даты вступления судебного акта в силу внести изменения: в Генеральный план Владивостокского городского округа в части утверждения функционального зонирования - зона промышленного предприятия в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание-цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес>; в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления территориального зонирования, а именно зоны производственно-коммунальных объектов I-II классов вредности в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес>.
В ходе рассмотрения дела представитель административного истца несколько раз уточняла заявленные требования и в окончательной редакции просила признать несоответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" (в действующей редакции) и Генеральный план Владивостокского городского округа (текстовая и графические схемы в действующей редакции) в части утверждения функционального зонирования, а именно одновременно зон рекреации (зона городских лесов) и производственной, в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание-цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес> с момента вступления в законную силу судебного акта; признать несоответствующими законодательству Российской Федерации и недействующими решение Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 "Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа" (в действующей редакции) и Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (текстовая и графические схемы в действующей редакции) в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны Р-1 (зона парков и лесов) и зоны П-4 (производственных объектов V опасности), в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание-цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес> с момента вступления в законную силу судебного акта.
В судебном заседании представитель административного истца поддержала уточненные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении, заявлениях об уточнении требований. По существу пояснила, что в границах земельного участка с кадастровым номером N находится земельный участок с кадастровым номером N, который в настоящее время не входит в состав земельного участка с кадастровым номером N. Однако, изначально земельный участок с кадастровым номером N был сформирован под строительство и дальнейшую эксплуатацию зданий и сооружений кирпичного завода, в том числе и здания - цех обжига кирпича в 1932 году и был поставлен на кадастровый учёт в 2001 году. То есть, здания, строения и сооружения расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N и составляют совместно с объектом здания - цех обжига кирпича (лит. 14) единый производственный цикл по производству кирпича, расположенный на единой производственной площадке, эксплуатация которого возможна исключительно в рамках единого правового режима. Из кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером N усматривается, что уже в 2001 году было известно о границах земельного участка с кадастровым номером N, на котором расположено здание - цех обжига кирпича. Следовательно, спорный земельный участок на момент утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа уже был сформирован в существующих координатах, а в 2008 году были уточнены только его границы с учетом сформированного выезда и в 2011 году поставлен на кадастровый учёт. Оспариваемые нормативные акты нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку нахождение земельного участка в двух территориальных и функциональных зонах препятствует его использованию по целевому назначению. Объект капитального строительства (кирпичный завод), в том числе здание - цех обжига кирпича относится к объектам опасного производства, в отношении которого во избежание причинения ущерба жизни и здоровью людей и окружающей среде, должны соблюдаться специальные меры пожарной, промышленной и санитарно-эпидемиологической безопасности.
Представитель Думы города Владивостока в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, полагая, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты Думой города Владивостока с соблюдением установленного порядка и процедуры. Спорный земельный участок находится в двух территориальных зонах: зоне Р-1 (зона парков и лесов) и зоне П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности). При принятии или изменении правил землепользования и застройки, которыми изменяется территориальное зонирование, содержание градостроительного регламента, и соответственно, разрешенное использование земельного участка, его собственник вправе продолжать использование этого участка, без какого-либо ограничения, в том числе по сроку, если только такое использование не создает опасности для перечисленных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ объектов. Земельный участок с кадастровым номером N был сформирован и поставлен на кадастровый учёт в 2011 году, то есть после утверждения оспариваемых нормативных правовых актов. Полагает, что принятие оспариваемых актов не исключает возможность использования административным истцом спорного земельного участка по целевому назначению.
Представитель департамента градостроительства Приморского края в судебном заседании согласился с заявленными требованиями в части незаконности и недействительности нахождения спорного земельного участка в двух территориальных зонах (Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462). По существу указал, что на момент постановки земельного участка с кадастровым номером N на кадастровый учет 8 апреля 2011 года, участок находился в одной территориальной зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) и только решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года N 934 были внесены изменения в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа и земельный участок стал находиться в двух территориальных зонах: зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) и в зоне городских лесов и городских лесопарков (Р-1). Возражал против признания незаконным и недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, поскольку генеральный план является документом территориального планирования, которое направлено не только на фиксацию существующего положения, но и на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.
