Резолютивная часть оглашена
14.09.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ "Богатовская центральная районная больница" (далее -Заказчик) о включении сведений об ООО "ПЛАНЕТА БЕЗОПАСНОСТИ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведенного электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, здания гаража ГБУЗ СО "Богатовская центральная районная больница" (извещение N 0142200001323006506, начальная (максимальная) цена контракта - 662 422,39 руб.)(далее - Закупка),
в присутствии представителей Общества, Заказчика с надлежаще оформленными доверенностями,
УСТАНОВИЛА:
11.04.2023 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области "Богатовская центральная районная больница" (далее - Заказчик) и Общество с ограниченной ответственностью "Планета Безопасности" (далее - Подрядчик), заключили контракт N 0142200001323006506 на выполнение работ по монтажу охранно-пожарной сигнализации (в том числе системы оповещения о пожаре) (далее - Контракт).
По условиям п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с условиями Контракта, технического задания и проектно-сметной документации (приложения к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с Техническим заданием срок выполнения работ по Контракту: с момента заключения контракта в течение 200 календарных дней.
Согласно пояснениям Заказчика: "Подрядчик своевременно не приступил к исполнению Контракта.
20.04.2023 года ГБУЗ СО "Богатовская ЦРБ" получено информационное письмо от ООО "Планета Безопасности", в котором сообщалось, что организацией было заказано оборудование, поставщиком определен срок поставки - 120 дней, после чего ООО "Планета Безопасности" приступает к выполнению работ. Также дана гарантия выполнения работ в указанный в Контракте срок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
По окончании определённого срока поставки оборудования Подрядчик так и не приступил к выполнению работ.
09.08.2023 года Заказчиком направлено письмо N603 с просьбой предоставить исчерпывающую информацию о ходе выполнения работ в соответствии с условиями контракта и приложений к нему. Указанное письмо направлено в адрес ООО "Планета Безопасности" посредством электронной почты, а также размещено в ЕИС.
16.08.2023 в адрес Заказчика поступило письмо N 17 от ООО "Планета Безопасности", в котором сообщалось о нахождении директора организации на стационарном лечении и отсутствии полномочий по предоставлению информации у заместителя директора.
16.08.2023 со стороны Заказчика направлено письмо N 611 в адрес Поставщика со ссылкой на раздел 7 Контракта о том, что прохождение стационарного лечения лицом, который по настоящему контракту является подрядчиком, не является обстоятельством непреодолимой силы, препятствующим исполнению, раздела 6 настоящего контракта.
17.08.2023 Заказчиком получено письмо от Подрядчика N18, в котором сообщалось, что для решения возникающих вопросов в ближайшее время директором будет назначено уполномоченное лицо.
21.08.2023 года ГБУЗ СО "Богатовская ЦРБ" получено письмо ООО "Планета Безопасности" N 20, согласно которому директор организации обязуется дать пояснения по исполнению Контракта не позднее 24.08.2023 года.
24.08.2023 года ГБУЗ СО "Богатовская ЦРБ" получено письмо ООО "Планета Безопасности" N 27, в котором сообщалось о том, что оборудование еще не закуплено, а поставщик оборудования не давал конкретных сроков поставки, а также предложено внести изменения в исполнительную документацию в части исключения из проектной документации одного из приборов.
Вместе с тем, процесс внесения изменений в проектно-сметную документацию и последующее согласование с Министерством здравоохранения Самарской области занимает большое количество времени, из-за чего окончание работ к сроку становится явно невозможным.
На основании вышеизложенного, ГБУЗ СО "Богатовская ЦРБ" принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0142200001323006506 от 11.04.2023 г".
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта сформировано и подписано в ЕИС, а также получено Обществом 29.08.2023, соответственно, вступило в силу 08.09.2023.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Из пояснений ООО "Планета безопасности" следует, что "подрядчику требовалось закупить оборудование, допущенное к применению органами государственного надзора. Поставщик оборудования постоянно переносил сроки поставки и фактически не гарантировал поставку оборудования в целом. В адрес Заказчика направлено письмо N27 от 24.08.2023 с просьбой внести изменения в проектную документацию".
Однако, представленные пояснения не опровергают факт недобросовестного поведения Общества при исполнении контракта.
Работы по монтажу системы автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, здания гаража ГБУЗ СО "Богатовская центральная районная больница" не исполнены.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
В рассматриваемом случае подрядчиком не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Следует отметить общественную значимость рассматриваемого контракта.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Планета безопасности" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Общественные отношения, направленные на удовлетворение публичных нужд государства в товарах (работах, услугах), характеризуются повышенной социальной значимостью, в связи с чем принятие участником закупки на себя обязательств по исполнению контрактов, заключенных с целью обеспечения публичных нужд, требуют от последнего проявления повышенной ответственности при исполнении таких контрактов (в том числе строгого соблюдения сроков выполнения работ, требований к качеству работ и т.д.).
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Планета Безопасности" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений Контракта.
В указанном случае Обществом не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ПЛАНЕТА БЕЗОПАСНОСТИ" (ИНН: 6324074081, КПП: 632401001, юридический адрес: 445021, Самарская область, г. Тольятти, ул.Баныкина, дом 27, офис 302, сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица общества: Смирнов Михаил Евгеньевич (ИНН 632403922504) в реестр недобросовестных поставщиков, учредителях общества: Смирнов Михаил Евгеньевич (ИНН 632403922504), Вахтерова Галина Викторовна (ИНН 632301732590) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Исключить информацию об ООО "ПЛАНЕТА БЕЗОПАСНОСТИ" сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителях общества из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 19 сентября 2023 г. N РНП-63-223
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023