Представитель управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока и Администрации города Владивостока в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями. По существу пояснила, что поскольку земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на кадастровый учёт только 8 апреля 2011 году, то есть на момент разработки Администрацией города Владивостока и утверждения Думой города Владивостока Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа указанного объекта не существовало, в связи с чем, не было данных, что спорный земельный участок находится в границах двух территориальных зон. Довод о наличии спорного земельного участка в 2001 году, и уточнении в 2008 году его границ безоснователен, поскольку границы участка устанавливаются только после постановки земельного участка на кадастровый учёт. Следовательно, какие-либо права и законные интересы Общества принятыми актами не нарушены. Административный истец имеет право пользоваться спорным земельным участком в силу пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ.
Представитель Администрации Приморского края в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, ранее представил письменный отзыв на иск. По существу указал, что согласно Генеральному плану Владивостокского городского округа, утвержденному решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119, спорный земельный участок находится в производственной, коммунально-складской зоне, а также частично в рекреационной зоне. В соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, весь земельный участок находится в территориальной зоне П-4 (зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности), но на основании внесенных в данное решение изменений рассматриваемый земельный участок частично попал в территориальную зону Р-1 (зона городских лесов и городских парков). Между тем, изменение территориальной зоны (установление еще одной зоны) в отношении спорного земельного участка не нарушает прав административного истца на использование этого земельного участка в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставил, заявлений или ходатайств об отложении слушания дела или рассмотрения дела в его отсутствие в суд не поступало.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, Приморский краевой суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу частей 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.
На основании статьи 1 Градостроительного кодекса РФ и пункта 26 части 1 статьи 16 вышеназванного Федерального закона утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения и оформляется путем принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
Согласно статье 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети Интернет.
Согласно подпункту 26 пункта 1 статьи 5 Устава города Владивостока, принятого решением Думы города Владивостока от 3 марта 2005 года N 49, к вопросам местного значения города Владивостока относятся утверждение генеральных планов города Владивостока, правил землепользования и застройки.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (часть 2 статьи 47 Федерального закона N 131-ФЗ).
Как следует из материалов дела, решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 утвержден Генеральный план Владивостокского городского округа, который опубликован без приложений 19 сентября 2008 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 9, 16 сентября 2008 года в газетах "Приморская газета" N 68 (238) и "Владивосток" N 136 (4110). В настоящее время Генеральный план действует с изменениями от 18 декабря 2014 года N 401.
Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа утверждены решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, опубликованы без карт градостроительного зонирования 10 апреля 2010 года в газете "Утро России" N 39 (4233), 20 апреля 2010 года в сборнике "Вестник Думы города Владивостока" N 32 (2). В настоящее время действует редакция от 30 декабря 2014 года N 408 с изменениями от 3 сентября 2015 года.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что вступившим в законную силу решением Приморского краевого суда от 15 декабря 2015 года по делу N 3а-170/2015, проверка указанных решений Думы города Владивостока на предмет соблюдения при их принятии требований нормативных правовых актов, перечисленных в подпунктах "а", "б", "в", "г" пункта 2 части 8 статьи 213 КАС РФ, проведена, суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемых решений Думой города Владивостока соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия представительного органа на принятие нормативного правового акта, его форму, процедуру принятия, введение в действие, в том числе порядок опубликования и вступления его в силу. Решения Думы города Владивостока в данной части не оспаривались.
В судебном заседании установлено, что ООО "Кристалл-Склад" на основании договора купли-продажи от 7 декабря 2005 года и акта приема-передачи от 7 декабря 2005 года является собственником здания - цех обжига кирпича общей площадью 2678,00 кв. м. (лит. 14), назначение: нежилое, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 5 апреля 2006 года.
Также, ООО "Кристалл-Склад" на основании договора купли-продажи земельного участка от 28 октября 2011 года, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для дальнейшей эксплуатации здания - цеха обжига кирпича, общая площадь 3515 кв. м., адрес объекта: Местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - цех обжига кирпича (лит. 14). Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморского края 21 октября 2011 года.
Из кадастрового паспорта земельного участка, выданного Филиалом ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Приморскому краю 8 апреля 2011 года следует, что земельный участок с кадастровым номером N поставлен на кадастровый учёт 8 апреля 2011 года, отнесен к землям населенных пунктов с определением вида разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания - цех обжига кирпича.
При исследовании представленных кадастровых дел объектов недвижимости: земельных участков с кадастровыми номерами N и N, составленных 25 декабря 2005 года и 8 апреля 2011 года соответственно, установлено, что земельный участок с кадастровым номером N находится в границах земельного участка с кадастровым номером N, который изначально был сформирован под строительство и дальнейшую эксплуатацию зданий и сооружений кирпичного завода, в том числе и здания - цех обжига кирпича, в 1932 году и поставлен на кадастровый учёт в 2001 году. То есть, здания, строения и сооружения расположены в границах земельного участка с кадастровым номером N и составляют совместно с объектом здание - цех обжига кирпича (лит. 14), расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, единый производственный цикл по производству кирпича, расположенный на единой производственной площадке, эксплуатация которого возможна исключительно в рамках единого правового режима. Спорный земельный участок на момент утверждения Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа уже был сформирован в существующих координатах, в 2008 году были уточнены только его границы с учётом сформированного выезда, а в 2011 году земельный участок был поставлен на кадастровый учёт.
В судебном заседании установлено, подтверждено сведениями из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Приморского края (фрагмент схемы функционального зонирования и фрагмент карты градостроительного зонирования Владивостокского городского округа) и не оспаривалось всеми участниками процесса, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: <адрес> находится в двух функциональных зонах: промышленной, коммунально-складской, инженерной зоне и зоне городских лесов, и в двух территориальных зонах: зоне городских лесов и городских парков (Р-1) и зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
В силу пункта 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципальных образований.
Под территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ следует понимать планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В силу пункта 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа должен содержать карту функциональных зон городского округа.
Под функциональными зонами понимаются зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (пункт 5 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу части 8 указанной статьи земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Следовательно, утверждение в Генеральном плане Владивостокского городского округа функциональных зон не соответствующих фактическому использованию территорий не противоречит действующему градостроительному законодательству и не может нарушать права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Суду не представлено доказательств, что установленные Генеральным планом Владивостокского городского округа функциональные зоны препятствуют дальнейшей эксплуатации объекта недвижимого имущества (здания - цех обжига кирпича), в том числе и осуществлению работ по надлежащему содержанию, ремонту и оборудованию в соответствии с требованиями действующего законодательства, то есть имеются препятствия в использовании земельного участка с кадастровым номером N в соответствии с его назначением.
При этом необходимо учитывать, что Градостроительный кодекс РФ не содержит нормы, обязывающие органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из Главы 3 Градостроительного кодекса РФ Генеральный план Владивостокского городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории городского округа в целом, то есть на её возможное изменение в будущем, и не направлен на фиксацию существующего положения.
Доводы административного истца о том, что решение Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 "Об утверждении Генерального плана Владивостокского городского округа" противоречит положениям Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ не могут быть признаны обоснованными, поскольку не конкретизированы нарушенные нормы права, а ссылка на нарушение части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, пунктов 4-6 статьи 11.9, статью 36 и часть 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ не состоятельна, поскольку положения указанных норм регулируют вопросы, связанные с территориальным зонированием, а не с установлением функциональных зон. При этом суд учитывает, что статья 36 Земельного кодекса РФ утратила силу с 1 марта 2015 года.
При указанных обстоятельствах, требования ООО "Кристалл-Склад" о признании недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа (текстовая и графические схемы), утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 в части утверждения функционального зонирования, а именно одновременно зон рекреации (зона городских лесов) и производственной, в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание - цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес>, суд находит не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Как следует из положений статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки, разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. При этом в силу положений части 4 указанной статьи на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с положениями статьи 34 названного выше Кодекса границы территориальных зон при подготовке правил землепользования и застройки устанавливаются с учетом возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков, определенных данным Кодексом территориальных зон, сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ установлено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей её расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Пунктом 1 статьи 17 Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа установлено, что на карте градостроительного зонирования Владивостокского городского округа установлены границы территориальных зон. Границы территориальных зон отвечают требованию принадлежности каждого земельного участка к одной территориальной зоне.
В тоже время в судебном заседании установлено, что при утверждении Думой города Владивостока Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа решением от 7 апреля 2010 года N 462 и на момент поставки земельного участка с кадастровым номером N на кадастровый учёт (8 апреля 2011 года), участок находился в одной территориальной зоне - зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Решением Думы города Владивостока от 12 октября 2012 года N 934 в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа были внесены изменения и земельный участок с кадастровым номером N был отнесен к двум территориальным зонам: зоне городских лесов и городских парков (Р-1) и зоне производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
Правовой режим указанных зон установлен Градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в соответствии с которыми зона производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) определена для размещения промышленных и производственно-коммунальных предприятий V класса вредности с низким уровнем шума и загрязнения окружающей среды, в то время как зона городских лесов и городских лесопарков (Р-1) определена для сохранения и рационального использования существующего природного ландшафта, создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, для организации кратковременного отдыха и включает городские леса и лесопарки, а также объекты, размещение которых необходимо для функционирования зоны и которые не повлекут за собой утрату рекреационного потенциала зоны.
Вышеуказанное свидетельствует о несовместимом правовом режиме земельного участка, находящегося в двух указанных зонах.
Установленные на спорном земельном участке одновременно двух территориальных зон: зоны городских лесов и городских парков (Р-1) и зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4) не предполагают использование земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования "для дальнейшей эксплуатации здания - цех обжига кирпича".
Таким образом, Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в части установления в границах спорного земельного участка двух территориальных зон не соответствуют части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, устанавливающим обязательное требование при разработке правил землепользования и застройки и установлении границ территориальных зон обеспечить принадлежность каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные требования о признании недействующими Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в редакции решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408, в части установления территориального зонирования, а именно одновременно зоны городских лесов и городских парков (Р-1) и зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4), в границах земельного участка с кадастровым номером N подлежат удовлетворению.
При этом, признание незаконными в части Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа само по себе не свидетельствует о незаконности Генерального плана Владивостокского городского округа в этой же части.
Суд учитывает, что в соответствии с частью 16 статьи 24 и пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса РФ административный истец обращался в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа с последующим внесением изменений в Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно ответу департамента градостроительства Приморского края от 19 апреля 2016 года N, изменение Генерального плана Владивостокского городского округа и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа в районе улицы Лермонтова потребует провести соответствующий анализ прилегающей застройки всего района, по результатам которого будет рассмотрен вопрос о возможности внесения таких изменений, начало работ по внесению изменений в Генеральный план Владивостокского городского округа предусмотрено на III квартал 2016 года, обращения ООО "Кристалл-Склад", включая обращения 2015 года, включены в реестр на рассмотрение и сбора исходных данных при формировании проекта о внесении изменений в Генеральный план, а в последующем и в Правила землепользования и застройки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 178, 180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства РФ, Приморский краевой суд
решил:
административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Кристалл-Склад" к Думе города Владивостока, департаменту градостроительства Приморского края, заинтересованные лица: управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока, Администрация города Владивостока, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю, Администрация Приморского края о признании Генерального плана Владивостокского городского округа, утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденных решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462 не действующими в части - удовлетворить в части.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу решения суда Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (текстовая и графические схемы), утвержденные решением Думы города Владивостока от 7 апреля 2010 года N 462, в редакции решения Думы города Владивостока от 30 декабря 2014 года N 408, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3515 кв. м. по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир здание-цех обжига кирпича (лит. 14), почтовый адрес ориентира: <адрес> двух территориальных зон: зоны городских лесов и городских парков (Р-1) и зоны производственно-коммунальных объектов V класса вредности (П-4).
В удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным и недействующим Генерального плана Владивостокского городского округа (текстовая и графические схемы), утвержденного решением Думы города Владивостока от 15 сентября 2008 года N 119 ООО "Кристалл-Склад" отказать.
Сообщение о данном решении суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании в газете "Утро России" или сборнике "Вестник Думы города Владивостока".
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Приморского краевого суда |
О.А. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Приморского краевого суда от 27 июня 2016 г. по делу N 3а-87/16
Текст решения официально опубликован не был
Текст решения размещен на сайте Приморского краевого суда в Internet (http://kraevoy-prm.sudrf.ru)